Управление таможенным делом

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Эти обстоятельства определяют актуальность представленной работы.
Цель работы - оценка эффективности управления таможенным делом на основе анализа принципов и методов управления таможенным делом.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
определение понятий принципов и методов управления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................6
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ.....................................................................................................................7
1.1 Понятие принципов и методов управления..........................................7
1.2 Основные элементы таможенного дела как объекта управления.....13
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В РОССИИ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ......................................................................................................17
2.1 Исторический характер методов управления таможенным делом.17
2.2 Проблемы реализации принципов и методов управления................22
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ......................................................................................................25
3.1 Основные методы и принципы управления таможенным делом в России.....................................................................................................................25
3.2 Оценка эффективности принципов и методов управления таможенным делом................................................................................................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................

Файлы: 1 файл

курсовая Управление Таможенным делом.docx

— 73.42 Кб (Скачать)

Экономические методы. Потребность в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения.

Экономические методы управления должны занять и неизбежно займут доминирующее положение. Это необходимо для нормального функционирования ассоциаций, союзов, предприятий в новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается число звеньев управления.

При умелом использовании экономических методов управления управляющие органы в условиях рынка легче преодолевают инертность в реализации своих задач. Усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость в административном контроле, который сосредотачивается, если в том есть потребность, на конечных результатах.

Социально-психологические  методы. Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие  методы управления важны и тесно  связаны с другими методами управления.

К ним  относятся: моральное поощрение (мотивирование), социальное планирование, убеждение, внушение, личный пример, регулирование межличностных  и межгрупповых отношений, создание и поддержание морального климата  в коллективе.

Таким образом, принципы управления выступают в своей главной ипостаси — в качестве основных и исходных положений управленческой деятельности, выработанных наукой и сформулированных государством. Они являются средством организации и регулирования целенаправленного процесса воздействия на объект, а также одновременно и собственно функционирования управляющего субъекта. В свою очередь, метод управления – это совокупность путей, способов, приемов и форм воздействия на объект управления для достижения поставленных целей. При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой.

           

             1.2 Основные элементы таможенного дела как объекта управления.

В самом  общем виде управление предстает  как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй – в позиции  объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами:

            - субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (управленческие команды), которые содержат в себе в явном или косвенном виде информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления;

            - объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с их содержанием.

Таким образом, определяя таможенное дело как объект управления, обратимся к понятию, которое дает законодатель в Таможенном кодексе Таможенного Союза (далее ТК ТС), являющемся в свою очередь основой таможенного законодательства:

"Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу"

Необходимо отметить, что любая дифференциация таможенного дела на те или иные элементы будет являться весьма условной в силу неконкретности самого определения таможенного дела. Тем не менее, очевидно, что можно достаточно точно выделить такие элементы, как:

           - основные принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

-  таможенное оформление;

- таможенные режимы;

- специальные таможенные процедуры;

- таможенные платежи и порядок их применения;

- таможенный контроль.

Данные  элементы выделяются как большинством исследователей, так и непосредственно  законодателем (так звучат главы  и разделы ТК ТС, что позволяет судить об обособленности этих элементов внутри единой совокупности). Таким образом, рассматривая таможенное дело как объект управления, мы говорим о том, что для более четкого обозначения объекта управления необходимо выделение составляющих его элементов и определение его как совокупность этих элементов. Как правило, в менеджменте при рассмотрении управленческих взаимоотношений выделяют только один субъект управления, в частности на основе принципа единоначалия. В нашем же случае в наличии два субъекта управления. Такое положение не исключается в науке об управлении. Причем возможны различные варианты взаимодействия субъектов управления. Один из них предусматривает субординационные взаимоотношения. Второй вариант на основе линейно-функциональных систем управления предусматривает двойное подчинение объекта управления: по вертикали власти (линейная составляющая) и по функциональному направлению объекта управления. Оба варианта характерны для больших систем, таких как государственное управление.

