Виды монархий в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Парламент в соответствии с принципом разделения властей, являясь органом общенародного представительства, осуществляет законодательную власть в государстве. Исторически двухпалатная структура парламента возникла в странах Запада как способ сдерживания одной палатой (верхней) чрезмерного радикализма другой (нижней).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Понятие и сущность монархии………………………………………………………5 1.1 Исторические формы монархии……………………………………………………...6
1.2 Достоинства и недостатки монархии как формы государственного управлении.11
2.Виды монархий в современном мире………………………………………………...13
Абсолютная монархия………………………………………………………………….13
Конституционная монархия…………………………………………………………..15
2.1 Современные монархические государства………………………………………..16
Монархия в Великобритании…………………………………………………………17
Монархия в Японии……………………………………………………………………...23
Заключение…………………………………………………………................................28
Глоссарий…………………………………………………………...................................30
Список использованных источников……………………………..................................34
Приложения…………………………………

Файлы: 1 файл

Теория государства и права.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

Высшим органом  исполнительной власти является правительство, которое в Японии называется кабинетом министров. Его деятельность осуществляется на основе конституции, Закона о кабинете министров (1947 г.) и Закона об организации государственного управления (1948 г).

В состав кабинета, который возглавляет премьер-министр, входят заместители премьера, министры и государственные министры, генеральный секретарь кабинета и начальник законодательного бюро. Кабинет образуется следующим образом. Сначала палаты на раздельных заседаниях избирают большинством голосов кандидата в премьер-министры. Избранный парламентом кандидат назначается императором на должность премьер министра, который, в свою очередь, назначает других министров кабинета. Большинство министров должны быть депутатами парламента. В период нахождения на должности министр не может быть привлечен к судебной ответственности без согласия премьер-министра. Согласно конституции, кабинет министров, наряду с общими функциями управления выполняет следующие обязанности: проведение в жизнь законов, ведение государственных дел; руководство внешней политикой; заключение договоров; организация гражданской службы и руководство ею; составление проекта бюджета и внесение его на рассмотрение парламента; издание правительственных указов в целях проведения в жизнь конституции и законов; принятие решений о всеобщих или частичных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний, восстановлении в правах. Кабинет министров обладают также рядом других важных полномочий: дает императору советы в отношении всех его действий, касающихся государственных дел, и несет ответственность за эти действия; назначает судей Верховного суда (кроме Главного судьи), а также всех судей судов низших инстанций; принимает решение о созыве чрезвычайных сессий парламента, несет ответственность за расходование резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита с последующим одобрением этих расходов парламентом. Кабинет министров обязан ежегодно представлять парламенту заключительные отчеты о государственных расходах и доходах; докладывать парламенту и народу о состоянии государственных финансов. Кроме того, он наделен правом законодательной инициативы - именно кабинет министров разрабатывает и предоставляет на рассмотрение парламента большинство законопроектов.

Премьер-министру предоставлены широкие права, что делает его самым высоким в государственном аппарате страны. Выступая в парламенте от имени кабинета, он вносит на его рассмотрение проекты бюджета, законопроекты и иные документы, требующие утверждения законодательным органом страны. Ему принадлежит право докладывать парламенту о государственных делах и внешних сношениях. Основываясь на решениях кабинета, он руководит всеми звеньями исполнительной государственной власти и контролирует их работу. Премьер-министр председательствует на заседаниях кабинета, и ему по закону принадлежит последнее слово при решении вопросов, связанных с определением компетенции любого министра. У всех министров кабинета, стоящих во главе министерств, имеется по одному парламентскому вице-министру. Парламентские вице-министры назначаются и смещаются кабинетом по предоставлению министров. Они теряют свои посты, автоматически после уходя в отставку кабинета или соответствующих министров. Парламентские вице-министры помогают министрам в их парламентской деятельности, в разработке планов, в решении административных дел, а также исполняют обязанности министров в их отсутствие. У каждого из министров имеется также по одному управляющему вице-министру, в обязанности которого входит обеспечение работы всех звеньев аппарата министерства. При кабинете министров имеется секретариат, который регулирует дела, связанные с заседаниями кабинета, подготавливает и согласовывает вопросы, выносимые на них, повестка дня заседаний кабинета готовится генеральным секретарем, возглавляющим секретариат. Совещательным органом при премьер министре является совет национальной обороны. Также под руководством кабинета министров находится ряд центральных административных учреждений: канцелярия премьер-министра, министерства, комитеты и управления. В функции канцелярии премьер-министра, которая равнозначна министерству, входят решение государственных административных вопросов общего порядка, имеющих отношения ко всем министерствам или к значительной части, а также вопросов специального характера, не входящих в компетенцию какого - либо министерства. Комитеты и управления обладают важными и широкими государственными полномочиями. Некоторые из этих учреждений, например, государственный комитет по обеспечению общественной безопасности с подчиненным ему управлением полиции, управление обороны, управление экономического планирования, выполняют фактически функции министерств. Все министерства Японии построены, в общем, по одному принципу. Каждое из них подразделяется на департаменты, а последние - на отделы и секции. Особое место в системе японской администрации занимает финансовый ревизионный совет, который не подчинен ни кабинету министров, ни какому - либо министерству. Совет занимается финансовым инспектированием всех административных учреждений страны. Этот орган возглавляется советом ревизоров.

