Законность и правопорядок

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 09:39, контрольная работа

Краткое описание

Без наличия законов и других правовых актов, их реализации в жизни невозможно цивилизованное существование государства. Любое человеческое общество, независимо от того, на какой ступени цивилизации оно находится, нуждается в определенной правовой организации. Устанавливаемый порядок объективно обусловливается уровнем развития общества.

Оглавление

1.Введение. стр 2
2.Законность и правопорядок. стр 3-7
3.Основные идеи законности. стр. 7-9
4.Гарантии законности и правопорядка. стр 10-12
5.Заключение. стр.12-14
6.Список использованной литературы. стр.14

Файлы: 1 файл

контр селиванова.doc

— 70.00 Кб (Скачать)
 
 

    4.Гарантии законности и правопорядка.

    Существует  пять гарантий законности и правопорядка: экономические, социальные, политические, идеологические, юридические.

    Юридическое требование законности состоит в  следующем:

  • Справедливое наказание за неисполнение норм права;
  • Законодательное закрепление верховенства закона и определение способов его охраны;
  • Возложение на определенные органы обязанности охранять законность, пресекать её нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов и определение их прав по реализации функций охраны законности и правопорядка;
  • Законодательное закрепление права граждан отстаивать свои права, запрещение использования своих прав  в ущерб правам других лиц, конституционное закрепление идеи презумпции невиновности.

    Эти правовые способы закреплены в Конституции  РФ, а в отраслевом законодательстве получили конкретизацию.

    Правоохранительные  органы пресекают нарушения законности, восстанавливают нарушенные права, устраняют неблагоприятные последствия  правонарушений, добиваются перевоспитания правонарушителей.

    Прокуратура – это специальный орган, на который  возложены обязанности общего надзора  за законностью следствия и дознания, содержания в местах заключения, за актами судебных органов с точки  зрения их обоснованности и законности. Её деятельность осуществляется в специфических формах: привлечении к уголовной ответственности; поддержание государственного обвинения в суде; разрешение жалоб граждан; выдача ордеров на арест и обыск; принесение протеста на незаконные нормативные акты и индивидуальные решения государственных органов, должностных лиц, учреждений и организаций; проверка состояния законности в учреждениях и организациях; надзор за деятельностью муниципальной и криминальной милиции; обращение с исками в суд в целях защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

    Деятельность  судебных органов на основе гласности  должна создавать условия для  укрепления законности и правопорядка в нашей стране, включая и впервые  осуществленный в нашей стране конституционный контроль.

    В современных условиях особое значение имеет нормативное закрепление  обязанностей Президента России быть гарантом конституционной законности, используя для этого все законные средства, включая, в первую очередь, деятельность правоохранительных органов по пресечению правонарушений и устранению их вредных последствий, профилактическую работу. Кроме того, важно личное восприятие каждым идей законности и понимания необходимости укрепления правопорядка.

    Большое значение в современных условиях приобретает комплексная разработка системы мер и государственно-правовых механизмов для защиты конституционных прав и законных интересов граждан, субъектов федерации, предотвращения злоупотребления государственными органами своими правами, обеспечение единства правовой системы. Отсутствие конституционного механизма ответственности должностных лиц всех ветвей власти, за принимаемые решения слишком очевидно для юристов, его создание напрашивается само собой.

    Понятия «законность» и «правопорядок» близки друг другу; они обычно употребляются в одном ряду. Но все же между ними есть четкая грань. Правопорядок – результат законности, характеризующий степень осуществления её требований. Если законность представляет собой режим общественно-политической жизни, который вводит известные требования, то правопорядок – это уже фактическое состояние упорядоченности общественных отношений, та нормальная жизнь, которая наступает в результате реализации требований законности. Режим законности, выраженный в виде системы политико-правовых требований, на уровне правопорядка, как бы материализуется в системе реальных, да к тому же фактически осуществляемых, правовых отношений. 
 

    5.Заключение.

    В заключении необходимо отметить, что идея правового  государства возникла и была сформирована несколько столетий назад. В течение продолжительного времени шлифовались теоретическая и практическая сторона формирования правового государства. Наибольшего успеха в строительстве правового государства добились страны, где наряду с равноправным существованием форм собственности сформировалось развитое гражданское общество.

     С точки зрения теории государства  и права правовое государство  имеет четко сформулированное определение, признаки, общие черты, основы и факторы  существования. Таким образом, правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

     Признаками  правового государства являются:

  • Верховенство закона во всех сферах жизни общества. В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его.
  • Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.
  • Взаимная ответственность личности и государства. В правовом  государстве делается акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих жесткие санкции за это (ст. ст.41 ч. 3, 52, 53 Российской Федерации).
  • Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность. В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, оно обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.
  • Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
  • Стабильность законности и правопорядка в обществе.
 
 

    6.Используемая литература:

    1. Основы государства и права /Учебное пособие. 1996 г.

    2. Правоведение /Учебное пособие. 1996 г.

    3. Общая норма права, том I, 1981 г.

    4. Журналы /Государство и право, 1996-97 гг.

Информация о работе Законность и правопорядок