Закономерности происхождения государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 00:04, курсовая работа

Краткое описание

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Файлы: 1 файл

Теория гос и права.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

Все большее удаление родоплеменных структур от первоначального равенства стимулировалось также развивающимся процессом концентрации богатства, его накоплением в узком привилегированном слое, что в конце концов привело к появлению частной собственности или «власти-собственности», а на их основе – к эксплуатации человека человеком.[15, с.7]

Переход от первобытнообщинного строя к государственно организованному обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни – укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности.

Чем отличается государство от органов управления первобытного общества? Можно указать следующие признаки государства:[8, с.51]

1. наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого себя;

2. разделение населения на территории. В отличие от первобытного общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности к роду, племени, в условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с наилучшими условиями управления, поскольку разложение первобытнообщинного строя приводит к постоянным перемещениям людей.

Необходимо выделить и признаки государства, отличающие его от других, существующих в обществе организаций:[8, с.51]

1. государство – единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает всего населения. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой – право на покровительство и защиту государства;

2. государство обладает суверенитетом, как внешним, т.е. независимостью от других государств в международных отношениях, так и внутренним – независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям;

3. наличие специального аппарата принуждения. Только государство включает такие структуры, как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами;

4. только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, постановления и т.п.

Имея в виду указанные признаки государства, следует рассматривать и основные закономерности его возникновения, общие для любого региона, для любой исторической эпохи.

Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения общественных структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.

Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю – государственной или частной.

Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат. Поэтому не случайно, что первоначально государства возникают в эпоху бронзы, а в Южной Европе – позднее, в эпоху железа.

Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что в свою очередь определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это в конечном итоге приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало азиатское государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.

Государственный аппарат сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.

Основными причинами появления государства были следующие:[8, с.54]

– необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;

– необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;

– необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем – к появлению социальных антагонизмов и сопротивления той части общества, которая подвергалась эксплуатации;

– необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, несправедливые;

– необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных богатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства.

В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинства восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов.

Право формировалось одновременно и параллельно с государством (а в определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводил к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот.

Господствующая в обществе форма собственности на основные средства производства самым существенным образом влияет на характер и содержание появляющихся государств и правовых систем. Так, частная собственность делает необходимым создание механизмов, обеспечивающих согласование интересов и воли собственников. Отсюда республиканские формы правления и развитая рабовладельческая демократия, а также широкое законодательное регулирование общественных отношений в Афинах и Риме. Фактически государственная форма собственности на землю при общинном землепользовании в Китае, Индии и других азиатских государствах влекла возникновение деспотических, авторитарных систем, причем роль законов выполняли нравственно-религиозные догмы и правовые обычаи. Государственная собственность на землю, сочетающаяся с ее разделением между членами общественной элиты в Спарте, привела к существованию там аристократической республики.

 

 

Заключение

 

Таким образом, все поставленные во введении курсовой работы задачи решены, и цель ее написания достигнута. Подведем итоги проделанной работы.

Происхождение государства и права было и остается традиционным объектом исследовательского внимания ученых – философов, социологов, политологов, экономистов, правоведов, психологов.

Множественность теорий происхождения права объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Различают такие теории права, как:

-теологическая;

-договорная;

-патримониальная;

-ирригационная;

-патриархальная;

-психологическая;

-историко-материалистическая;

-марксистская;

-насилия;

-органическая;

-расовая;

-и т.д.

В рамках курсовой работы была дана характеристика первобытного общества для лучшего уяснения закономерностей возникновения государства и права. Выяснилось, что: экономика этого общества была основана на общественной собственности; основной единицей общества была родовая община – объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность; все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов; в обществе применялось обычное право (основанное на обычаях).

В эпоху неолита, начались разложение первобытнообщинного строя и постепенный переход к государственно организованному обществу.

В период формирования «протогосударств» и возникновения социального неравенства произошло разделение путей развития человечества (а также государства и права) на «восточный» (сохранилась общественная собственность на землю) и «западный» (появилась частная собственность на землю).

 

 

Список использованных источников

 

  1. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. -2008. -№7. –С.5-9.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. –Москва: Омега-Л, 2009. -608 с.
  3. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. –Минск: Амалфея, 2002. -655 с.
  4. Декларация независимости США / пер с англ. О.А.Жидкова. –Москва: Прогресс, Универс, 1993. -2 с.
  5. Демин А.В. Теория государства и права: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2002. -396 с.
  6. Дробязко С.Г. Общая теория права: учебное пособие для ВУЗов. –Минск: Амалфея, 2007. -480 с.
  7. История политических и правовых учений / под общ.ред. В.С. Нерсесянца – Москва: НОРМА, 2003. -352 с. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / под ред. проф. О.В. Мартышина. –Москва: НОРМА, 2004. -512 с.
  8. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие. Москва: Юристъ,1999. -335 с.
  9. Ковкель Н.Ф. Общая теория права: опорный конспект лекций. –Минск: БГЭУ, 2009. -119 с.
  10. Косарев А.И.Происхождение и сущность государства. –Москва: Знание, 1969. -52 с.
  11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права – М.: Инфра-М, 2002. -418 с.
  12. Общая теория государства и права: Учебник / под ред. В.В. Лазарева. –Москва: Юристъ, 2000. -524 с.
  13. Слободчиков Н.А. Общая теория государства и права. –Минск: МИТСО, 2007. -55 с.
  14. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. -2-е изд. – Москва: Юристъ, 2001. -776 с.
  15. Чиркин В.Е. Три ипостаси государства // Государство и право. - 2003. -№8. –С.7-11.
  16. Широков А.Т. Происхождение государства: Учебное пособие. –Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 1998. -68 с.
  17. Широков, А. Т. Теория государства и права: курс лекций – Минск: БГЭУ, 2009. - 154 с.
  18. Энгельс Ф.Происхождение семьи, частной собственности и государства. –Москва: Государственное издательство политической литературы, 1986. - 224 с.

Информация о работе Закономерности происхождения государства и права