Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:13, доклад
Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом.
Взаимосвязь гражданского общества и государства.
Гражданское
общество составляет сферу абсолютной
свободы частных лиц в
Гражданское
общество представляет собой совокупность
межличностных отношений и
Гражданское общество есть та среда, в которой современный человек законным путем удовлетворяет свои потребности, развивает свою индивидуальность, приходит к сознанию ценности групповых акций и общественной солидарности.
Главным признаком и основой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантий прав человека и гражданина со стороны государства.
Гражданское общество не представляет собой некое изолированное от государства социальное пространство, противостоящее ему в любых формах. Наоборот, гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично -- с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Вместе государство и гражданское общество как бы погружены в обволакивающее их "глобальное человеческое общество" в самом широком смысле этого слова.
Рассмотрим один из важнейших вопросов, вопрос о взаимодействии государства о гражданского общества. Он возник вместе с появлением гражданского общества. Кто должен первенствовать? Кто над кем возвышается: государство над гражданским обществом или гражданское общество над государством? Эти вопросы и в настоящее время остаются дискуссионными. Что же касается реальной, сложившейся в демократических странах ситуации, то она очевидна: первенствует тот, у кого в руках политическая власть. Вместе с тем нельзя не подчеркнуть, что гражданское общество есть крупнейшая общественная сила, с которой государство не может не считаться.
Идея гражданского общества является одной из важнейших политических идей нового времени.
Долгое
время в политической науке понятия
“гражданское общество” и “государство”
не различались, использовались как
тождественные. Однако, начиная с
середины XVII века, процессы дифференциации
различных сфер общества, освобождения
их из-под всеохватывающей
Современная политическая наука делит существующие общественные системы с точки зрения соотношения в них государства и гражданского общества на два основных типа, между которыми имеется, конечно, ряд промежуточных форм.
Первый тип - недемократический, тоталитарный. Он характеризуется полным преобладанием государства над гражданским обществом. Политическая система проникает во все сферы общества, централизованно управляет экономикой, культурой на разных уровнях, в том числе и региональном, местном. Гражданское общество вытеснено на периферию. И как следствие ограничения прав и свобод граждан складывается теневая экономика, растет влияние мафиозных структур, в духовной области возникает феномен «диссидентства», «подпольной» литературы, искусства. Юридическая сфера остается неразвитой, всесильные чиновники обладают неограниченным правом казнить и миловать.
Второй тип - демократический - противоположен первому. Роль государства, политической системы ограничена, гражданское общество играет значительную роль. Экономика в такой общественной системе основывается на разнообразных формах собственности. Существует многопартийная система, многочисленные объединения производителей и потребителей. В культурной жизни господствуют принципы терпимости, плюрализма. Созданы условия для свободной конкуренции в хозяйственной и культурной сферах.
Рассмотрим, как взаимодействует государство и гражданское общество, каковы конкретные формы их сотрудничества, делающие его плодотворным, полезным для общества в целом.
Очевидно, что гражданское общество и государство постоянно идут навстречу друг другу. Гражданское общество обращается к государству со своими инициативами, требующими государственной поддержки (прежде всего материальной), интересами, требованиями, просьбами и т.д. Государство идет навстречу гражданскому обществу в разных формах: это изучение гражданских инициатив (их поддержка или неодобрение), выделение материальных средств для развития активности многих общественных объединений, организаций, фондов.
Практически во всех современных демократических странах в системе властных структур организованы и функционируют специальные органы для связи с организациями гражданского общества. Направления и формы их деятельности чрезвычайно многообразны: регистрация данных организаций, оказание им помощи (консультация, финансирование), создание благоприятных условий для их финансирования. Например, в Великобритании действуют уже многие годы специальный государственный орган - Комиссия по благотворительности. Она регистрирует благотворительные организации и фонды (в данной стране они достаточно многочисленны), деятельность которых направлена на помощь бедным, на поддержку церкви, развитие образования, предотвращение дискриминации по расовому признаку, на защиту здоровья граждан, обеспечения равных возможностей для граждан Великобритании. Важной функцией Комиссии является оказание помощи (прежде всего материальной) общественным организациям.
