В.С. Соловьев о праве и государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 20:14, реферат

Краткое описание

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) – русский религиозный мыслитель, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.Н. и Е.Н. Трубецких, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов — А. Белого, А. Блока и др.

Файлы: 1 файл

В.С. Соловьев О праве и государстве.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Философия права»

 

 

 

В.С. Соловьев о праве и государстве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) – русский религиозный мыслитель, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.Н. и Е.Н. Трубецких, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов — А. Белого, А. Блока и др.

Как писал Зиньковский В.В. «Обозревая построения Соловьева в целом, мы должны признать их имеющими высокую ценность не только в пределах истории русской мысли, но и далеко за ее пределами»1.

Труды В.С. Соловьева стали предметом глубокого и всестороннего анализа в русской эмигрантской литературе, например, в таких фундаментальных работах как Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Зеньковского, К. Мочульского, В. Лосского, Л. Шестова, А. Ященко. Среди советских философов необходимо отметить А.Ф. Лосева. Идеи мыслителя получили большое распространение, особенно в Европе, о чем, в частности, свидетельствует учреждение Римской католической церковью премии имени Вл. Соловьева. За последние годы значительный вклад в изучение творческого наследия философа внесли такие ученые как В.Ф. Асмус, А.Ф. Замалеев, А.П. Козырев, Б.В. Межуев, И.Д. Осипов.

К сожалению, до сих пор нет ни одной фундаментальной работы, специально посвященной анализу правового наследия мыслителя в целом, оценке его вклада в развитие отечественной теории права, комплексному анализу общефилософских взглядов в контексте становления концепции права и государства.

 

Учение о праве и государстве В.С. Соловьева

Центральное понятие философии Соловьева – понятие всеединства, которое разрабатывалось им под непосредственным влиянием идей Шеллинга. Ставя вопрос о том, что есть истина, Соловьев прежде всего определяет ее как действительное бытие, как истинно-сущее. Истинно-сущее, по Соловьеву, это, во-первых, множество всего того, что существует, т.е. «всё». Во-вторых, истинно-сущее не есть многое, а есть единое, поскольку истина едина, а не множественна. Таким образом, достигается наиболее точное определение истинно-сущего, которое, «будучи единым, вместе с тем и тем самым есть и всё, точнее, содержит в себе всё, или истинно-сущее есть всеединство»2.

Учение о праве Соловьева основывается на изучении и сопоставлении им природы права и морали. Согласно его взглядам нравственное требование по своему содержанию неограниченно и всегда стремится к построению идеала. Право, наоборот, носит условный характер и предполагает ограничение – в юридической области важны поступок и его результат. Нравственный закон, предписывая должное поведение, обращен только к внутренней стороне воли индивида, а юридический закон рассматривает внешнее проявление воли – имущество, действие, результат действия и т.д.3

В.С. Соловьев различает право положительное и право естественное. При этом естественное право трактуется им как общая идея права, его разумное начало Соловьев замечает, что о естественном праве речь идет «каждый раз, когда вообще говорится о каких бы то ни было правовых отношениях. Нельзя судить или оценивать какой-нибудь факт из правовой области, какое-нибудь проявление права, если не иметь общей идеи права, или его нормы»4.

Естественное право как нечто умозрительное — это, следовательно, не реально действующее право, наряду с положительным правом, а смысл всякого действующего права. «Таким образом, — писал Соловьев, — под естественным, или рациональным, правом мы понимаем только общий разум или смысл (рацио, логос) всякого права как такового. С этим понятием естественного права, как только логического prius права положительного, не имеет ничего общего существовавшая некогда в юридической науке теория естественного права, как чего-то исторически предшествовавшего праву положительному»5.

В основе права лежит «свобода как характеристический признак личности»6. Но свобода лица, поясняет Соловьев, превращается в право только тогда, когда за всеми одинаково признается их свобода. «Таким образом, — писал он, — моя свобода как право, а не сила только, прямо зависит от признания равного права всех других. Отсюда мы получаем основное определение права: право есть свобода, обусловленная равенством. В этом основном определении права индивидуалистическое начало свободы неразрывно связано с общественным началом равенства, так что можно сказать, что право есть не что иное, как синтез свободы и равенства»7. Этот синтез и есть, согласно Соловьеву, выражение смысла естественного права.

