Терроризм как фактор дестабилизации мирового порядка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 09:39, реферат

Краткое описание

Терроризм может выражаться также в разрушении или попытке разрушения каких-либо объектов: самолетов, административных зданий, жилищ, морских судов, объектов жизнеобеспечения и т.п. Одно из главных средств достижения целей для террористов - запугивание, создание атмосферы страха, неуверенности в безопасности жизни своей и своих близких.

Оглавление

Введение_____________________________________3


Основная часть:


1. Исторические корни и этапы развития идей террора___________ 4


2.Основные особенности терроризма на современном этапе______ 9


3.Основные направления борьбы с терроризмом на международной

арене____________________________________________________17


Заключение__________________________________25


Список литературы___________________________27

Файлы: 1 файл

реферат по национальной безопасности.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

        Борьба с современным терроризмом должна быть глобальной и опираться на солидарность мирового сообщества, и это положение находит все большее понимание в мире среди политиков и аналитиков. Проявлением международной солидарности в борьбе с терроризмом стал ряд международных инициатив, в частности, встреча в Египте 13.03.96 г. глав ряда государств, в том числе России. Многие участники антитеррористической борьбы и наблюдатели считают целесообразным создание специальных международных антитеррористических сил, подобных “Интерполу”, что, по их мнению, способствовало бы оптимизации борьбы с терроризмом.

         Летом 1996 года в Париже прошла конференция министров силовых структур стран “восьмерки” по борьбе с международным терроризмом. Конференция показала понимание ведущими государствами мира нарастающей остроты поставленной проблемы и необходимости совместных усилий для борьбы с этим глобальным злом. На ней были приняты рекомендации по 25 конкретным пунктам, в том числе по тому, как выявлять и перекрывать каналы этой опасности, как ставить заслон, как охранять транспорт и т.д. На этой, по оценке участников, основополагающей конференции был рассмотрен целый ряд профессиональных вопросов, связанных с международным терроризмом и борьбой с ним. В конце октября 1999 г. в Москве руководители тех же ведомств стран “восьмерки” собрались вновь, чтобы продолжить парижскую тему и обменяться мнениями по уже принятым тогда предложениям. Руководители спецслужб на московской встрече были проинформированы о сложившемся в Чечне положении и проявили понимание опасности этого явления.

Терроризм как социально-правовое явление  может быть классифицирован по целому ряду оснований, в том числе по объему (масштабу) действий, по целям  и направленности, по мотивам, по последствиям (состоявшимся или ожидаемым) - применительно  к жертвам - массовые, групповые, одиночные, по материальному ущербу - катастрофогенного, особо крупного, крупного, по морально-психологическому вреду - вызвавшему панику, запуганность населения, недоверие к власти; по численности и организованности участников (включая секты и подпольные террористические организации). Возможна классификация по использованным орудиям, способам и финансовым средствам: использование ОМУ, оружия группового поражения, обычного автоматического стрелкового оружия, оружия ближнего боя, нелетального оружия и спецсредств и т.д. На наш взгляд, характеристику способов осуществления терактов необходимо дополнить классификацией используемых средств (взрывчатка, огнестрельное или холодное оружие, ОМУ, новые виды биологических вирусов; информация, носители информации (вирусы ПК, программные продукты, программы, алгоритмические языки).

   Опыт многих иностранных государств в борьбе с терроризмом, безусловно, необходимо изучать, а изучив, - использовать во благо обществу. Политическое руководство основных стран европейского Запада и Соединенных Штатов рассматривает противодействие терроризму в качестве одной из важнейших общегосударственных задач. Основными направлениями деятельности в этой области являются совершенствование правовой базы, усиление взаимодействия между соответствующими федеральными органами, формирование специальных подразделений и увеличение численности сотрудников федеральных структур, занимающихся проблемой терроризма, улучшение их технической оснащенности.

    Политика большинства западных государств базируется на следующих принципах: не делать террористам никаких уступок, оказывать максимальное давление на страны, поддерживающие терроризм, в полной мере использовать имеющиеся в своем распоряжении силы и средства, в том числе и военные для наказания террористов, предоставление помощи другим государствам и взаимодействие с ними.

