Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 21:01, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть сущность, особенности и различные подходы к типологии государства.
Исходя из этой цели, можно выделить несколько конкретных задач этой работы:
1. Изучить понятие «типология государства» и выявить ее особенности
2. Рассмотреть возможные критерии и основы для классификации государств
3. Описать выделяемые типы государств
«Развитое государство — это понятие, с помощью которого описывается форма политической организации цивилизованного общества (группы обществ). Такое государство характеризуется отделенной от населения централизованной организации власти, управления, принуждения и обеспечения социального порядка в виде системы специальных институтов, должностей (званий), органов, законов (правил). Оно обладают суверенностью (автономностью), верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц, возможностью изменять отношения и нормы».28
«Развитое» государство – это следующая за ранним государством ступень эволюции. Она отличается обязательной централизацией власти, более высоким развитием всех институтов.
Первые развитые государства появились на Востоке – в Египте, Месопотамии и Китае – еще в древности. Что касается древней Европы, здесь единственным развитым государством был Рим в эпоху принципата Августа, в Средние века этой стадии достигли: в XIII веке – Франция, в XV веке – Англия, Португалия и Испания, в XVI веке – Австрия, Швеция, Нидерланды, Россия и Польша, в XVII веке – Пруссия и т. Д.
«Зрелое государство — это понятие, с помощью которого описывается органическая форма политической организации экономически развитого и культурного общества в виде системы бюрократических и иных специальных институтов, органов и законов, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю политическую жизнь. Данное государство характеризуется отделенной от населения организации власти, управления, обеспечения порядка, социального или иного неравенства и соответственно обладающая: суверенностью, верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц, развитым аппаратом принуждения и контроля, систематическим изменением отношений и
29
норм».
«Зрелое» государство – это самая развитая структура, которая характерна для индустриального общества с классами, нациями и национализмом. Первыми такими государствами, по мнению Гринина, стали на рубеже XVII–XVIII веков Англия и Франция и чуть позже – Китай. К началу XIX века к ним присоединились Австрия, Пруссия, Россия, Швеция, а к середине столетия – Бельгия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, США, Швейцария и Швеция. Важной чертой зрелых государств является их опора на нацию (нации) с общей национальной культурой.
4.2 Политико-правовой подход к типологии государств.
«Согласно собственно юридическому подходу (Г.В. Назаренко) критерием типологии государств являются особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной защиты социального статуса граждан».30
В соответствие с данным критерием выделяют три типа государства: сословное, представительное, цивилизованное.
Сословное государство законодательно закрепляет и защищает неравное положение разных классов и сословий, а также привилегии различных социальных групп внутри сословия. Этому типу государства соответствует рабовладельческое и феодальное право.
Современное представительное государство законодательно закрепляет формальное равноправие граждан. Данному типу государства соответствует право формальных возможностей, которое фактически не гарантирует и не обеспечивает равенства тем, кто не в состоянии воспользоваться услугами адвоката, не внушает доверия полиции и не имеет связей в обществе.
В качестве третьего типа формируется цивилизованное государство, которому суждено преодолеть формализм права с помощью системы социальных гарантий, включающую в себя всемерную поддержку социально слабых слоев населения: безработных, инвалидов, пенсионеров, учащихся и т.д. Русские юристы называли этот тип государства культурным, хотя по существу имели в виду правовое и одновременно социальное государство.
Заключение
Подводя итог данной курсовой работы, хотелось бы отметить следующие ключевые положения.
На сегодняшний день существует целый ряд концепций типологии государства, ведущими из которых являются формационный и цивилизационный. Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой развития способа производства. На этой основе происходит выделение определенных стадий в развитии государства — формаций.
Согласно марксистской типологии четырем типам общественно-экономической формации, четырем типам экономического базиса соответствуют четыре типа государства - рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, - каждое со своим набором признаков. Смена одного исторического типа другим - процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
Проанализировав данный подход, можно выделить ряд достоинств данной типологии:
1) В формационном подходе выявлена принадлежность политической власти тому или иному классу, определена роль различных классов в управлении государством;
2) определена зависимость государственной власти от социально-экономических факторов, которые играют существенную роль в государственно-правовой жизни общества;
3) показан эволюционно-исторический процесс развития государственности, выявлена историческая преемственность типов государств.
Несмотря на достоинства проявляются также недостатки данного подхода. А именно:
1) не учитываются иные факторы: духовные, культурные, психологические, национальные, географические, и т.д.., которые также наряду с социально-экономическими оказывали влияние на развитие государственности;
2) заранее предопределена схема закономерной смены одного типа государства другим, хотя многоаспектность становления и развития государственности в различных регионах не позволяет ограничить данный процесс определенными рамками;
3) игнорируется общесоциальное предназначение государственной власти, призванной обеспечивать интересы не только одного класса, но и всего общества;
4) в результате всеобщей социалистической революции уйдет в прошлое буржуазное государство, а затем уже и государство как таковое в процессе неизбежного строительства коммунистического общества, соответственно предопределяется временный характер социалистического «полугосударства», характеризуется процесс его «отмирания».