В нашем  случае имеет место субординационное взаимодействие в отношениях управления, то есть ФТС России имеет подчиненное  положение по отношению к Правительству. Не смотря на то, что таможенное дело представляет собой не столько единый цельный объект, сколько некоторую совокупность элементов, за выполнение управляющих команд в рассматриваемом объекте ответственный только один элемент – таможенные органы. Остальные составляющие таможенного дела, с точки зрения управления, являются процедурами, при которых таможенные органы состоят передаточным и управляющим элементом. То есть, только таможенные органы имеют возможность выполнять управляющие команды. Потребность же субъекта в управлении объектом проявляется в том, что таможенное дело позволяет обеспечивать ряд жизненно важных функций государства, таких как наполнение бюджета, обеспечение безопасности государства и населения.

Применительно к таможенному делу также невозможно выделить явный доминирующий вид  отношений управления. Исторически  в основе лежали экономические отношения. Однако со временем данный вид отношений отодвигался на второй план, на первый же выходили административные отношения. Кроме того, поскольку таможенное дело представляет на сегодняшний день достаточно сложно организованный объект управления, имеющий перед собой множество целей и задач и охватывающий достаточно широкую сферу деятельности государства и общества, отношения управления также имеют различный характер. Тем не менее, на мой взгляд, наиболее весомыми в настоящее время являются административные и экономические отношения. Таким образом, можно отметить, что таможенное дело как объект управления представляет собой сложно организованный объект, состоящий из ряда элементов. При этом один из элементов – таможенные органы – являются в свою очередь субъектом управления. Итак, рассмотрев основные понятия в области управления таможенным делом, мы отметили, что принципы управления, являясь объективным отражением закономерностей функционирования некоторой системы, задают своего рода структуру или рамки управления ею, в то время как принципы указывают на то, каким способом данная структура будет реализовываться.

Также мы определили, что таможенное дело как  объект управления представляет собой  сложно организованный объект, состоящий из ряда элементов. При этом один из элементов – таможенные органы – являются в свою очередь субъектом управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

  ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В РОССИИ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ         УПРАВЛЕНИЯ.

 

        2.1 Исторический характер методов управления таможенным делом.

 

Зарождение  таможенного дела на Руси относят  к сер. 9 века. Данному обстоятельству способствовали появление государственности у славян – Киевской Руси и активная торговая деятельность – славяне сами активно торговали, кроме того, через территорию Киевской Руси пролегал путь "из варяг в греки".

Характер  управления определялся тем, что  таможенное дело Руси в указанное  время не было еще самостоятельным  инструментом государственного регулирования  в полном смысле слова; скорее, наоборот, чисто политическим средством (в  основном военным). Выходящее на мировую  арену молодое русское государство  пыталось отстаивать свои интересы в  этой сфере. Границы стабилизируются, и внутри них идет дальнейшее развитие производительных сил, вызревают новые  отношения, новые сферы и виды деятельности. Усложнение общественных связей, дальнейшая специализация по вновь возникающим и развивающимся  видам деятельности неизбежно приводит и возникновению таможенного  дела и выделению лиц, занимающихся этой деятельностью.

К настоящему времени сохранилось не много  свидетельств, позволяющих составить  цельное представление о содержании и характере таможенного дела в Древней Руси. В тот период его отличал преимущественно частноправовой характер. Иными словами, таможенные сборы взимались с торговцев или путешественников не верховной властью, а непосредственными землевладельцами- боярством и монастырями по их собственному произволу: за содержание дорог или рынков, за позволение проезжать по дорогам или останавливаться на рынках.

Объединение вокруг, Москвы близлежащих княжеств укрепило Русское государство. Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались в фискальных целях упорядочить  таможенные сборы, пошлины с иностранцев. Интересы пополнения казны заставляют центральную власть принимать большее  участие в управлении таможенным делом. Именно казна в силу своих функций стала колыбелью приказного аппарата нового русского государства. 1554-1555 г.г. из состава казны выделился Приказ Большого прихода (упоминается 1573г.). Ставший вскоре главным финансовым органом государства, он осуществлял управление таможенным делом, ведал Московскую Большую таможню, наблюдал за правильностью мер и весов на всей территории Русского государства, отвечал за поступлением таможенных пошлин, мытов, переводов, мостовщин и т.д. так начиналось таможенное дело на Руси.