    В США за период с 1958 по 1999 гг. было принято более 40 правовых актов, в той или степени касающихся усиления борьбы с терроризмом, в том числе специальная Президентская директива (июнь 1995 г.) и Закон об усилении борьбы с терроризмом (1996 г.). Эти законодательные акты значительно расширяют права федерального руководства, правоохранительных органов и администрации штатов по выявлению и пресечению готовящихся терактов как на территории США, так и за рубежом.

     В период до 2010 года в США на усиление борьбы с терроризмом предусмотрено выделить целевым порядком дополнительно 1 млрд. долл., которые предполагается израсходовать на приобретение специального оборудования и подготовку персонала. Американскому президенту предоставлено право прекращать все виды помощи государствам, вовлеченным прямо или косвенно в деятельность, классифицируемую как международный терроризм. Иммиграционные власти наделяются полномочиями без объяснения причин депортировать из США лиц, подозреваемых в причастности к деятельности террористических организаций. Приняты другие меры, ужесточающие ответственность за терроризм, расширяющие полномочия антитеррористических структур: на 1 тыс. человек увеличена численность антитеррористического персонала; ФБР предоставлено право на прослушивание и скрытую видеосъемку лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности; введена смертная казнь за осуществление террористических актов, приведших к человеческим жертвам; возможность привлечения вооруженных сил для пресечения терроризма и борьбы с ним (захват участников, предоставление необходимой техники, специального оборудования и снаряжения для дезактивации, дегазации и дезинфекции, предоставление учебных центров ВС США для отработки спецзадач).

      В США к антитеррористической деятельности привлечены различные ведомства, к важнейшим из которых относятся государственный департамент, ЦРУ, ФБР и министерство обороны. Госдепартамент при этом является ведущей организацией по выработке национальной политики, программ и способов борьбы с международным терроризмом. В составе госдепартамента функционирует специальный отдел, который занимается выработкой государственной стратегии и осуществлением сотрудничества с другими государствами по предотвращению международных терактов. Начальник отдела осуществляет руководство межведомственной рабочей группой по терроризму, в обязанности которой входит разработка национальной антитеррористической политики, включая подготовку законодательных инициатив. Кроме того, отдел курирует подготовку специалистов по борьбе с терроризмом дружественных стран, а также координирует научно-исследовательскую работу по разработке и усовершенствованию форм и способов борьбы с терроризмом.

   Ежегодно госдепартамент готовит список государств, содействующих международному терроризму. 

    Главной задачей ФБР (ведущая структура по борьбе с терроризмом), ЦРУ и других разведслужб, входящих в разведывательное сообщество США, является оперативное отслеживание обстановки внутри страны и за рубежом за счет взаимодействия, ведения агентурной работы против террористических организаций, совершенствования технических средств и работы информационно-аналитических органов. Увеличено финансирование Объединенного центра по борьбе с терроризмом, в состав которого входят специалисты различных министерств и ведомств. В его структуре создана специальная группа по предупреждению террористических актов против граждан США и союзных государств, а также важных военных и государственных объектов. Принята специальная программа, направленная на предотвращение в США инцидентов, подобных случаю в токийском метро, за реализацию которой отвечает командование химической и биологической защиты СВ США. В течение 1997-1999 гг. обучение в рамках указанной программы прошли специалисты 27 крупнейших городов США (за 5 лет - 120 городов), что позволило охватить районы, где проживает 80% населения США. 

   Немалый опыт борьбы с терроризмом накоплен Израилем и его спецслужбой “Моссад”. В основе ее тактики лежит нанесение превентивных ударов по террористам, в том числе за счет получения заблаговременной и достоверной информации от агентуры, действующей в их среде; нанесение ударов возмездия по организаторам и исполнителям террористических актов, которые не удалось предотвратить (месть за убитых израильских спортсменов, которые были захвачены организацией “Черный сентябрь” на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене).

   Во Франции с террористами ведут борьбу подразделения “БРИ” (поиск и уничтожение). В этом элитном отряде насчитывается около 30 бойцов-одиночек, которым президент Франции предоставил исключительные полномочия уничтожать террористов на месте на стадии покушения.