В целом определение права в его отношении к нравственности у Соловьева звучит так: «Право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла»8. Таким образом, право, согласно Соловьеву, — это выражение принудительной нравственной справедливости.

Естественное право для него не есть некое обособленное натуральное право, предшествующее исторически праву положительному. Не составляет оно и нравственного критерия для последнего, как, например, у Е. Н. Трубецкого. Естественное право у Соловьева, как и у Конта, есть формальная идея права, рационально выведенная из общих принципов философии. Естественное право и положительное право для него лишь две различные точки зрения на один и тот же предмет9.

Как «воплощенное право» и правовую организацию общественного целого, заключающую в себе полноту положительного права и единую верховную власть, трактует Соловьев государство. Речь у него идет о «правовом государстве» с тремя различными властями — законодательной, исполнительной и судебной.

В контексте христианских идеалов нравственной солидарности человечества Соловьев подчеркивает «нравственную необходимость государства» и определяет его «как собирательно-организованную жалость». Связь права с нравственностью, замечает Соловьев, дает возможность говорить и о «христианском государстве» и в этой связи также и о прогрессивной задаче государства, состоящей в том, чтобы государство «как можно вернее и шире обеспечивало внешние условия для достойного существования и совершенствования людей»10.

Выступая с критикой противопоставления естественного и положительного права, Соловьев подчеркивал, что на самом деле оба эти элемента с необходимостью входят в любое действительное право11.

Сверх общей и сверх традиционной охранительной задачи, которую обеспечивает всякое государство (охранять основы общения, без которых человечество не могло бы существовать), христианское государство имеет еще прогрессивную задачу – улучшить условия этого существования, содействующие «свободному развитию всех человеческих сил, которые должны стать носительницами грядущего Царства Божия».

Правило истинного прогресса состоит в том, чтобы государство как можно менее стесняло внутренний мир человека, предоставляя его свободному духовному действию церкви, и вместе с тем как можно вернее и шире обеспечивало внешние условия «для достойного существования и совершенствования людей».

Другой важный аспект политической, организации и жизни составляет характер взаимоотношений государства и церкви. Здесь у Соловьева прослеживаются контуры концепции, которая впоследствии получит название концепции социального государства. Именно государство должно, по мнению философа, стать главным гарантом в обеспечении права каждого человека на достойное существование. Нормальная связь церкви и государства находит свое выражение в «постоянном согласии их высших представителей– первосвятителя и царя». Рядом с этими носителями безусловного авторитета и безусловной власти должен быть в обществе и носитель безусловной свободы – человек. Эта свобода не может принадлежать толпе, она не может быть «атрибутом демократии» – настоящую свободу человек должен «заслужить внутренним подвигом»12.

Сущностью права Соловьев признавал "исторически-подвижное определение необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов – личной свободы и общего блага", где право – область внешняя, а интерес личности – область частная. "Общее благо" должно общим пределом ограничивать частные интересы, но оно не может их упразднять. Поэтому он выступал против смертной казни и пожизненного заключения, которые, по его мнению, противоречат существу права.

Соловьев в своем учении различал понятие сущности права (идею права) и позитивное право (закон). Закон – это "определенное в данных обстоятельствах места и времени ограничение личной свободы требованиями общего блага", к признакам которого он относил:

1) публичность;

2) конкретность;

3) реальную применимость.

Право должно быть обеспечено, следовательно, необходимо иметь достаточно силы для реализации правовых норм, рассуждал Соловьев. Такой силой он признавал государственную власть, содержание которой определяется деятельностью законодательной власти – власти издавать обязательные для всех законы, судебной властью – властью судить в соответствии с этими общими законами о частных делах, исполнительной властью – властью принуждать всех и каждого к исполнению законов.

