Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:07, контрольная работа
Правовые семьи образуют объединение нескольких правовых систем различных государств, которые имеют общие корни возникновения и исторического развития, основаны на одних и тех же правовых принципах и нормах, имеют одну и ту же форму выражения. Эти правовые системы имеют одну и ту же общность принципов правового регулирования, которые определяют их содержание. В этих правовых семьях обычно используют тождественные или сходные по своему значению юридические понятия, термины и категории, что объясняется единством их происхождения, распространением (или же рецепцией) целых правовых институтов и норм правовой системы одной страны на другую.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.Основные правовые системы
1.1. Англосаксонская система права
1.2. Романо-германская система права
1.3. Мусульманская система права
1.4. Социалистическая система права
1.5. Индусская система права
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
В шариате религиозная идея очень тесно взаимодействует с правовым началом. Новый этап в развитии мусульманского права связан с установлением законодательного процесса. В XIX в. в странах с мусульманской правовой системой активизировался процесс становления законодательства и возросла его роль в нормативном регулировании общественных отношений. В настоящее время в большинстве стран мусульманского мира роль шариата минимизирована.На современном этапе развития в странах мусульманского мира активно идет процесс заимствования норм других правовых систем, особенно европейской правовой системы. Это связано с тем обстоятельством, что европейская цивилизация и культура оказывают существенное влияние на многие мусульманские страны. С принятием европейской модели национального государства европейская правовая система стала нормой и во внутреннем законодательстве, и в международных отношениях, а в компетенции шариата остались только семейное право и система наследования. В Турции, например, практически уже не действуют нормы мусульманского права, а в некоторых странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений. В странах, где господствуют исламские фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, Афганистан, ЙАР, Ливия, Судан), мусульманское право имеет большее влияние. Нормы мусульманского права регулируют многие вопросы гражданского, семейного, государственного, уголовного и других отраслей права. Здесь наблюдается своеобразный ренессанс мусульманско-правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям.
Источники мусульманского права. В основу мусульманского права легли: 1) Коран, Сунна Пророка и тд. Основным источником мусульманского права служит Коран (Священное Писание). Коран является для мусульман высшим законом. Коран – последнее по времени Божественное Откровение, ниспосланное Пророку Мухаммаду в VII в. н.э. и адресованное всему человечеству. В Коране каждому человеку, независимо от вероисповедания, даются надежные ориентиры к праведному пути в жизни. Коран – важнейший памятник мировой культуры. Он состоит из 114 сур (сура – глава), а каждая сура разделяется на стихи (айаты). Книга написана рифмованной прозой, что делает ее приятной для чтения.
Коран – это не только духовная книга, но и нравственно-юридический кодекс, включающий вопросы религиозно-нравственного, гражданского, уголовного и государственного права. Однако нужно отметить, что в Коране нет систематического изложения основных начал права. Здесь различные положения нравственного и юридического характера имеют смешанное выражение. Систематизировать различного рода постановления, выносимые по разным частным случаям, – задача законоведа.Вторым источником мусульманского права является Сунна Пророка (сборник хадисов). В случае, когда в Коране нет ответов на те или иные спорные вопросы, обращаются к Сунне (предания о поведении, поступках, образе мыслей и действиях пророка Мухаммеда).
Социалистическая правовая система возникла
в России в 1917 г. Причины ее формирования
обусловлены не особенностями юридического
сознания народа, правовой доктрины, источников
и структуры права, а марксистско-ленинской
идеологией, ее принципами политического
устройства общества. Отсюда главные отличия
возникшей в начале XX в. правовой системы
от традиционных правовых семей лежат
в сфере содержания правовых норм.
В Советской России и других странах социалистической
правовой системы получили правовое воплощение
следующие идеи: централизованного управления
экономикой, хозяйственными отношениями,
что повлекло за собой использование императивных
норм, плановых регуляторов, детальной
регламентации гражданских договоров,
правового положения имущества и полномочий
субъектов; обобществления собственности,
создания государственной, "общенародной"
собственности как основы экономики; национализации
предприятий, банков, хозяйственного имущества,
а в некоторых странах-земли, других объектов
недвижимости; регулирования меры труда
и потребления и, как следствие, создания
социально-правовых институтов нормирования
трудовой деятельности и распределения
социальных благ.
Вмешательство государства во все сферы
жизни общества привело к постепенному
отмиранию частного права и доминированию
публично-правовых институтов. Идеологическим
обоснованием данного процесса стал тезис
В. Ленина о том, что Советское государство
не признает ничего частного. Многие институты
гражданского права, в том числе институт
собственности, приобрели публично-правовой
характер, важнейшие виды хозяйственных
договоров заключались и реализовались
на административно-плановой основе.
