Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:27, реферат
Меняются эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных процессов в обществе в рамках правовых норм. Стабильность общества - гарантия его процветания, соответственно, обеспечение этой стабильности - основная цель государства. Как отмечал Томасс Гоббс: "Только в государстве существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков, таким масштабом могут служить лишь законы каждого государства."
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ЗАКОН КАК ИСТОЧНИК ПРАВА. 6
1.1. ЗАКОН КАК НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ. 6
1.2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЗАКОНОВ. 10
2. ВИДЫ ЗАКОНОВ. 15
2.1. КОНСТИТУЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЗАКОН РФ. 15
2.2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ. 19
2.3. ОБЫКНОВЕННЫЕ ЗАКОНЫ. 21
3. ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 25
3.1. ПОНЯТИЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА. 25
3.2. ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 26
3.3. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 35
НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫЕ АКТЫ 35
ЛИТЕРАТУРА 35
Согласно статье 2 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994г., датой принятия конституционного федерального закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания, а датой принятия текущих федеральных законов считается день принятия их Государственной Думой в окончательной редакции.
Все федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом Российской Федерации.
Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после их принятия.
Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Источниками официального
опубликования федеральных
В обществе действует огромная масса различных правовых норм и нормативных актов. Чтобы проще было ориентироваться в них, необходимо постоянно приводить их в определенную систему. Такая деятельность, выражается в понятии «систематизация законодательства», т.е. упорядочения законодательных актов в целях удобства пользования ими на пратике. В юридической науке обозначились в основном три вида систематизации: инкорпорация, кодификация и консолидация.
Инкорпорация – такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках в определенном порядке. Нормативное содержание актов при этом не меняется, хотя форма изложения их сути иногда претерпевает изменения. Юридическая сила актов, подвергшихся инкорпоративной переработке, сохраняется с момента их принятия2.
Вопросами инкорпорации могут заниматься государственные органы, общественные организации и отдельные граждане. Отсюда различают инкорпорацию официальную, официозную (полуофициальную), неофициальную.
Официальная инкорпорация предполагает утверждение унифицированных собраний и сборников инкорпоративных актов органами, издавшими эти акты. По своей природе акт официальной инкорпорации – это способ опубликования и переиздания действующих нормативных положений и, следовательно, официальный источник законодательства.
Неофициальные систематические собрания формируются отдельными ведомствами, научными и учебными заведениями, частными лицами без специального поручения и контроля правотворческого органа. Поэтому неофициальные инкорпорационные сборники нельзя расценивать в качестве источников законодательства, формы опубликования нормативных актов.
Кодификация – наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. Его появление приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту органом, его утвердившим. Формами кодификации законодательства являются основы, кодексы, уставы, положения и т.д. Они представляют собой органические законы, в которых объединены различные правовые нормы, институты, регламентирующие разнородные общественные отношения определенной правовой отрасли. Целостность, устойчивость придают этим актам особый правовой колорит и юридическую силу. Все текущее законодательство сориентировано на них и им соподчинено3.
В литературе различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификации.
Всеобщая кодификация предполагает образование сводных кодификационных актов по основным отраслям законодательства.
Отраслевая кодификация представляет собой объединение нормативного материала какой-то определенной отрасли или подотрасли законодательства (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс РФ и т.д.).
Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и т.п.).
Консолидация – это устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущем правотворчеством и кодификацией. В структуру вновь образованного консолидированного акта, как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, главы, параграфы, расположенные в определенной последовательности. Такие акты в нашей стране сегодня могли бы быть приняты по вопросам налоговой, пенсионной, приватизационной политики государства4.
На основании материала, рассмотренного в данной работе, можно сделать вывод, что закон, как нормативно-правовой акт, является основным, важнейшим, существенным источником права.
Итак, закон как источник права имеет свои признаки (по содержанию, организации и процедуре принятия), виды (Конституцию, конституционные, обыкновенные), отличия от других нормативно-правовых актов.
Обеспечение стабильности в обществе защита интересов и прав его граждан есть одна из основных задач органов внутренних дел, в частности – милиции, основанная на знании и соблюдении законов нашего государства. В свою очередь знание законов – есть правовая основа деятельности милиции. Этот аспект нашел свое отражение в федеральном законе Российской Федерации «О милиции».
Федеральный закон Российской Федерации «О милиции» Ст. 4:
Правовую основу деятельности милиции составляет Конституция РСФСР, настоящий Закон, другие законы и иные правовые акты республик, входящих в состав РСФСР, акты местных Советов народных депутатов, изданные в пределах их полномочий…
В настоящее время в России остро ощущается необходимость строгого обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества. Всеобще и точное исполнение закона, уважение к нему – фундамент прочных общественных отношений, гарантия стабильности, основа прогрессивных государственных взаимосвязей между субъектами Российской Федерации.
Процесс преобразования
Российского общества находит своё
отражение в функционировании многих
закономерностей социально-
Центральное место в иерархии тенденций развития Российского законодательства принадлежит законодательному приоритету как одному из магистральных путей эффективного обеспечения новой государственной политики в области становления рыночных отношений, всемерной охраны прав и свобод личности.
Проводимое сегодня
всестороннее обновление законодательства
– своеобразное очищение его от
рутины, засоренности и ведомственной
урегулированности. Такая реконструкция
обусловлена также
Всеобщее и точное исполнение закона – фундамент прочных государственных взаимосвязей между республиками и центром, приоритета закона в отношении других подзаконных правовых актов.
1 Тихомиров Ю.А. Закон, стимулы, экономика. – М. : Юрид. лит., 1989. – 272с., с. 63 - 64
1 Теория государства и права. Под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ.
2 Теория права и государства./ Под. ред. В. В. Лазарева/. М.; Юрид. лит. 1994., - с.274
3 Теория права и государства./ Под. ред. В. В. Лазарева/. М.; Юрид. лит. 1994., - с.279
4 Теория государства и права /Под. ред. К.Н. Матузова и А.В. Малько/ - М.; Юристъ, 1999, - 382.