Виды источников правообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 07:07, контрольная работа

Краткое описание

Основной целью работы является исследование римского права, а именно виды источников правообразования и добросовестное владение.
При работе, исходя из цели, поставлены следующие задачи:
а) изучить виды источников правообразования;
б) изучить добросовестное владение.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Виды источников правообразования……………………………………..5
Добросовестное владение………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………...23
Библиографический список………………………………………………....25

Файлы: 1 файл

Римское право.docx

— 61.32 Кб (Скачать)

В период домината единственными законами становятся постановления императоров (Constitutio – повелеваю). Все что желал император имело силу закона. Император не был связан с законом (Legibus solutus est). Виды императорских конституций:

Edictum – общие правовые нормы.

Decretum – постановление по конкретному судебному делу. Впоследствии появляются обязательные декреты для всего населения.

Mandatum – поручения, указания отдельным чиновникам, общеобязательные повторяющиеся в инструкциях.

Rescriptum (указы) – ответы на запросы должностных и частных лиц. Конституция как источник права обладала двумя особенностями:

1) императоры в процессе  правотворчества не были связаны  никакой нормой, процедурой, структурой;

2) принцепс был свободен от соблюдения закона. По указу от 315 г. единственной формой правотворческой деятельности императора стали эдикты. Декреты, мандаты, рескрипты выводились из юридической практики. Процесс издания законов стал находиться под рукой специального чиновника – дворцового претора. Все нормы права принятые ранее стали называться ius vetus.

Постепенно в римской юриспруденции сложились две школы: сабинианская и прокульянская. Начало первой сабинианской школы положил в 5 г. н.э. консул, выходец из знатного рода Гней Капитон, второй – представитель не менее аристократического рода Марк Лабеон, отказавшийся от этой чести. Капитон придерживался традиционных взглядов и писал сочинения по понтификальному и публичному праву. Написал немного, порядка 20 книг. Лабеон отличался творческим подходом к проблемам частного права, написал около 400 работ. Он разделил год на две части. Полгода проводил в деревне, где трудился над своими сочинениями, а оставшееся время занимался с учениками в Риме.

Этих двух крупных личностей отличал политический антагонизм, связанный с монархической и республиканской формой правления. Эти школы по-разному решали многие вопросы гражданского права. К примеру по вопросу о спецификации – приобретении права собственности. Некто Овидий сделал нечто из материала, принадлежащего другому собственнику. Спрашивается: кто собственник сделанной новой вещи? Собственник материала или мастер? Сабинианцы отвечали: владелец вещи – собственник материала. Без материала сделать вещь невозможно. Прокулеанцы, вслед за Аристотелем, считали доминирующим в вещи – форму. «Материал, – считали они, – не существует, пока не обретет форму». Следовательно, собственник вещи – мастер, ее создатель. Ибо созданное прежде было ничейным. Вместе с тем, они считали, что собственник материала вправе предъявить иск к мастеру. Юридически он рассматривался как вор, поэтому обязан уплатить штраф за использование чужого материала.

Дискутировали представители школ и по вопросу о принадлежности к вещам. Сабинианцы, к примеру, считали, что ослы, мулы, лошади, быки являются mansipi сразу же, как появились на свет. Авторы другой школы – прокулеанцы полагали, что они являются mansipi только в том случае, если животные приручены.

Или такой спорный вопрос – как следует рассматривать мену? Может ли считаться продажей сделка без участия монеты? Сабинианцы считали мену куплей-продажей. При этом они ссылались на Гомера о том, что войско греков покупало вино на медь, железо и рабов. Прокулеанцы же в данной сделке видели договор мены. Спорили даже, казалось бы, по мелочам. Вплоть до того, когда появляется правоспособность у римского гражданина? Последователи Капитона, сабинианцы, считали необходимым показателем крик новорожденного, тогда как авторы другой школы – прокулеанцы, признавали любое иное проявление жизни.

Не было согласия у представителей этих школ и по вопросу возрастной границы вступления в брак, дееспособности. Прокулеанцы придерживались общепризнанной точки зрения (12 лет для девушек и 14 – для юношей). Сабинианцы же считали, что нужно учитывать пубертатный возраст, т. е. возраст половой зрелости, учитывать индивидуально, исходя из степени половой зрелости. В первую очередь, возраст юношей.

Всего, как считают македонские исследователи Иво Пухан и Мирьяна Поленак-Акимовская, насчитывается около 30 спорных тем, вопросов между прокульянцами и сабиньянцами. Юлиан и Цельс являлись последними руководителями этих школ.

Самые первые публичные консультации по вопросам права начал давать Тиберий Корунканий – первый консул из плебеев. Первым профессиональным преподавателем римского права (iustitio) был Массурий Сабина, который написал сочинения «Ius civile» в трех книгах. Римляне четко, конкретно определили сущность права. Право, юстиция, по образному выражению Цельса, «есть наука о добром и справедливом».

