Закон и право

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:27, реферат

Краткое описание

Меняются эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных процессов в обществе в рамках правовых норм. Стабильность общества - гарантия его процветания, соответственно, обеспечение этой стабильности - основная цель государства. Как отмечал Томасс Гоббс: "Только в государстве существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков, таким масштабом могут служить лишь законы каждого государства."

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ЗАКОН КАК ИСТОЧНИК ПРАВА. 6
1.1. ЗАКОН КАК НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ. 6
1.2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЗАКОНОВ. 10
2. ВИДЫ ЗАКОНОВ. 15
2.1. КОНСТИТУЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЗАКОН РФ. 15
2.2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ. 19
2.3. ОБЫКНОВЕННЫЕ ЗАКОНЫ. 21
3. ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 25
3.1. ПОНЯТИЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА. 25
3.2. ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 26
3.3. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 35
НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫЕ АКТЫ 35
ЛИТЕРАТУРА 35

Файлы: 1 файл

Закон и право.DOC

— 157.00 Кб (Скачать)

Согласно статье 2 Федерального закона «О порядке опубликования  и вступления в силу федеральных  конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994г., датой принятия конституционного федерального закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания, а датой принятия текущих федеральных законов считается день принятия их Государственной Думой в окончательной редакции.

Все федеральные законы подлежат официальному опубликованию  в течение семи дней после их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после их принятия.

Федеральные законы и  акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении  десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или  актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Источниками официального опубликования федеральных законов  и актов палат Федерального Собрания считается первая публикация их полного  текста в «Российской газете»  или «Собрание законодательства Российской Федерации».

3.3. Система законодательства.

 

В обществе действует  огромная масса различных правовых норм и нормативных актов. Чтобы  проще было ориентироваться в  них, необходимо постоянно приводить  их в определенную систему. Такая  деятельность, выражается в понятии «систематизация законодательства», т.е. упорядочения законодательных актов в целях удобства пользования ими на пратике. В юридической науке обозначились в основном три вида систематизации: инкорпорация, кодификация и консолидация.

Инкорпорация – такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках в определенном порядке. Нормативное содержание актов при этом не меняется, хотя форма изложения их сути иногда претерпевает изменения. Юридическая сила актов, подвергшихся инкорпоративной переработке, сохраняется с момента их принятия2.

Вопросами инкорпорации могут заниматься государственные  органы, общественные организации и  отдельные граждане. Отсюда различают  инкорпорацию официальную, официозную (полуофициальную), неофициальную.

Официальная инкорпорация предполагает утверждение унифицированных  собраний и сборников инкорпоративных  актов органами, издавшими эти  акты. По своей природе акт официальной  инкорпорации – это способ опубликования и переиздания действующих нормативных положений и, следовательно, официальный источник законодательства.

Неофициальные систематические  собрания формируются отдельными ведомствами, научными и учебными заведениями, частными лицами без специального поручения и контроля правотворческого органа. Поэтому неофициальные инкорпорационные сборники нельзя расценивать в качестве источников законодательства, формы опубликования нормативных актов.

Кодификация – наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. Его появление приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту органом, его утвердившим. Формами кодификации законодательства являются основы, кодексы, уставы, положения и т.д. Они представляют собой органические законы, в которых объединены различные правовые нормы, институты, регламентирующие разнородные общественные отношения определенной правовой отрасли. Целостность, устойчивость придают этим актам особый правовой колорит и юридическую силу. Все текущее законодательство сориентировано на них и им соподчинено3.

В литературе различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификации.

Всеобщая кодификация предполагает образование сводных кодификационных актов по основным отраслям законодательства.

Отраслевая кодификация представляет собой объединение нормативного материала какой-то определенной отрасли или подотрасли законодательства (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс РФ и т.д.).

Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового  института либо нескольких правовых институтов (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и т.п.).

Консолидация – это устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущем правотворчеством и кодификацией. В структуру вновь образованного консолидированного акта, как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, главы, параграфы, расположенные в определенной последовательности. Такие акты в нашей стране сегодня могли бы быть приняты по вопросам налоговой, пенсионной, приватизационной политики государства4.

 

Заключение.

 

На основании материала, рассмотренного в данной работе, можно  сделать вывод, что закон, как  нормативно-правовой акт, является основным, важнейшим, существенным источником права.