В дальнейшем можно отметить, что совершенствование  управления таможенным делом в ходе истории шло по нескольким направлениям:

- выработка таможенной политики государства;

- упорядочение системы таможенных сборов;

- приведение органов управления таможенным делом в единую структуру;

- разработка новых инструментов таможенного регулирования.

В определении  таможенной политики ведущую роль долгое время играли руководители страны. Особенно это характерно для 17 –  начала 19 вв., когда демократические  институты общественного участия  в государственном управлении не получили еще должного развития. Соответственно очередная смена власти, как правило, означала смену курса. Наиболее ярко эта тенденция проявилась после  смерти Петра Первого, когда его  явно выраженная протекционистская  политика была признана не эффективной  и заменена на достаточно мягкую либеральную. То есть, так или иначе вставал вопрос об эффективности инструментов таможенной политики, а именно достижении целей.

Однако  надо отметить, что основные цели таможенной политики в значительной мере не изменялись с течением времени и сменой руководителей. Те или иные меры были в равной степени  направлены на пополнение казны, в первую очередь, и развитие международной  торговли.

Одним из основных средств таможенного регулирования  являются таможенные сборы. Вводимые изначально как способ пополнения бюджета и  своего рода подтверждение государственного суверенитета, таможенные сборы представляли собой хаотичный набор разного  рода платежей, при чем не всегда относящихся к перемещению товаров через границу. Только при Елизавете Петровне в этой области был наведен определенный порядок, когда в 1757 году все мелочные внутренние сборы были заменены единообразной 13-процентной пошлиной. Однако регулятивную функцию таможенного тарифа в полной мере осознал и начал применять Петр Первый. На сегодняшний день методы воздействия на внешнеторговую деятельность посредством применения таможенных платежей не утратили актуальности.

Примерно  аналогичный путь прошли и таможенные органы. Выделившись в специализированные образования еще до татаро-монгольского нашествия, таможни, тем не менее, не представляли собой сколько-нибудь организованной структуры с четкими  функциями и правами. Более того, большая часть таможен, будучи длительное время на откупе, не могла считаться  реальным инструментом государственной  политики. Лишь во второй половине 18 в. после окончательного отказа от откупной системы взимания таможенных пошлин и образования Главной над  таможенными сборами канцелярии таможенные органы стали приобретать  вид законченной системы государственных  органов с ясно выраженными целями и сферой деятельности. Современная  же структура таможенных органов  во многом напоминает сложившуюся к  концу 19 в. Изменения, внесенные советскими властями в данную структуру (сначала  усложнение ее, а затем наоборот упрощение) оказались нежизнеспособными  в условиях свободного самостоятельного выхода российских предприятий на внешние  рынки.

Однако, как уже отмечалось, таможенные органы сами по себе также являются средством  таможенного регулирования. Соответственно меры по совершенствованию организации  таможенной службы имели целью регулирование товаропотоков через границу. Наиболее ярким примером здесь может послужить учреждение пограничной стражи в составе таможенных органов, нацеленной на непосредственную борьбу с контрабандой.

Иные  методы таможенного регулирования, проходя свое поэтапное развитие, также порождали новые способы  воздействия на внешнюю торговлю. Так отмена "мелочных" сборов в 1757 г. была тесно связана с отменой внутренних ограничений внутри страны, что по сути, устанавливало новый порядок перемещения товаров через границу. Кроме того, введение единообразной пошлины подразумевало ее уплату рублями, а не золотом и серебром, как прежде. В данном случае можно говорить о порядке уплаты таможенных платежей, как инструменте таможенного регулирования.

Информация о работе Управление таможенным делом