II. За долгие годы истории Римской империи создана масса законов, очень часто противоречивых. Появляется настоятельная потребность в их упорядочении, кодификации. Кодификация – процесс сведения к единству нормативных правовых актов путем систематизации, переработки, уточнения их содержания. В конце ІІІ в. последовательно появляются Кодексы Грегориана, Гермогениана (295 г.), Феодосия (429 – 438 гг.).При императоре Юстиниане (527– 565 гг.) римское право окончательно кодифицируется. Это событие всемирно-исторического значения увековечило имя его инициатора. Ему в заслугу следует поставить еще такие события, как: в 536 г. освобождение Рима; в 555 г. восстановление Западной Римской империи; а также постройку Софийского собора (теперь мечеть) в Константинополе с его гениально смелым сооружением купола, превзойденным только через тысячу лет постройкой собора Святого Петра в Риме. Уже на втором году своей императорской деятельности Юстиниан создает комиссию по кодификации права.

В 529 г. издается Кодекс, охвативший все предшествующие. В 530 г. комиссия под руководством Трибониана начинает работу над упорядочением текстов юристов – составлением Дигест. Комиссия проделала огромную работу, использовав 2 тысячи книг, проанализировав 3 млн. строк. Были отобраны 9200 фрагментов из сочинений 39 римских юристов от Квинта Муция Сцеволы (ІІ в. до н.э.) до Гермогениана (ІІІ в. н.э.). Эти юристы, в свою очередь, ссылаются на 51 своего предшественника. Большая часть фрагментов принадлежит Ульпиану, Павлу, Папиниану, Помпонию, Гаю, Юлиану, Модестину. Дигесты разделялись на 50 книг по разным юридическим темам. В 1 - 4 книгах рассматривались общие вопросы права и учение о субъектах права – лицах; в 5 - 11 книгах – вещное право; в 12 - 19 – об обязательствах; в 20 - 27 – исках; в 28 - 36 – о завещаниях; в 37 - 44 – о рабстве и освобождении от рабства; 45 - 46 – о договорах; 47 – 48 книги Юстиниан сам назвал «страшными». В них речь идет о преступлениях и наказаниях. Последние две книги посвящены старым терминам, общим понятиям.

Для того, чтобы избежать определенных противоречий между текстами разных авторов, решено было ввести корректировочное редактирование, обновление текстов книг, правовых норм прошлых поколений. Эта работа получила название «интерполяция».

После обнародования Дигест, чтобы не испортить их, император Юстиниан запретил даже писать к ним комментарии. Разрешалось только делать извлечения и перевод на греческий язык. Переведенные на греческий Дигесты получили название «Пандекты».

После выхода первых Кодексов в 529 г. Юстиниан за 1 год принял 300 новых конституций. Поэтому Кодекс 529 г. морально устарел. В связи с этим в 534 г. подготовлен и принят новый вариант Кодекса из 12 книг. Все остальные конституции Юстиниана, изданные после декабря 534 г., составили так называемые Новеллы – новые законы. Сохранилось три их сборника. В І – 122, во ІІ – 134, в ІІІ – 168 конституционных актов.

Помимо Новелл, Кодекса, Дигест комиссией разработаны новые Институции. Это было систематизированное изложение основ права: общие положения, начала правоприменения и систематическое изложение принципов, главным образом, частного права.

Институции подразделялись на 4 книги. В І излагались общие учения о праве и учение, о субъектах прав – лицах. Во ІІ – ІІІ –институты вещного и обязательного права. В IV – учение об исках и принципах правоприменения в суде. С этого времени аналогичная система изложения материала стала называться институционной. Институции заключали исходное определение смысла правоприменения и знания права как постоянного стремления воздать каждому должное.

Вся вышеперечисленная кодификация до XII в. называлась по отдельным частям, затем именовалась Сводом Юстиниана, а в 1583 г. получила название Corpus iuris civilis (Свод цивильного права). В 1583 г. вышло первое полное печатное издание кодификации Юстиниана (всех его частей). Осуществлено оно было французским юристом Готофредом. «Corpus – юридический музей, значение которого не может умалить время».2

В XIX в. Свод цивильного права уже хорошо знали, на нем учились правоведы Украины – России. В самой же Западной Римской империи постепенно начинается упадок юриспруденции, возникает так называемое вульгарное право. Классические произведения римских юристов того времени сокращаются и перефразируются. Вульгарное право имело важное значение при формировании права варварских королевств на территории бывшей Римской империи.

