Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:43, контрольная работа
Известно, что человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые происходят под влиянием различных факторов. Усложняются социальные взаимосвязи между людьми, появляются новые потребности и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их, изменяются природная среда, энергетические ресурсы, международные условия существования современных государств. Поэтому вопрос о том, как общество приспосабливается к требованиям постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды, всегда представлялся актуальным не только в теоретическом, но и в практическом плане. Ведь ответ на него позволяет выявить механизмы адаптации, составляющие основу жизнеспособности и стабильности любого общества.
1. Введение………………………………………………………………3
2. Понятие, структура, функции политической системы общества…4
3. Системный и бихевиоральный подход к изучению политической системы……………………………………………………………….8
Теории политической системы:
3.1 Теория политической системы Д. Истона……………………9
3.2 Теория политической системы Г. Алмонда………………….10
3.3 Теория К. Дойча……………………………………………….11
4. Типология политических систем……………………………………11
Типология политических систем Г.Алмонда……………………….13
5. Нормативная основа политической системы общества……………13
6. Признаки государства как института политической системы……..14
7. Государство и гражданское общество……………………………….15
8. Государство и политический режим…………………………………17
9.Партии в политической системе общества. “Партийное” государство………………………………………………………………..18
10. Государство и профсоюзы…………………………………………...21
11. Государство и церковь……………………………………………….22
12. Государство и идеология…………………………………………….23
13. Заключение……………………………………………………………25
14. Список литературыю…………………………………………………26
Важное значение для исследования политических партий имеет проблема их типологии. Если брать за критерий проповедуемых партией социальных ценностей и способов их внедрения в жизнь, то правомерно деление партий на традиционные (консервативные) и революционные. Специфика социальных ориентаций и политических целей дает основание для деления партий на либеральные, социал-демократические, коммунистические. Любая партия стремиться определить свое отношение к правящему режиму. И от характера ответа на этот вопрос зависит, станет ли она легальной или нелегальной (подпольной). В процессе борьбы за власть каждая из этих партий может стать правящей или оставаться оппозиционной. Для стабильных обществ переход легальных партий из оппозиционной в правящую и наоборот явление достаточно обыденное.
Некоторые партии открыто декларируют свою особую роль в руководстве обществом, (их называют авангардными партиями). Другие объявляют себя партиями парламентского типа. Для таких партий поддержка избирателей служит главным критерием эффективности избранного политического курса, их работы в массах.
З. Ньюмен различает партии сугубо утилитарной, конъюнктурной политической направленности (патронажные) и партии идеологические, для которых главное – реализация провозглашаемого ими социально-политического идеала.
М. Дюверже, беря за основу критерий партийного членства, делит партии на строго централизованные (где главное – идеология), кадровые (когда партия формируется с ориентацией на конкретного лидера) и массовые (также централизованные с приматом идеологии и значительной ролью лидеров, но с зафиксированным в уставном порядке членством).
В крайних случаях взаимодействие партии и государства приводит к такой политической системе, которая может быть определена как «партийное государство»: функционирует одна господствующая партия, ее идеология становится государственной идеологией, происходит сращивание партии и государственного аппарата. Руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие решения принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными институтами. В «партийном государстве» все другие общественные организации также подпадают под партийный контроль, и политическая система становится тоталитарной системой.
Антиподом
политической системы типа «партийного
государства» являются многопартийные,
плюралистические политические системы,
где важнейшие государственные решения
принимаются демократически: сопоставлением
мнений, их обоснованием, лоббированием
в законных рамках, - словом, с помощью
нормальной парламентской процедуры.
Профессиональные союзы появились на определенном этапе исторического развития как организации, выражающие и защищающие интересы определенных категорий работников. Выросшие из средневековых цеховых организаций ремесленников, в настоящее время профсоюзы представляют мощную экономическую и политическую силу. История взаимоотношений государства и профессиональных союзов драматична и многопланова.
Политические
системы некоторых обществ
Диапазон здесь велик: на разных этапах государственности профсоюзы то вступали в отношения сотрудничества, даже партнерства с государством, то выступали по отношению к государству противоборствующим, разрушительным элементом.
Различают независимые, свободные профсоюзы и профсоюзы официальные, поддерживаемые государством, которое в некоторых политических системах даже передавало официальным профсоюзам законотворческие функции в сфере трудовых отношений (например, такими функциями обладал Всесоюзный центральный комитет профессиональных союзов – ВЦСПС – в бывшем СССР).
В
конвергенционных политических системах,
особенно характерных для перехода
от распределительной к рыночной
социальной среде, деятельность профсоюзов
придает этим системам своеобразные анархо-синдикалистские
свойства. В таких системах те или иные
профсоюзные организации выступают от
имени своих членов (как правило, работающих
в определенной отрасли производства:
шахтеров, энергетиков, нефтяников и т.п.)