Местное самоуправление в Японии

В стране существует двухзвенная иерархическая система  территориально - административных образований: верхнее звено образуют префектуры, нижнее - муниципалитеты, к которым  относятся города, поселки, сельские общины. В стране 47 префектур, три города (Токио, Осака, Киото) выделены в особые городские префектуры, а остров Хоккайдо образует провинцию, разделенную на округа. Муниципалитетов более 3200.

Основными звеньями местной законодательной власти являются префектурные, городские, поселковые и деревенские собрания. Их количественный состав зависит от численности населения соответствующих административных единиц. Собрания возглавляются председателями.

Руководство исполнительной властью в органах местного самоуправления осуществляют: в префектурах - губернаторы, в городах - мэры, в поселках и деревнях - старосты.

 

Заключение

В последние годы процесс «республиканизации»  в мире заметно замедлился. Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями и институтами.

Современные европейские  монархии считаются цивилизованными, в отличие от прежних, «нецивилизованных», абсолютистских. Во всех монархических  государствах современности, независимо от их форм, считается, что монарх обладает исполнительной властью, хотя в подавляющем большинстве стран он такой власти реально не имеет.

Кроме того, в  современных условиях есть такие  нетипичные монархии, где глава государства  не пожизненный и не наследственный, а избирается через определённый промежуток времени. Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) выборы монарха проводят раз в пять лет. Это сближает монарха с президентом, а форма правления приближается к республиканской. Однако оба названных государства являются, несомненно, монархиями.

Что касается Российской Федерации, то некоторые политики считают, что в настоящее время в нашей стране может быть более приемлемо правление монарха. Социалистическое прошлое нашей страны, когда провозглашались равенство политических и гражданских прав, декларировалось социальное равенство, повлияло на современное государство. Переходный период становления формы правления нашего государства закончился, власть все более централизуется в руках главы государства, наличие выборных органов только создает видимость принятия коллективного решения по знаковым для страны вопросам. Многочисленные обращения депутатов различных уровней, видных политиков которые обращаются с конституционной инициативой об изменении основного закона – Конституции, по вопросу продления полномочий действующего президента, обсуждение кандидатуры приемника президента, позволяют утверждать, что Россия не изжила стремления к монархической форме правления.

Сторонники  монархии утверждают, что если государством будет править преданный России и волевой монарх, то страну удастся поднять на высокий уровень. Возможно, монархия могла бы расставить все по своим местам, ведь авторитет монарха полностью зависит от его государства.

Однако следует  иметь в виду, что современные  представители государственного права  считают «конституционной» монархией, сочетающей будто бы различные элементы в одной Верховной власти, есть, таким образом, в действительности не что иное, как еще не вполне организованная демократия. Она уже победила в сознании народов, она уже стала фактически верховной властью, но еще пока не выбросила из числа своих делегированных властей остатков монархии и аристократии, еще не заменила этих обломков прежнего устройства одной палатой народных представителей.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

Абсолютная монархия

Разновидность монархической  формы правления, при которой  вся полнота государственной (законодательной, исполнительно, судебной), а иногда и духовной власти юридически и фактически находится в руках монарха.