Итак, закон как источник права имеет свои признаки (по содержанию, организации и процедуре принятия), виды (Конституцию, конституционные, обыкновенные), отличия от других нормативно-правовых актов.

Обеспечение стабильности в обществе защита интересов и  прав его граждан есть одна из основных задач органов внутренних дел, в частности – милиции, основанная на знании и соблюдении законов нашего государства. В свою очередь знание законов – есть правовая основа деятельности милиции. Этот аспект нашел свое отражение в федеральном законе Российской Федерации «О милиции».

Федеральный закон  Российской Федерации «О милиции» Ст. 4:

Правовую основу деятельности милиции составляет Конституция  РСФСР, настоящий Закон, другие законы и иные правовые акты республик, входящих в состав РСФСР, акты местных Советов народных депутатов, изданные в пределах их полномочий…

В настоящее время  в России остро ощущается необходимость  строгого обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества. Всеобще и точное исполнение закона, уважение к нему – фундамент прочных общественных отношений, гарантия стабильности, основа прогрессивных государственных взаимосвязей между субъектами Российской Федерации.

Процесс преобразования Российского общества находит своё отражение в функционировании многих закономерностей социально-правового характера. Одновременно с формированием новых социально-экономических, политических и духовных предпосылок построения российского правового государства обновляется и содержание нормативного материала, видоизменяются тенденции его совершенствования и развития.

Центральное место в  иерархии тенденций развития Российского  законодательства принадлежит законодательному приоритету как одному из магистральных  путей эффективного обеспечения  новой государственной политики в области становления рыночных отношений, всемерной охраны прав и свобод личности.

Проводимое сегодня  всестороннее обновление законодательства – своеобразное очищение его от рутины, засоренности и ведомственной  урегулированности. Такая реконструкция  обусловлена также необходимостью внедрения новых методов в управлении народным хозяйством, реформированием государственно-властных структур. Углубление специализации социально-экономических процессов увеличивает фон правовых изменен и способствует принятию важнейших законодательных актов в областях, которые ранее не охватывались правовым воздействием. Ценность закона начинает повышаться прямо пропорционально его истинной роли в жизни общества и выводит тенденцию его верховенства на передний план среди других направлений.

Всеобщее и точное исполнение закона – фундамент прочных государственных взаимосвязей между республиками и центром, приоритета закона в отношении других подзаконных правовых актов.

 

Список используемой литературы.

Нормативно – правовые акты

  1. Конституция РФ: научно-практический комментарий. / Под редакцией академика Б.Н. Топорнина. – М.: Юристъ, 1997. – 716с.
  2. Правоохранительные органы. Сборник законов. – М.: ТОО «Иван», 1994. – 384с.
  3. Сборник кодексов РФ. 4-е издание – М.: Инф. – изд. дом «Филинъ», 1998. – 664с.
  4. Уголовный кодекс РФ. Офиц. текст по состоянию на 18 окт. 1997г. – М.: Изд. группа ИНФРА. М – НОРМА, 1997. – 208с.

Литература

 

  1. Крестьянинов Е. В. Особенности порядка принятия конституционных законов.// Государство и право, 1995.- №12.
  2. Малков В.П. Опубликование и вступление в силу Федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.// Государство и право, 1995. №5.
  3. Теория государства и права. / Под ред.  К.И. Матузова и А.В. Малько. / М. Юристъ, 1999. – 672с.
  4. Теория права и государства. / Под ред. В.В. Лазарева/. – М. Юрид. л., 1994. – 380 с.
  5. Тихомиров Ю.А. Закон, стимулы, Экономика. – М. : Юрид. л., 1989. – 272с.
  6. Румянцев О.Г. Додонов В.В. Юридический энциклопедический словарь.  М.: Юрид. л., 1996 – 520с.

1 Тихомиров Ю.А. Закон, стимулы, экономика. – М. : Юрид. лит., 1989. – 272с., с. 63 - 64

1 Теория государства и права. Под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ.

2 Теория права и государства./ Под. ред. В. В. Лазарева/. М.; Юрид. лит. 1994., - с.274

3 Теория права и государства./ Под. ред. В. В. Лазарева/. М.; Юрид. лит. 1994., - с.279

4 Теория государства и права /Под. ред. К.Н. Матузова и А.В. Малько/ - М.; Юристъ, 1999, - 382.




Информация о работе Закон и право