В уголовном и административном
праве приоритетно защищалась государственная
собственность, действовали запреты на
занятие частной предпринимательской
деятельностью, валютными операциями,
коммерческим посредничеством и т. д"
предусматривались серьезные санкции
за антисоветскую агитацию и пропаганду,
распространение сведений, порочащих
социалистический строй, преследовались
действия, противоречащие коммунистической нравственности.
Упрощались процедурные формы,
ограничивались права обвиняемых и подсудимых
на защиту. Результатом же стали формирование
обвинительного уклона, идеологизация
судебного производства, отказ от использования
суда присяжных.
В то же время социалистической
правовой системе присущи определенные
достижения. К их числу можно отнести:
глубокую теоретическую и практическую
проработку вопросов пользования, владения,
распоряжения государственным имуществом
(включая право хозяйственного ведения,
оперативного управления); внедрение в
мировую юридическую практику институтов
планово-правового регулирования экономических
отношений, гражданско-правового института
поставки, нормативно-правовых форм защиты
наемных работников, обеспечения гарантированного
права на труд, бесплатного образования
и др.
В настоящее время к семье социалистической
правовой системы относятся Китай, Вьетнам,
КНДР, Куба.
В настоящее
время индусское право распространяется
приблизительно на миллиард индусов. Подавляющее
большинство их проживают в Республике
Индия. Большая часть остальных индусов
представлена национальными меньшинствами
в Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии,
а также в странах на Восточном побережье
Африки – преимущественно в Танзании,
Уганде и Кении. Отсюда видно, что индусское
право применяется независимо от национальной
принадлежности или местожительства ко
всем индусам, т.е. к тем, кто принимает
сложную и весьма оригинальную совокупность
религиозных, философских и социальных
взглядов, кратко именуемую индуизмом.
Можно считать, что индусское право распространяется
на всех выходцев из Индии, исключая приверженцев
ислама, христианства, иудаизма и парсизма.
Основу индуизма составляет учение о перевоплощении
душ и кастовом делении общества. Согласно
этому учению, все хорошие и плохие поступки
человека, совершаемые им на земле, создают
основу его будущего существования, определяемую
моральными качествами истекшей жизни.
Главная черта индусского права
— тесная связь с религией. Оно является
неотъемлемой частью индуизма, в состав
которого наряду с правом входят также
различные религиозные верования и обряды,
моральные и философские ценности, предполагающие
определенный образ жизни, общественный
порядок, социальную организацию. Индусская
система права — одна из древнейших в
мире. Веды — сборники индийских религиозных
песен, молитв, гимнов и предисловий, созданные
в далекой древности, во II тысячелетии
до н.э. и даже раньше, — содержат тексты,
в которых отдельные строки можно истолковать
как правила поведения. Правда, хотя индусы
и считают веды божественным откровением
и источником религии и права, их практическое
влияние на духовную жизнь индусского
общества было весьма незначительным.
Дальнейшее развитие права связано с дхармашастрами
— обширными сводами правил поведения,
приписываемых известным ученым.
Особенно хорошо известны дхармашастры
царя Ману (II столетие до н.э.). В них содержится
относительно упорядоченная система правил,
которые с определенной долей условности
можно назвать юридическими.
Ныне сфера действия старых правовых
обычаев резко сократилась. Однако и сейчас
индусское право активно используется
при регулировании таких вопросов, как
правовое положение детей, опекунство,
усыновление, брак, раздел и наследование
имущества. Сохранилось оно также в регулировании
отношений государственного землевладения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правовая система общества- это взаимосвязанные объективное право, правовая идеология, юридическая практика, характер единства которых определяет своеобразие правовой жизни данного общества.
В правовых системах
романо-германского типа в правовой
жизни общества (преимущественно
в странах континентальной
В правовых системах англосаксонского типа в правовой жизни общества (например, в США, Великобритании) основное значение имеет юридическая практика - административная, судебная, и, прежде всего, - судебная, судебный прецедент.
В правовых системах заидеологизированного, религиозно-традиционного типа в правовой жизни общества ведущей является правовая идеология. В современных мусульманских государствах это религиозная идеология, выраженная, например, в Коране- одном из источников мусульманского права. В СССР содержание советского права во многом выражало партийную идеологию компартии (правящей, единственной в политической системе).
БИБЛИОГРАФИЯ