и становятся мощным прессом воздействия
на правительство для повышения уровня
оплаты труда, условий труда и быта, получения
льгот, более активного участия в политической
жизни и т.п. Угрозы забастовок, экономические
и политические требования сопровождают
деятельность профсоюзов, заставляя государство
попеременно удовлетворять требования,
то одних, то других групп трудящихся,
что разрушает, в конечном счете, единое
экономическое пространство, ведет инфляции,
спаду производства и другим бедам.
В
истории политических систем особняком
стоит вопрос о соотношении государства
и церкви. История знает теократические
и светские государства, воинственно-атеистические
и конфессионально-
Многообразие
конкретно-исторических религиозно-духовных
состояний общества позволяет в
рамках теории государства сформировать
лишь несколько общих, но важных выводов,
необходимых для понимания
Как правило, политические системы большинства обществ, особенно на современном этапе, исключали формально церковь из своего состава, произошло отделение государства от церкви. Этот принцип закреплялся конституционно, государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь, имея перед собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивалась в государственную жизнь, в политику. В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, вероисповедальной свободы, секуляризации политики и автономии религии.
Однако
так происходило в нормально
функционирующих либерально-
В
тоталитарно-распределительных
А в обществах, где господствовали некоторые религиозные системы, например ислам, напротив, религиозные организации оказывали и оказывают воздействие на функционирование государственных институтов, задают и определяют социальные цели и смыслы общественной, политической жизни, выступают фактически важным институтом политической системы.
В
этих обществах взаимоотношения
государства и религиозных
Не следует также забывать, что во многих обществах церковь выступает институтом национального самосохранения, даже выживания народа.
В целом, конечно же, церковь во многих обществах, как правило, - это все же практически и фактически важный элемент политической системы общества, хотя в либерально-демократических системах такое положение открыто не признается, а конституционно даже отвергается. (Например, ч. 2 ст. 14 Конституции РФ гласит: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».) Вместе с тем и в таких системах отдельные политические контакты между государством и церковью в конкретно-исторической обстановке являются весьма интенсивными и значимыми.
Теократические
тенденции (вмешательство церкви в политическую
жизнь общества, использование государственных
каналов для распространения своих вероучений,
например, через СМИ, попытки, навязать
обществу религиозно-регламентационные
нормы и т.д.) становятся весьма распространенными
в современной государственности, что
вообще не позволяет считать теократию
отжившей формой взаимоотношений государства
и церкви.
Идеология представляет собой особый тип верования, интеллектуального орудия оправдания существования определенного порядка или его изменения.
В политических системах идеологии играют существенную роль, поскольку они используются элитой, контр-элитой и массами для выражения своих коллективных интересов. Идеологическая борьба является важной составной частью политической жизни. Очевидно, что содержание идеологий различных групп, входящих в состав политических систем, может существенно различаться, однако элита при этом пытается осуществлять и идеологическое господство. Это господство для элиты чрезвычайно существенно, поскольку посредством него она обеспечивает легитимность своей власти в рамках политической системы, добиваясь также, чтобы угнетенные примирились со своим положением. Поэтому в самых разных политических системах элиты стимулируют создание и распространение идеологий, выражающих интересы их и тех, кого они представляют. Одновременно они пытаются дискредитировать соперничающие идеологии, создаваемые контр-элитой и представителями масс. Поэтому идеология в политических системах не является чем-либо «безобидным», так как от нее, по крайней мере, частично зависит их стабильность.
Идеологии
выполняют двойную функцию орие
Идеологии имеют познавательную цель, главной является их прагматическая функция оправдания действия. В любом случае познавательная цель подчинена политическому действию. Политические идеологии, прежде всего, являются инструментами действия, поэтому они стремятся не столько к научной объективности, сколько к эффективному обоснованию целей и интересов своих защитников.
Таким образом, политические идеологии имеют два аспекта: познавательный (описание и объяснение политической системы) и прагматический (ориентация действия в определенном направлении). Оба аспекта тесно связаны между собой, однако в политических идеологиях преобладающим является прагматический аспект.
В структуре политической системы общества государство является объективно необходимым ее составным элементом на протяжении всей истории развития общества, а, следовательно, и его самого. В то же время, как все остальные ее составные звенья – политические партии и различные общественные организации, имеющие политический характер, могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и, выполнив возложенные на них задачи, исчезать.
В
различных сферах жизни общества
и экономики государство
Политическая система общества представляет органическое единство государства и других социальных элементов, объективно имеющих различные политические функции, но объединяющихся вокруг целей и идеалов, господствующих в данном обществе, вокруг главного – завоевания, удержание и использование власти и связанных с ней ценностей.