    Большинство стран давно пришло к выводу, что борьбой с терроризмом должна заниматься специальная организация. Одной из первых по этому пути пошла Великобритания, создав в 1941 году специальную службу (САС) как элитную, высокопрофессиональную антитеррористическую организацию. По ее модели, получившей высокую международную репутацию, создавались американская служба “Дельта”, немецкая ГСГ-9. Правовой базой САС в борьбе с терроризмом служат закон 1972 года “О задержании террористов”; 1973 г. - “о чрезвычайных мерах”; 1974 г. - “О предупреждении терроризма” и др. На основе законодательства в САС создано спецподразделение по борьбе с терактами на всех видах транспорта, по борьбе в условиях города. Сегодня САС делает основной упор на борьбу с террористами ирландской республиканской армии (ИРА), католической военизированной группировки, выступающей за воссоединение британской провинции Ольстер с Ирландией.

    ГСГ-9 была создана в 1972 году в составе федеральной пограничной полиции Германии. Ее структура состоит из штаба и пяти групп - четыре оперативные и одна - информации и связи. Оперативные группы численностью по 30 человек состоят из секций: пяти боевых и одной управления. Эксперты считают спецгруппу ГСГ-9 наиболее эффективной среди других европейских спецподразделений по осуществлению боевых антитеррористических операций. Законодательной базой организации и тактики противодействия терроризму служат конституционные поправки, касающиеся личных прав граждан, направленные против соучастия в террористических актах, пропаганды терроризма, его угрозы, оказания террористам материальной и финансовой помощи. В 1986 г. в Германии принят целевой закон “О борьбе с терроризмом”. Изменен ряд норм Уголовного кодекса. В Испании как полицейский антитеррористический блок сформирована группа специальных операций (СЕО), в которую включены лучшие специалисты спецслужб страны. Нормативной базой деятельности СЕО служит закон 1987 года “О борьбе с терроризмом”.

    В отличие от европейских стран США не стали создавать специального единого антитеррористического подразделения. Его функцию выполняет в основном подразделение ФБР по борьбе с внутренним терроризмом (в том числе группа “Дельта”). Заслуживает внимания опыт США по борьбе с воздушным терроризмом, захватами заложников, взаимодействия специальных и силовых структур по ликвидации кризисных ситуаций под единым руководством.

    Успех в борьбе с терроризмом может быть достигнут лишь совместными усилиями заинтересованных сторон, всего мирового сообщества. Борьба с международным терроризмом должна стать предметом обсуждения на встречах глав государств и правительств. Этому способствовало бы также проведение на регулярной основе двусторонних и многосторонних встреч руководителей ведомств, спецподразделений, экспертов, решающих задачи противодействия терроризму, с целью взаимодействия, обмена опытом и информацией. Очевидно, необходимы усилия ведущих государств, чтобы все страны мира присоединились к существующим конвенциям и соглашениям, связанным с борьбой против терроризма. Актуальными становятся создание совместных структур, совместная подготовка и проведение научных конференций, совещаний специалистов по борьбе с терроризмом, совместных тренировок спецподразделений.

     Среди возможных направлений международного взаимодействия, к которым могла бы подключиться Россия, можно отметить: проведение совместных оперативных мероприятий в той или иной стране; обмен технологиями и опытом по производству и применению технических и боевых средств противодействия терроризму; закупка за рубежом современного оборудования, аппаратуры, образцов специмущества и снаряжения, используемого для этой цели; разработка и совершенствование законодательной базы и международно-правовых норм о сотрудничестве в борьбе с терроризмом; разработка международного правового механизма привлечения к ответственности и наказания организаций и отдельных лиц, обвиняемых в террористической деятельности; определение системы принципов и понятий, необходимых для определения единых подходов к оценке событий и проблем, связанных с террористической деятельностью в любой стране или регионе; разработка правовых норм, регламентирующих возможности использования территории другого государства для освобождения заложников и действий против террористов; разработка механизма выдачи государством своих или находящихся на его территории иностранных граждан, обвиняемых в совершении терактов вне его пределов для привлечения их к ответственности в судебных учреждениях другого государства или в международном трибунале; определение места и роли СМИ в целях формирования мирового общественного мнения в плане нетерпимости к терроризму и взвешенной подачи материалов; повышение роли неправительственных организаций и независимых экспертов в расширении международного сотрудничества по вопросам борьбы с терроризмом.

             За десятилетия борьбы с терроризмом в мире и России был разработан ряд механизмов, методов, технологий государственного реагирования на потенциальные и совершившиеся факты терроризма (создание специальных антитеррористических сил и их подготовка, усиление охраны особо опасных, в частности, ядерных объектов, выработка технологии переговорного процесса об освобождении заложников и др.).

Информация о работе Терроризм как фактор дестабилизации мирового порядка