Виды правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:21, курсовая работа

Краткое описание

В обществе существует множество различных отношений: экономические, политические, юридические, моральные, духовные, культурные и д.р. Собственно, само человеческое общество есть совокупность отношений, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений, возникающих и функционирующих в обществе между индивидами и их объединениями, являются (в отличие от взаимосвязей в природе) общественными или социальными.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общее понятие правоотношений
1.1. Cтановление института правоотношений
1.2. Определение и сущность правоотношений
Глава 2. Классификация правоотношений _______________________________ 23
2.1. Классификации правовых отношений_______________________________ 23
2.2. Виды правоотношений и их характеристика
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 174.50 Кб (Скачать)


 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Общее понятие правоотношений

1.1. Cтановление института правоотношений

1.2. Определение и сущность правоотношений

Глава 2. Классификация правоотношений _______________________________ 23

2.1. Классификации правовых отношений_______________________________ 23

2.2. Виды правоотношений и их характеристика

Заключение

Библиографический список


Введение

В обществе существует множество различных отношений: экономические, политические, юридические, моральные, духовные, культурные и д.р. Собственно, само человеческое общество есть совокупность отношений, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений, возникающих и функционирующих в обществе между индивидами и их объединениями, являются (в отличие от взаимосвязей в природе) общественными или социальными.

Юридическую науку, естественно, интересуют, прежде всего, юридические или правовые отношения. В чём их специфика? Кратко говоря, в том, что они органически связаны с правом.

Право — особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное значение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придаёт им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид—становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку.

Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определённые отношения под свою юрисдикцию и защиту, придаёт им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло. Их участники наделяются правосубъектностью, юридическими правами и обязанностями. Эти отношения становятся подконтрольными и управляемыми. Иными словами, перед нами особая форма социального взаимодействия.

Запрещая одни действия, разрешая другие, поощряя третьи, устанавливая ответственность за нарушения своих предписаний, право таким путём указывает необходимые общественно полезные варианты поведения субъектов, ограничивает или расширяет сферу их личных желаний и устремлений, пресекает вредную деятельность.

По сравнению с другими социальными регуляторами право—наиболее эффективный, властно-принудительный и вместе с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства.

Следовательно, правовые отношения можно в самом общем смысле определить как общественные отношения, урегулированные правом. При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, семейного, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое дополнительное свойство. Иначе говоря, правоотношение не отделяется от опосредуемого им реального отношения, не находится где-то рядом или над ним, а существует вместе с ним. Ведь форма и содержание любого явления неразрывны.

Государство не может при помощи правовых средств произвольно менять изначальный характер тех или иных отношений, а тем более создавать новые.

Если бы это было возможно, то решение многих проблем жизни общества было бы сравнительно лёгкой задачей. Государство путём издания законов может в лучшем случае ускорять развитие известных отношений, улавливать тенденции, давать простор для проявления позитивных начал и, напротив, сдерживать, вытеснять негативные и отжившие связи и процессы.

Право — не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. Например, современные рыночные отношения в России стали складываться не потому, что однажды были приняты юридические нормы на этот счёт, а потому, что они вызрели в реальной жизни. Элементы этих отношений появились ещё в предперестроечное время в виде теневой, полуофициальной экономики. И только потом были приняты соответствующие акты, которые легализовали эти ростки, формы, ускорили их развитие.

Но есть и такие отношения, которые возникают только как правовые и в другом качестве существовать не могут. Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде», представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создаёт, «творит» общественные отношения, порождая новые связи.

Таким образом, проблема, рассматриваемая в данной работе достаточно актуальна. Это объясняется тем, что уровень между личностных отношений зачастую очень низок. Государству своим воздействием необходимо поднимать уровень общественных отношений любыми законными и допустимыми средствами, будь то правовая пропаганда, правовое воспитание детей в школе, в семье и т.д. Прежде всего, необходимо поднять уровень правосознания и правовой культуры, это ключевой момент, а вслед за этим культурный уровень междуличностных отношений, а вслед за ними и правовых, начнет подниматься сам собой.


Глава 1. Общее понятие правоотношений

1.1. Cтановление института правоотношений

Правовые отношения, как и всякое общественное явление, порождаются, детерминируются материальными условиями общественной жизни. К данным материальным условиям в первую очередь относится экономический строй, базис общества. Однако правоотношения детерминируются не только экономическим строем, но и всеми остальными материальными факторами общественной жизни. Сами правоотношения частично вторгаются в материальные общественные процессы. Эти внутренние факторы правоотношений также определяют свойства их надстроечных компонентов.[1]

Обусловленность материальными процессами как сущностное свойство правоотношений в определенной мере вбирает в себя материальную детерменированность права и государства. Однако степень зависимости государства, права и правоотношений неодинакова, т.к. правоотношения и сами непосредственно порождаются и обусловливаются материальными процессами общества. Такая двойственность влияет на специфику данного сущностного свойства правоотношений. С одной стороны, большая мера субъективного момента, меньшая выраженность общих интересов и потребностей материального характера сказываются на зависимости правоотношений от материальных факторов общества, придают им большую субъективность и конкретность. С другой стороны, правоотношения связаны с материальной и объективной сторонами общественной жизни теснее, непосредственнее, чем право, государство. Правовые отношения более динамичны, более изменчивы.