Верховная власть

Объединительное начало и высшая сила в государстве.

Дуалистическая монархия

Разновидность конституционной  монархии, в которой власть монарха  ограничена конституцией, но монарх формально  и фактически сохраняет обширные властные полномочия.

Инвеститура

Согласие парламента на начало деятельности правительства.

Конституционная монархия

Монархия, при которой  власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями.

Контрасигнатура

Порядок, при котором  утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра, ответственного за исполнение данного закона.

Монархия

Форма государственного правления, при которой верховная  государственная власть принадлежит  одному лицу- монарху, получившему власть в порядке престолонаследия.

Парламент

Общее название высшего представительного и законодательного органа в государствах, где установлено разделение властей.

Парламентарная монархия

Разновидность конституционной  монархии, в которой монарх выполняет  свои функции чисто номинально.

Престолонаследие

Порядок преемства верховной  власти в монархиях.

Суверенитет

Неотчуждаемое юридическое  качество независимого государства, символизирующее  его политико - правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права.

Теократия

Система правления, при  которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям  и законам.

Форма государственного правления

Определенный порядок  организации высших органов власти, способ их образования, распределения полномочий между ними и участие народа в формировании высших органов государства


 

Список использованных источников

1

Венгеров А.Б. Кашанина Т.В. Теория государства и права. [Текст] / Венгеров А.Б. Кашанина Т.В. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2005.33с.- ISBN 5-735-37594-0.

2

Лазарев В.В. Общая теория права  и государства. [Текст] / Лазарев В.В. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2006. -75с.- ISBN 5-673-25745-7.

3

Протасов В.Н. Теория права и  государства. Проблемы теории права  и государства: Вопросы и ответы. [Текст] / Протасов В.Н. М.: Новый Юрист, 2005. -80с.- ISBN 5-574-37695-7.

4

Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства  и права. Методическое пособие. [Текст] /. Комаров С.А., Малько А.В. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2005 .-74с.- ISBN 5-745-85634-3.

5

Ирхин Ю.В., Политология. Серия: Учебник  для вузов, [Текст] /. Ирхин Ю.В. М.: Экзамен, 2007.-37с.- ISBN 1-523-16748-0.

6

Симонишвили Л.Р., Формы правления  история и современность, [Текст] /.  Симонишвили Л.Р. М.: Флинта: МПСИ, 2007-43с.- ISBN 5-936-37568-2.

7

Соловьев А.И., Политология, [Текст] /. Соловьев А.И.  М.: Росспэн, 2007- 53с.- ISBN 5-13-4176-1.

8

К. Валишевский. “Роман императрицы. Екатерина II.” [Текст] /. К. Валишевский.  С.-П. 1908., Переиздание 2008.-63с.- ISBN 5-836-63595-3.

9

Макарова Е. А. Монархическая система  Великобритании. [Текст] /. Макарова Е. А.–  Таганрог, 2005. .-43с.- ISBN 5-936-37568-2.

10

Попова Т.Ф. Российская монархия: эпохи, события, судьбы. [Текст] /. Попова Т.Ф. –  М. Астрель: АСТ, 2006.-33с.- ISBN 5-735-37994-0.


Приложения

А

Б


1 М.В. Баглай. Конституционное право Российской Федерации. М.:НОРМА, 2006. С.480

2 Симонишвили Л.Р., Формы правления история и современность, М.: Флинта: МПСИ, 2007 – 280 с.

3 Ирхин Ю.В., Политология. Серия: Учебник для вузов, М.: Экзамен, 2007 – 896 с.

4 Симонишвили Л.Р., Формы правления история и современность, М.: Флинта: МПСИ, 2007 – 280 с.

5 К. Валишевский. “Роман императрицы. Екатерина II.” С.-П. 1908, переиздание 2008 – 692 с.

6 В. О. Ключевский. Курс русской истории. М.: Проспект, 2006 – 943 с.






Информация о работе Виды монархий в современном мире