Однако, несмотря на целый ряд существенных недостатков, классификация государств на типы в рамках формационного подхода, имеющая свою рациональную основу, применяется до сих пор в совокупности с другими подходами.
Классово – формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным. Поэтому определению типу государств многие ученые до сих пор дают как «совокупность государств, развивающихся в рамках одной и той же общественно – экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы»31.
Еще один наиболее известный подход к типологии — это цивилизационный.
Английский историк А.Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 21 цивилизацию - египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.
Нетрудно заметить, что такой подход игнорирует важные экономические критерии, не выделяет способы производства и общественно-экономические формации как ступени общественного развития.
Иначе говоря, цивилизационный подход тоже не безупречен, не способен заменить подход формационный, но в определенном сочетании они, видимо, могут стать подходящей основой для научной классификации государств.
В современной науке существует также несколько иные типологии: политико-правовая типология государства и трех этапная схема эволюции государства.
Первая типология делит государства на сословное, представительное и современное. Критерием для данной типологии являются особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной защиты социального статуса граждан.
Другая типология делит государства на раннее, развитое и зрелое. Эта типология основывается на форме политической организации общества.
Изучив литературу, посвященную типам государств я выявила различные критерии для их выделения, и пришла к выводу, что у каждой типологии имеются свои достоинства и недостатки, и что все они неразрывно связаны между собой.
Список используемой литературы
1 В.Д. Перевалов. Теория государства и права, М.: Издательство Юрайт, 2013, с 424
2 С.С. Алексеев. Теория государства и права, 2005 / электронный ресурс
3 Н.М. Чистяков. Теория государства и права, М.: КНОРУС, 2010, с 37
4 Н.А. Власенко. Теория государства и права, 2011 / электронный ресурс
5 С.И. Ожегов. Словарь русского языка. - М.: ООО « Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004, с. 1121
6 А.Б. Венгеров. Теория государства и права. – М.: Юриспруденция, 2000 / электронный ресурс
7 В. Г. Графский. Всеобщая история права и государства. М.: НОРМА — ИНФА-М, 2000 / электронный ресурс
8 А.В. Венгеров. Теория государства и права, М.: Юриспруденция, 2000 / электронный ресурс
9 А.В. Венгеров. Теория государства и права, М.: Юриспруденция, 2000 / электронный ресурс
10 С.С. Алексеев. Теория государства, 2005 , / электронный ресурс
11 А.Б. Венгеров .Теория государства и права, 2009 / электронный ресурс
12 С.С. Аексеев. Теория государства и права, 2005 / электронный ресурс
13 А.Б. Венгеров. Теория государства и права. – М.: Юриспруденция, 2000 / электронный ресурс
14 В. Г. Графский. Всеобщая история права и государства. М.: НОРМА — ИНФА-М, 2000 / электронный ресурс
15 А.Б. Венгеров . Теория государства и права, 2000 / электронный ресурс
16 В.Г. Графский. Всеобщая история права и государства.-М.: НОРМА — ИНФА-М, 2000 / электронный ресурс
17 С.С. Алексеев. Теория государства и права. - М.: НОРМА, 2005 / электронный ресурс
18 А.В. Мелехов. Теория государства и права, 2007 / электронный ресурс
19 А.Б. Венгеров. Теория государства и права, 2000 / электронный ресурс
20 А. Б. Венгеров. Теория государства и права, 2000 / электронный ресурс
21 А.В. Мелехов. Теория государства и права, 2007 / электронный ресурс
22 А.В. Мелехов. Теория государства и права, 2007 / электронный ресурс
23 Н.М. Чистяков. Теория государства и права. – М.: КНОРУС, 2010, с 38
24 Т. Н. Радько. Теория государства и права в схемах и определениях. - М.: Проспект, 2011 / электронный ресурс
25 А.В. Мелехов. Теория государства и права, 2007 / электронный ресурс
26 Н.М. Чистяков. Теория государства и права. – М.: КНОРУС, 2010, c 38
27 Л.Е. Гринин. Эволюция государственности: От раннего государства к зрелому. - М.: КомКнига, 2007 / электронный ресурс
28 Л.Е. Гринин. Эволюция государственности: От раннего государства к зрелому. - М.: КомКнига, 2007 / электронный ресурс
29 Л.Е. Гринин. Эволюция государственности: От раннего государства к зрелому. - М.: КомКнига, 2007 / электронный ресурс
30 Н.М. Чистяков. Теория государства и права. – М.: КНОРУС, 2010, с 38
31 В.В. Оксамытный. Основы теории государства и права. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 / электронный ресурс