В то же время нельзя абсолютизировать материальную детерменированность правоотношений. Они сохраняют за собой способность к относительно самостоятельному существованию, и оказывает активное обратное воздействие на материальные, экономические процессы в обществе.[2]

В науке предпосылки возникновения правоотношений принято делить на общие и специальные (или юридические). К первым относятся те, которые необходимы для возникновения и существования любого отношения, а именно:

а) не менее двух субъектов, т.к. человек не может состоять в каком-либо отношении с самим собой;

б) интересы, потребности людей, под влиянием которых они вступают в разнообразные правоотношения.

Потребности могут быть материальными или духовными. Стремление к удовлетворению этих потребностей и вызывает к жизни соответствующее правоотношение. В более широком плане под материальными предпосылками понимается совокупность экономических, социальных, культурных и иных факторов, обусловливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений.

Однако, одних общих предпосылок недостаточно, чтобы в конкретных случаях практически возникали и действовали реальные правовые отношения, для этого нужны еще и формально-юридические. К ним относятся:

а) норма права (исходящее от государства и охраняемое им общеобязательное, формально определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющегося государственным регулятором общественных отношений.[3] Норма права состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

б) правоспособность и дееспособность субъектов;

в) юридический факт.

Юридический факт - это определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.

Эти факты становятся юридическими не в силу каких-то особых юридических свойств, а в результате признания их таковыми государством, законом. Жизнь - непрерывная цепь разнообразных фактов, явлений, действий, случаев, событий, но не все из них приобретают юридическое значение, а только такие, которые затрагивают наиболее существенные интересы общества, входят в сферу правового регулирования и могут повлечь за собой известные юридические последствия.

Таким образом, придание правового характера тем или иным обстоятельствам целиком зависит от воли законодателя, официальной власти, а не от самих участников жизненного процесса, хотя без них эти обстоятельства могли бы и не наступить. Не право порождает подобные факты, они возникают и существуют помимо него, но право придает им статус юридических в целях их регуляции и упорядочивания общественной и государственной жизни.

Юридический факт - это реакция правовой нормы на конкретную ситуацию, предусмотренную в ее гипотезе. Юридические факты служат непосредственными поводами, основаниями для появления и функционирования правоотношений.

Юридические факты многочисленны и разнообразны, поэтому они довольно подробно классифицируются наукой по различным основаниям в целях выявления их особенностей и более глубокого познания.

По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия.

События - это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей.[4] Например, стихийные бедствия - пожары (но не поджоги), наводнения, землетрясения, в результате которых гибнут люди, приносится вред имуществу, а, стало быть, возникают соответствующие правоотношения, связанные с возмещением ущерба, наследованием, страховым вознаграждением и т.д. Сами по себе указанные явления ничего юридического в себе не содержат и автоматически никак обязательств не порождают, но служат поводами, причинами для этого.

Действия - это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные (поступление на работу, выход на пенсию, вступление в брак и т.п.) и неправомерные (все виды правонарушений).

Среди юридических фактов выделяются также правовые состояния (нахождение на военной службе, в браке, в родстве и т.п.). По характеру последствий различают правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие факты (например, поступление в вуз порождает правоотношение между студентом и учебным заведением, окончание вуза - прекращает, а перевод на другую форму обучения в том же вузе - видоизменяет данное правоотношение).

К числу правомерных действий, вызывающих соответствующее правоотношение, относятся многочисленные акты - документы различных государственных органов и должностных лиц (судебные приговоры, решения, распоряжения, приказы и т.п.).

В литературе указывается на юридические факты-поступки длящегося характера, например, создание художественного произведения, которое, в конечном счете, приводит к возникновению авторского правоотношения.

Особую роль в динамике правоотношений играют так называемые юридические составы или сложные, комплексные факты, когда для возникновения определенных правоотношений требуется не одно, а несколько условий (совокупность фактов).[5]

Как уже отмечалось выше, юридические факты содержатся в гипотезе правовых норм и наступление того или иного юридического факта влечет за собой предусмотренное нормой права последствие. Соответственно, для юриста всегда важен вопрос о наличии или отсутствии юридического факта при установлении фактических обстоятельств дела и их квалификации. Считается, что убежденность участников правоотношения в существовании или отсутствии юридических фактов может быть основана на очевидности этого обстоятельства (например, что человек не может двигаться быстрее, чем летящий самолет); доказанности наличия или отсутствия юридического факта (например, по результатам судмедэкспертизы делается вывод о причине наступления смерти); презумпции наличия или отсутствия юридического факта (например, презумпции невиновности, презумпции добропорядочности).[6]

В целом юридические факты играют весьма важную и активную роль в общей правовой системе, являясь своего рода «нервными окончаниями» (рецепторами) сцепляющими нормы права с реальными общественными отношениями. С помощью хорошо придуманной шкалы (набора) юридических фактов, путем придания юридического значения тем или иным жизненным обстоятельствам, можно существенным образом влиять на динамику развития социальных процессов, направлять их в нужное русло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Определение и сущность правоотношений

Информация о работе Виды правоотношений