Законность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

Оглавление

Введение
1. Понятие законности и ее сущностные признаки
2. Принципы законности.
3. Гарантии законности.
4. Содержание законности.
5. Требования законности
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ЗАКОННОСТЬ КУРСОВАЯ.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

В дореформенный период принцип единства законности  служил укреплению административно- командной системы. В настоящее время политико- правовая ситуация изменилась: возросла роль территориальных регионов в принятии принципиально важных государственных решений, осуществлена приватизация крупных промышленных предприятий и др. Как видно, республики, области, края, проявляя инициативу, допускают отступления от Конституции РФ, иных федеральных законов, ссылаясь на своеобразие местных условий. В этой связи проблема единства законности приобрела политическую остроту. Разумеется, единство законности шаблона в применении правовых актов на местах, ущемление самостоятельности мест. Вместе с тем, если видеть в законности особый правовой режим, основанный на точном соблюдении законов, то их применение  должно быть одинаковым на территории страны. Недопустимы попытки сознания в отдельных республиках, краях, областях, районах или предприятия своей законности.

Единство законности связано и с четким определением компетенции центра в лице его законодательных и исполнительных органов, и компетенции республик и регионов в лице соответствующих органов. С этой точки зрения, требования законности едины и к центральным органам,  обязанным соблюдать не только законы сообщества, но и законы отдельных частей, и к органам республик, которые призваны следовать не только собственным законам, но и законам федерации.

Следовательно, единство законности опирается на единообразное понимание законов и подзаконных актов на всей территории страны и во всех областях жизни. Вместе с тем, единство законности не исключает определенной независимости региональных органов власти, основывающейся на местных условиях. Все дело в том, чтобы при учете местных особенностей не допускались отступления от общего для всех федерального законодательства и др. В настоящее время для Российской Федерации это приобретает особо важное значение, в связи с ранее названным факторами.

Гарантированность прав и свобод личности. Россия, провозгласив построение демократического правового государства, утверждает права и свободы человека, его честь и достоинство, рассматривает личность как высшую социальную ценность. Показательна в этом плане глава 2 Примечательно, что в Основной законе страны утверждается: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и соответствии с настоящей Конституцией»(ч.1ст.17).

По-видимому, в этой связи, в статьях 45 и 46 Конституции содержатся формулы: «государственная защита прав и свобод человека и гражданина», «судебная защита прав и свободы».Уместно назвать и конституционное положение о том, что каждому гражданину гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи(ч.1ст.48 Конституция РФ).

Как видим, рассматриваемый принцип, прежде всего, обращен к копитентным государственным органам. Смысл конструкции рассматриваемого принципа понятен, ибо таким путем и законодатели, и правоприменители ставятся в достаточно жесткие правовые рамки.

Неотвратимость наказания за совершенное правонарушение. В буквальном смысле неотвратимость- это свойство, означающее неминуемость, неизбежность наступления вслед за событием того или иного следствия. Юридическая природа законности рассказывается, в частности, в следующим: если за то или иное деяние должны последовать меры юридической ответственности, то без законных оснований никто не может быть от этого освобожден. Этот принцип оказывает серьезное воздействие на правосознание граждан и должностных лиц. Эффективная работа правоохранительных органов, высокая раскрываемость преступлений могут способствовать внедрению в общественное сознание представления о неизбежной связи правонарушения и наказания.

Санкции закона должны работать .Если совершено правонарушение, а управомоченные органы не реагируют, ответственность не наступает, то это подрывает идею законности, наносит авторитету правоохранительных органов. Неотвратимое наказание любого из субъектов права за неисполнение или недолжное исполнение юридических обязанностей - важные основы формирования демократического правового государства.

Недопустимость отступления от требований законов по мотивам целесообразности. Этот принцип заключается в том, что требованию целесообразности не должно противоречить требованию законности.

Заметим, слово «целесообразный»  означает «соответствующий поставленной цели, вполне разумный, практически полезный»[3].

В правовой сфере различают целесообразность законов, иных нормативных правовых актов и целесообразность их правоприменения.

Вопрос о целесообразности в первом аспекте решается с учетом того,что законы- результат правотворчества ,могут быть несовершенными с момента принятия или по истечении определенного периода времени.В такой ситуации отдельные субъекты, осуществляющие правоприменительную деятельность, полагают, что такой «целесообразный» закон можно обойти. Юридические вопросы надо решать, исходя из жизненных потребностей, собственного понимания справедливости.

Законность и целесообразность в правоприменении - понятия не противоположные, но и не тождественные. Не всякое, законное решение всегда выступает как наиболее целесообразное (избрание в отношении организаторов крупных преступных групп такой меры пресечения, как залог).