Соловьев выступал против принципа разделения властей как «системы сдержек и противовесов». Он утверждал, что разобщенность и противоборство властей мешают осуществлению единой цели – "правомерному служению общему благу". По мнению Соловьева, власть является единым началом полновластия; судебная власть подчиняется законодательной, а исполнительная – «заведует принудительным исполнением законов и судебных решений» и потому производна от первых двух.

Только в государстве право способно реально осуществляться и быть гарантированным. Поэтому Соловьев называл государство «воплощенным правом». Вместе с тем он не разделял концепции правового государства, считая что граница деятельности государства лежит не в индивидуальной свободе, а в «равномерном и всеобщем характере ограничения». Таким образом, по Соловьеву, правовым принципом, определяющим деятельность государства, является не безусловная личная свобода, а условная свобода, т.е. свобода в условиях равенства13.

Как справедливо отметил И.Д. Осипов один из современных исследователей его творческого наследия «специфику философии права Соловьева образует идея равновесия и гармонии, которая во многом следует из органического метода»14. Из этого замечания мы можем извлечь следующие важные выводы: во-первых, правовые воззрения В.С. Соловьева составляют настолько значимую часть его учения, что их возможно и необходимо выделить в отдельную область исследования; во-вторых, философия права В.С. Соловьева представляет собой цельную систему, в основе которой лежит идея равновесия и гармонии; и, в третьих, связующем элементом между его общефилософским учением и концепцией права, позволяющем говорить об их взаимопроникновении и неразрывном единстве, является органический метод. Каковы же основные элементы учения В.С. Соловьева о праве.

Согласно построениям В.С. Соловьева конечной целью развития человечества является реализация нравственного идеала — Абсолютного Добра, которое для мыслителя воплощается в торжестве обновленного христианства. Главным средством реализации этого грандиозного плана, по замыслу Соловьева, и должно стать право. Из этого положения и вытекает основной постулат его концепции права, - связь права и нравственности.

 

 

Заключение

Таким образом, существование государства является, по мнению Соловьева, с одной стороны, необходимым условием существования права, а с другой - само государство и есть воплощенное право. По определению Соловьева, государство – «общественное тело с определенною организацией, заключающее в себе полноту положительного права или единую верховную власть»15 Смысл государства состоит в подчинении насилия праву, частных интересов принудительному порядку.

Основной идеей государственно-правовой теории В.С. Соловьева является утверждение неразрывной связи государства и права с нравственностью. Государству надлежит стать тем средством, при помощи которого и человечество, и отдельный человек достигнут высочайшей степени единения с Богом Смыслом существования государства должна быть такая организация общества, при которой государство способствует росту нравственности и заключает в себе высший нравственный элемент. Одним из элементарных оснований нравственности, наряду со стыдом и благоговением, является жалость. Из этого следует и определение государства как «собирательно-организованная жалости». Такое понимание смысла государства было радикально новаторским. По существу, В.С. Соловьев переносит нравственные категории, преимущественно межличностных отношений, на более высокий, социально-политический уровень. Государственно-политические взгляды В.С. Соловьева могут быть в целом определены как «либерально-имперские» или «либерально-консервативные».

Недостаточная разработанность в русской научной литературе проблемы философско-правового наследия В.С. Соловьева во многом обусловлена неверной оценкой его значения. Так Б.Н. Чичерин, Е.Н. Трубецкой и С.Ф. Кечекьян характеризовали Вл. Соловьева как дилетанта в правовой сфере, и делали вывод о том, что его правовые идеи — «самые слабые» и «наименее оригинальные» во всем творчестве — бессистемны и имеют небольшую ценность для русской философии права16. Современный исследователь А.Л. Алиева также приходит к заключению о том, что вклад Вл. Соловьева в философию права лишь «формальный» и «несопоставим с достижениями профессиональных философов права — Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, Е.Н. Трубецкого, И.А. Ильина»17.

Информация о работе В.С. Соловьев о праве и государстве