После Юстиниана, в конце IX в., во времена императора Василия Македонянина «Свод Юстиниана» совершенствуется и модернизируется. Работа по его усовершенствованию была завершена в начале X в. в период правления Льва VI (Мудрого). В 883 г. появляются Новоканоны, которые предписывают патриарху Фотию. Это был сборник церковных законов и светского частного права. При Василии Македонянине был издан «Прохирон, т. е. сборник правил для судей». Самым важным из юридических сборников Византийской империи было издание «Базилик» - сборник законодательства, который имел своей основой компиляцию права Юстиниана. «Базилики» Льва Мудрого по-разному оцениваются современными исследователями.

Последним значительным юридическим памятником византийского права считается издание около 1345 г. правоведом Константином Арменопулом «Шестикнижья» (Hехаbіblаs).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Добросовестное владение

 

 

Владение (possessio) - это прежде всего фактическое и телесное обладание вещью, поэтому в случае владения правами говорят о quasi possessio.

Владение определяется по corpus - телесной связи с вещью и animus possidendi - намерению владеть вещью. Например, безумный или малолетний не могут владеть (и фактически, и юридически) до тех пор, пока они не обретут самосознание и не смогут выразить свою волю, при этом малолетний может начать владеть самостоятельно и без одобрения опекуна, но юридическим такое владение станет только после достижения им совершеннолетия, то есть правоспособности. Таким образом, юридическое владение дополняет фактическое. С другой стороны, отсутствие желания фактического владения вещью влечет утрату права владения (например, если хозяин вещи не противится захвату ее посторонним лицом, то он утрачивает право владения, поскольку налицо перемена в animus possidendi). Владеть можно или лично (possessio suo nomine), или опосредовано (in possessione nomine alieno esse - например, все, что приобретает подвластный, находится во владении его владыки, подвластный, так сказать, «обеспечивает своей службой чужое владение»). Держание, хранение, поклажа и тому подобное не являются, вообще говоря, владением.

Различается титульное и беститульное (натуральное) владение. В первом случае для владения имеется юридическое основание (iusta causa), например, владение как приданым, владение в качестве наследника, по давности (usucapio) и т.д. Примером беститульного (или натурального) владения является владение кредитора вещью, данной в реальный залог.

Приобрести владение можно или захватив вещь (occupatio), или получить ее от предыдущего владельца (traditio). Передача может быть произведена символически (traditio symbolica - например, передача ключей от склада как уступка владения), длинной рукой (traditio longa manu - когда бывший владелец сознательно покидает вещь, позволяя конкретному лицу завладеть ею) или короткой рукой (traditio brevi manu - в случае, когда владелец уступает право владения вещью тому, кто уже фактически владеет ею, например, как арендатор, который в результате этого процесса traditio становится владельцем).

Защищается владение с помощью административных средств, так называемых владельческих интердиктов, среди которых выделяются восстановительные, запретительные и предъявительные.

Владение - 1) фактическое обладание вещью вместе с 2) намерением относиться к ней как к своей (в отличие от держания вещи на основании договора, когда лицо обладает вещью на основании воли другого лица, держатель мог получить защиту вещи только через собственника).

Приобретение права владения и его утрата связывались с этими двумя признаками (в том числе в случае гибели вещи). Кроме того, утрата права владения наступала при превращении вещи во внеоборотную: неидентифицируемые неотделенные от аналогичных вещи (вода в реке, воздух) и запрещенные для оборота вещи (яды, запрещенные книги, культовые/религиозные/государственные объекты, общественные дороги, театры).

Замечание по «фактическому обладанию»:

Фактическое обладание в римском праве оценивается исходя из положения самой вещи, ключей от нее и т.п., обычного для соответствующей ситуации (обладание дикими птицами - пока они в клетке, домашним животным - пока оно возвращается во двор, т.е. условностей очень много).

Замечание по «намерению относиться к вещи как к своей»:

Основной подход к «владению» - с позиции разумности защиты владельца от посягательств на вещь («владельческая защита»): «посессорная защита» подразумевает выяснение только факта владения и факта самоуправного нарушения этого права.

Доказывание намерения относиться к вещи «как к своей» требует выяснения правового основания для обладания вещью, однако в Риме в суде по нарушению прав владельца («владельческий процесс») в целях упрощения, ускорения процесса и устранения некоторых противоречий запрещались ссылки владельца на эти основания (поскольку вор, тоже признаваемый владельцем, тогда мог бы ссылаться на то, что именно он эту вещь украл, а если не признавать вора владельцем, то он не сумеет защитить свое право от нового вора - и так до бесконечности). Предполагалось априори, что если лицо фактически пользуется вещью для себя, то это означает его намерение относиться к вещи как к своей. А уже другая сторона была обязана доказать, что данное лицо получило вещь по такому-то основанию, исключающему возможность пользоваться вещью как своей (по такому-то договору, предусматривающему законное изъятие этой вещи у текущего пользователя).

Информация о работе Виды источников правообразования