Взаимодействие государства и профсоюзов (как в ХХ веке, так и на современном этапе)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 16:41, реферат

Краткое описание

Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той мере, в какой это необходимо для обеспечения представительства и защиты интересов трудящихся, успешного функционирования профсоюзов и дальнейшего развития общества. В конечном счете границы правового регулирования зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, от социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.
Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов определяются исходя из их предназначения, необходимости с наибольшей пользой для трудящихся, всего общества представлять и защищать работников в сфере труда и связанных с трудом отношений:
• Средствами и методами, присущими самим профсоюзам;
• С помощью права;
• Во взаимодействии правовых и не правовых средств и методов.

Файлы: 1 файл

Vzaimodeystvie_gosudarstva_i_profsoyuzov.docx

— 23.63 Кб (Скачать)

Взаимодействие государства и профсоюзов (как в xx веке, так и на современном этапе)

 

   Предшественниками   профсоюзов   были   организации   двух   типов : легальные общества взаимопомощи, или ремесленные братства, и нелегальные стачечные кассы борьбы. Первые в своем большинстве не являлись классовыми объединениями, нередко включали в себя и хозяев. В стачечную борьбу они, как правило, не включались. Стачечные кассы были шире по профессиональному составу и стояли ближе к профессиональным союзам в современном их понимании, хотя и не имели должного организационного оформления и в силу нелегального положения не могли охватить широкие слои рабочих.

   Принятие царским правительством 4 марта 1906 г. закона о легализации профсоюзов под названием "Временные правила о профессиональных обществах, учреждаемых для лиц, занятых в торговых и промышленных предприятиях" активизировало профсоюзное движение в Беларуси. По данному документу разрешалось учреждать союзы наемных рабочих и служащих на промышленных и торговых предприятиях для защиты экономических интересов, улучшения условий труда и быта, повышения профессионального и культурного уровня своих членов.

   Однако профсоюзам запрещалось организовывать стачки, объединяться в пределах города, губернии и страны. Для контроля за их деятельностью учреждались губернские присутствия. Власти, полиция и жандармерия могли отказать в регистрации или закрыть организацию по любому поводу. Железнодорожные рабочие и служащие, работники почты и телеграфа, государственных учреждений, сельскохозяйственные рабочие вообще не имели права вступать в профсоюзы.

   Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. Как общественное явление профсоюзы представляют собой многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего характера. Это - самая массовая общественная организация.

   Профсоюзы входят в политическую систему общества как специфические общественные организации со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами.

   Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции - защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений.

   Для выполнения этой функции профсоюзы вступают во взаимодействие с органами власти и управления как на местном, региональном, так и на общенациональном уровне.

   Проблемы, решаемые профсоюзами, в значительной степени состоят в коррекции проводимой исполнительными и представительными органами государственной власти социально-экономчиеской политики в сторону максимальной выгоды для членов профсоюзов. Основными фотрамами взаимодействия профсоюзов и государства являются: проведение переговоров и заключение соглашений на равноправной основе по социально-экономическим и трудовым вопросам на различных уровнях общественно управления; соглосование критериев и показателей социальной справедливости; участие в разработке социальных программ; в формировании социальной политики государства.

   Все эти формы взаимодействия государства и профсоюзов  значительной степени могут стать действительно эффективными, когда получат соответствующее научное обоснование. Научные рекомендации нужны для профсоюзов в их участии в реформировании государственной политики занятости, в деятельности по решению проблем зароботной платы, обеспечению нормальных условий труда и его соответствующей охраны.

   Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями с помощью внутрипрофсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их защитной функции.

   Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той мере, в какой это необходимо для обеспечения представительства и защиты интересов трудящихся, успешного функционирования профсоюзов и дальнейшего развития общества. В конечном счете границы правового регулирования зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, от социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

   Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов определяются исходя из их предназначения, необходимости с наибольшей пользой для трудящихся, всего общества представлять и защищать работников в сфере труда и связанных с трудом отношений:

  • Средствами и методами, присущими самим профсоюзам;
  • С помощью права;
  • Во взаимодействии правовых и не правовых средств и методов.

   Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания, стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, положением в политической системе. Они помогают сформировать законодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов. Правовой статус профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными самими профсоюзами. При создании законодательства о профсоюзах принимаются во внимание объем и содержание их уставных (общественных) полномочий. Государство может закрепить за профсоюзами права только по тем вопросам, которыми они занимаются в соответствии с уставами в силу их общественного характера. После принятия законодательства о профсоюзах они должны соблюдать это законодательство. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений.

   Предоставленные права создают юридическую базу для выполнения их уставных задач и функций, укрепления правовой основы государственной и общественной жизни. При этом государство не вмешивается во внутренние дела профсоюзов. Они действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат регистрации в государственных органах.

   Таким образом, соотношение общественного (внутрипрофсоюзного) и правового статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи, взаимозависимости с приоритетом внутрипрофсоюзных норм при подготовке законодательства о профсоюзах и приоритетом законодательства над внутрипрофсоюзными нормами после принятия соответствующих законодательных актов.