Итак, целесообразность в применения правовых норм – это такая их реализация, при которой достигаются цели закона. Таким образом, целесообразность законности означает соответствие правотворческой и правоприменительной деятельности предписаниями закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Гарантии законность

 

Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т. е. гарантии законности. Гарантировать законность - значит сделать ее незыблемой. Гарантии законности - это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

 

Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства.

Общие условия суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.

Нередко в литературе общие условия как гарантии законности трактуются чрезвычайно широко. Под экономическими гарантиями понимается существующая система хозяйства, форма собственности, под политическими - политическая система, под социальными - классовая структура общества и т.д. Такое понимание гарантий может удовлетворить потребности практики, ибо их влияние на состояние законности неоднозначно, иной раз они оказывают на нее негативное воздействие. Поэтому общие условия необходимо рассматривать конкретно, выделять в них те факторы, которые положительно воздействуют на реализацию права.

Важной предпосылкой наилучшего использования благоприятных условий в деятельности по укреплению законности является их максимально возможная конкретизация. Экономический строй, политическая система, господствующая идеология вряд ли могут рассматриваться как факторы, обеспечивающие законность. Проанализируем это положение на примере собственности. Длительное время считалось, что социалистическая собственность (в отличие от частной) сама по себе является условием обеспечения законности. Такой вывод основывался на предположении, что она порождает у человека чувство хозяина, собственника средств производства, способствуя их сохранению, приумножению, защите. Однако, как мы все убедились, социалистическая собственность стала причиной рождения и других, чуждых законности явлений - бесхозяйственности, хищений и т. д.

Речь, следовательно, идет о том, чтобы выделить из условий общественной жизни те, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки для их развития и воздействия на людей, а также путем использования организационных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных факторов. Рассмотрим эти общие условия, выступающие гарантиями законности.

Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т. д. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т.д. Подобные факторы самым непосредственным образом влияют на состояние законности. Так, в условиях нестабильности экономики, падения производства, разрыва хозяйственных связей, роста цен, галопирующей инфляции возрастает социальная напряженность в обществе, что ведет к анархии, дезорганизации, росту числа преступлений, причем не только хозяйственных.

Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии, не мощью репрессивного аппарата. Сильная государственная власть - это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями. В условиях же дезорганизации государственно-властных структур, борьбы за власть, неспособности государства обеспечить реализацию принимаемых решений, низкого уровня исполнительской дисциплины, расцвета бюрократизма, коррупции законность не только не повышается, но и снижается, причем до опасного предела. Сильное государство ни в коей мере не означает централизацию государственной власти, авторитарный режим, который не обеспечивает, а, напротив, отрицает законность. Важным условием укрепления государства, обеспечения законности и правопорядка является демократия. Демократическое государство не слабая, аморфная власть. Это система сильной и в то же время целиком ответственной перед народом власти, основанной на демократических принципах формирования и функционирования (разделение властей, парламентаризм, гласность, верховенство Конституции и т.д.).

Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.

Необходимый уровень культуры обеспечивается организацией правовой пропаганды, четкой системой воспитания у граждан высоких нравственных качеств, патриотизма, ответственности, чувства права и законности. В условиях разрушения системы воспитания идеологический вакуум заполняется чуждыми обществу воззрениями, негативно влияющими на состояние дисциплины, организованности, законности (распространение порнографии, господство силы и др.), способствующими росту правонарушений, преступности, ставящими под угрозу режим законности.

Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. Падение жизненного уровня населения, рост безработицы, стоимости жизни, социальных услуг самым непосредственным образом сказываются на уровне законности, провоцируя граждан на поиски путей незаконного обогащения, обход закона, порождают национальные и социальные конфликты и т.д. Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод.

Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны. Важное значение для реализации права и уровня законности имеют используемые законодателем правовые средства, методы, способы и типы правового регулирования, принципы, на которых строится законодательство. Так, отстающее от динамического развития общественных отношений законодательство затрудняет борьбу с преступностью.

Гарантиями законности являются также соответствующие субъективные факторы. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций. Непосредственное влияние на уровень законности оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепции. Например, несомненный ущерб в деле обеспечения законности нанесло игнорирование таких «буржуазных» (так их называли до недавнего времени) теорий, как идея правового государства, разделение властей, парламентаризм и т.д. Напротив, научно-теоретическая разработка идеи правового государства, внедрение основных ее положений в законодательную и правоприменительную практику позволяют укрепить законность в деятельности государственных органов. Проявлениям беззакония и произвола в их деятельности способствовали теоретические положения об усилении классовой борьбы с построением социализма, об отмирании государства, о сокращении сферы правового регулирования и т.д.

Уровень законности определяется и эффективной деятельностью политического руководства, правильным избранием лидерами приоритетов при принятии политических решений, готовностью и умением соответствующих органов вести борьбу за укрепление законности.

Специальные средства обеспечения законности-это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства).

Информация о работе Законность