Кроме специализированных органов типа Комиссии по благотворительности, есть еще одна распространенная форма контактов государства с гражданским обществом. Речь идет о том, что представители организаций гражданского общества входят в различные советы и комиссии, работающих при парламенте и правительстве. Они нередко становятся депутатами в представительных органах политической власти. В парламентских комитетах и комиссиях представители гражданского общества выступают как эксперты и профессионалы, владеющие весьма ценной информацией, касающейся конкретных проблем развития гражданского общества и состояния общественного мнения.
Среди такого рода комитетов и советов при парламентах и правительствах ряда западноевропейских стран следует отметить социально-экономические советы, имеющие консультативный характер. В них входят как представители государственных организаций, так и представители многих общественных организаций экономической и социальной сфер. Такие советы существуют во Франции, Австрии, Швеции, Италии, Бельгии, Испании и других странах. Правительства этих государств запрашивают мнение советов о проектах принимаемых законов по вопросам социального и экономического характера. В свою очередь, по инициативе данные советы могут обратить внимание правительства на важность и неотложность решения тех или иных конкретных проблем.
Среди других форм взаимодействия гражданского общества и государства следует отметить существующую во многих странах службу парламентского уполномоченного, контролирующую соблюдение прав и свобод граждан. Возглавляет эту службу независимое должностное лицо высокого ранга, ответственное перед законодательной властью. Уполномоченный получает жалобы от граждан, недовольных действиями должностных лиц или предпринимателей, и действует в соответствии с предоставленными ему возможностями изучать полученные материалы и докладывать парламенту результаты расследования с соответствующими рекомендациями. Рекомендации уполномоченных редко игнорируются, что говорит об их высоком авторитете. В Великобритании уполномоченный по гражданским правам назначается королевой по рекомендации премьер-министра. Положение уполномоченного по гражданским правам является столь высоким и ответственным, что его сравнивают со статусом генерального аудитора-контролера парламента, на которого возложены обязанности финансового контроля за расходованием правительством государственных средств.
В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, они взаимодополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. С другой стороны, частные интересы отдельных индивидов и социальных групп сталкиваются, и их реализация не может быть осуществлена без вмешательства государства. Если гражданское общество выступает опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной властью, то государство призвано противодействовать дезинтеграции общества, хаосу и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности.
Рассмотрение вопроса о взаимодействии гражданского общества с государством позволяет сделать ряд важных выводов.
1. Гражданское общество является одним из важных и мощных рычагов в системе «сдержек» и «противовесов» стремлению политической власти к абсолютному господству. Для выполнения этой миссии у него немало средств: активное участие в избирательных компаниях и референдумах, большие возможности в формировании общественного мнения (в частности, с помощью независимых телевизионных каналов), возможности в организации компаний сопротивления проведению тех или иных государственных реформ.
2. Само гражданское общество (очень многие из его организаций и объединений) нуждается в государственной поддержке. Поэтому представители организаций активно участвуют в работе ряда государственных органов. Существуя независимо от государства, будучи самообразующимися и саморегулирующимися, организации гражданского общества в различных формах взаимодействуют с государством.
3. В свою очередь, государство в высокой степени заинтересовано во взаимодействии с гражданским общество. Объясняется это рядом причин: именно гражданское общество есть источник легитимности политической силы, стоящей у власти; контакты с организациями гражданского общества являются для государства крупномасштабным источником информации о состоянии общества, его интересах, настроениях, отношении к господствующей политической власти; в сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны и т.д.) гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающее государство; среди организаций гражданского общества немало нуждающихся в материальной поддержке со стороны государства, однако есть и такие, которые оказывают финансовую помощь государству (ассоциации банков, предпринимательские союзы и др.).
4. Специфика
гражданского общества, автономный
характер и независимость
В целом же демократический режим предполагает тесное взаимодействие государства и гражданского общества как основы политической и экономической стабильности.
Противостояние гражданского общества и государства хотя и возможно, но крайне недолговечно. Прогноз такого состояния не является оптимистичным.
Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательное свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.
Информация о работе Взаимосвязь гражданского общества и государства