   Рассматривая статьи, по взаимодействию государства и профсоюзов хотелось бы выделить, на мой взгляд, наиболее значимую из них – это статья закона, разработанным Правительством Республики Беларусь, «О профессиональных союзах», который предусматривает «сужественное упрощение процесса создания и деятельности в республике одной из мощнейших опрор государства-профсоюзов».

   Этот закон о профсоюзах должен «комплексно и системно урегулировать вопросы, связанные с созданием, регистрацией и деятельностью профсоюзов, их организационных структур, союзов профсоюзов».

   Также в статье говорится, что согласно новому закону вводится новый вид профсоюзов — без образования юридического лица. Для этих профсоюзов не требуется наличия юридического адреса, такие профсоюзы не подлежат государственной регистрации, но будут ставить на учёт  в соответствующих местных исполнительных и распорядительных органах.

   Кроме того, в документе устанавливается критерий представительства профсоюзов для взаимодействия с органами государственной власти по решению вопросов социально-экономического развития страны, а ткже ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров.

   Совершенствование и развитие системы социального партнерства, форм и методов взаимодействия профсоюзов (объединений профсоюзов), нанимателей (их объединений) и органов государственного управления являются одной из приоритетных задач социально-экономической политики Республики Беларусь.

   Профсоюзы участвуют в разработке и реализации социально-экономической политики государства.

   Профсоюзы вправе вносить в установленном порядке в органы государственного управления предложения о принятии, изменении или отмене актов законодательства Республики Беларусь по трудовым и социально-экономическим вопросам. Нормативные правовые акты, затрагивающие трудовые и социально-экономические права и интересы граждан (за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты), принимаются органами государственного управления с предварительным уведомлением соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов).

   Профсоюзы через своих полномочных представителей имеют право участвовать в работе коллегиальных органов министерств и других республиканских органов государственного управления, заседаниях местных исполнительных и распорядительных органов, органов управления организаций в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с соответствующими профсоюзами.

   Основаниями представительности республиканских профсоюзов (объединений профсоюзов) и их организационных структур в органах государственного управления являются:

  • наличие соответствующих выборных, руководящих, исполнительных органов и их правомочность в соответствии с нормами уставов и требованиями законодательства Республики Беларусь;
  • наличие установленной ежегодной внутрипрофсоюзной статистической отчетности по структуре и членству, а также сводной финансовой отчетности.

   При наличии указанных оснований республиканские профсоюзы (объединения профсоюзов) и их организационные структуры, включая первичные организации, созданные в организациях, обладают всеми полномочиями, предоставленными настоящим Законом, и на соответствующих уровнях обеспечивают защиту трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Заключение

   Профсоюзы вросли всеми своими «корнями» в нашу жизнь. Теперь никто просто не представляет своей жизни без них.

   Для попавших в беду людей по разным причинам профсоюз является единственной инстанцией, которая поддерживает их. Да и в моральном плане профсоюзная организация имеет большое значение для трудящихся. Чувствовать себя защищенными в наше неспокойное и сложное время – это уже много для любого человека, особенно со скромным достатком.

   Подводя итог я, хотела бы отметить, что профсоюзам необходимо поддерживать партнёрские отношения на принципах независимости, равноправия и самостоятельности с государством, разделяющим цели и задачи профсоюзов и реально добивающимся сохранения и расширения социальных гарантий для людей труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………3

Взаимодействие государства и профсоюзов (как в xx веке, так и на современном этапе)……………………………………………………………………………4

 

Заключение………………………………………………………………………………………….9

 

Список литературы……………………………………………………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Введение

Профессиональный союз (далее – профсоюз) является добровольной общественной организацией, объединяющей граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе обучающихся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов.

Согласно закону республики Беларусь № 1605-XII от 22 апреля 1992 года о «Профессиональных союзах» каждый гражданин Республики Беларусь имеет право добровольно создавать по своему выбору профсоюзы, а также вступать в профсоюзы при условии соблюдения их уставов .

Переход от плановой и централизованной экономики к рыночной, приватизация предприятий, разгосударствление собственности, либерализация цен и другие факторы привели к ряду негативных последствий: снижению качества и уровня жизни подавляющего большинства граждан, спаду производства, безработице, к несвоевременным выплатам зарплат, обострению политических и социальных противоречий. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации может послужить эффективное взаимодействие государства и профсоюзов, базирующееся на принципах социального партнёрства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Список литературы

Государство и профсоюзы / Снигирева И.О., Явич Л.С.-М.: Профиздат, 1967.-263 с.

http://news.np.by//message80618.

Кузнецов М.В. Правовая природа деятельности профсоюзов // Гражданин и право. 2004.

http://www. kaznachey.com/doc/5evGbReK10t/

http://audit-by.narod. ru/ zacon/kodex_trud.htm

 


Информация о работе Взаимодействие государства и профсоюзов (как в ХХ веке, так и на современном этапе)