Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты, реализуемая через юридические нормы. Одна из главных целей элит, не состоящих на службе иностранных держав, заключается в гарантировании территориальной целостности государства.
Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды; она не может быть сведена к так называемой твёрдой земле. Это означает, что государство поддерживает в перечисленных средах свою суверенную власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.
Вторым составляющим элементом государства является население, то есть человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти.
Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным.
Третьим составляющим элементом государства является власть, иными словами, отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества.
Чтобы государство существовало, те, над кем осуществляется господство, должны признавать власть тех, кто господствует в данный момент. Если к власти проявляется неуважение, правители, опираюсь на институционализированные аппараты насилия, могут применить санкции, предусмотренные политической системой. Политическая элита вынуждается применять институционализированное насилие на постоянной основе лишь в исключительных случаях, поскольку она обладает достаточно эффективными для управления коллективным поведением средствами прямого и косвенного убеждения.
Итак, государство - это политическая целостность, образуемая национальной или много национальной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует институционализованную власть, обладая законным правом применения принуждения
4.Функции
государства
Сущность всех государств проявляется
в их функциях. Под функциями государства
принято понимать основные направления
его деятельности. Государства выполняют
разнообразные функции, которые принято
подразделять на две группы: внутренние
и внешние.
Основная функция государства —
обеспечение комфортного проживания своих
граждан.
С этой целью государство
выполняет ряд задач:
решение экономических и социальных
проблем;
обеспечение целостности государства;
управление хозяйством и обществом;
оборона собственной территории.
По мере развития общественных
отношений появилась возможность более
цивилизованного поведения государства.
Природа государства
и его положение в политической системе
предполагают наличие ряда специфических
функций, отличающих его от других политических
институтов. Функциями государства называются
основные направления его деятельности,
связанные с суверенитетом государственной власти.
От функций отличаются цели и задачи государства,
отражающие основные направления избираемой
тем или иным правительством или режимом
политической стратегии, средства её реализации.
4.1 Классификация функций
государства
Функции государства
классифицируются:
по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
по продолжительности действия:
на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
по значению: на основные и дополнительные,
по видимости: на явные и латентные,
по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.
Основной классификацией
является деление функций государства
на внутренние и внешние.
4.2 Внутренние
функции государства:
Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
Политическая функция — обеспечение политической
стабильности, выработка программно-стратегических
целей и задач развития общества.
Организаторская функция — упорядочивание всей властной
деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
Экономическая функция — организация, координация
и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования,
создания стимулов экономической активности,
осуществления санкций.
Социальная функция — обеспечение солидарных
отношений в обществе, сотрудничества
различных слоёв общества, реализации
принципа социальной справедливости,
защита интересов тех категорий граждан,
которые в силу объективных причин не
могут самостоятельно обеспечить достойный
уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери,
дети), поддержка жилищного строительства,
здравоохранения, системы общественного
транспорта.
Экологическая функция — гарантирование
человеку здоровой среды обитания, установление
режима природопользования.
Культурная функция — создание условий
для удовлетворения культурных запросов
людей, формирования высокой духовности,
гражданственности, гарантирование открытого
информационного пространства, формирование государственной культурной
политики.
Образовательная функция — деятельность по
обеспечению демократизации образования,
его непрерывности и качественности, предоставлению
людям равных возможностей получения
образования.
4.3 Внешние
функции государства:
Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение
международных договоров, участие в международных
организациях.
Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного
уровня обороноспособности общества,
защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.
Функция поддержания мирового
порядка — участие в развитии
системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
Функция взаимовыгодного сотрудничества
в экономической, политической, культурной
и других сферах с другими государствами.
5. Формы государства
5.1 Форма государственного устройства
Под государственным
устройством понимается внутритерриториальная
организация государства. В настоящее
время встречаются следующие формы государственного
устройства.
Унитарное
государство – единое государственное
образование, разделенное на административно-территориальные
единицы, имеющие одинаковый юридический
статус и не обладающие политической самостоятельностью.
Для такого государства характерно наличие
единых представительных, исполнительных
и судебных органов власти, единое гражданство
и единая правовая система. Административно-территориальные
единицы, однако, самостоятельны в хозяйственной,
социальной и культурной сферах. Унитарными
государствами являются, например, Франция,
Польша, Португалия и т.д.
Унитарное государство (фр. unitarism от лат. unitas — единство):
Федерация – союзное государство, в которое
входят составные единицы (республики,
земли, штаты и т.д.), наделенные определенными,
иногда весьма ощутимыми правами, сопоставимыми
с правами центра. Для федерации характерно
наличие двух уровней власти (федеральной
и республиканской), а также двойной правовой
системы, двухпалатного парламента, представляющего
попалатно интересы субъектов федерации
и общенациональные интересы в целом.
В российском парламенте это Совет федерации
и Государственная Дума. Субъект федерации
лишен права самостоятельного выхода
из состава федерации.
Образование единиц
федерации может осуществляться как по
административному принципу (США, ФРГ),
так и по национальному (Россия, Югославия,
Индия). История показывает, что федеративное
устройство государств по национальному
принципу часто оказывается весьма неустойчивым.
Построенная таким образом федерация
способна разрушиться, как только ослабевает
власть центра или скрепляющей ее идеологии.
Федерация (фр. federation, от позднелат. foederatio — объединение, союз):
Территориальная (административная);
Национально-территориальная;
Конфедерация – государственное
правовое объединение (союз) юридически
независимых государств. Цель подобного
объединения – проведение единой политики,
решение совместных задач в области экономики,
обороны, транспорта и т.п. Для проведения
согласованной политики создаются совместные
органы управления. Однако их решения
вступают в силу только после утверждения
государствами, входящими в состав конфедерации.
Страны такого союза – самостоятельные
субъекты международного права.
В современной истории
примеров конфедерации немного. Среди
них – ОАР (Объединенная Арабская республика
– союз Сирии и Египта, 1958-1961 гг.), Сенегамия
(Сенегал и Гамбия, 1982-1989 гг.) и некоторые
другие. Швейцарская конфедерация по существу
является федерацией, так как в ведение
центральных органов переданы функции
обороны, дипломатического представительства
и др.
Конфедерация, пожалуй,
самая неустойчивая из всех форм государственного
устройств
а в силу слабого характера
взаимосвязей и отсутствия сколько-нибудь
серьезной ответственности сторон за
выход из состава союза.
В последние десятилетия
мир переживает тягу к мирному сосуществованию,
объединению и интеграции стран не только
в военном, но и в тесном политическом
и экономическом планах. Так, новая объединенная
Европа с такими составляющими, как Совет
Европы, Европейская парламентская ассамблея,
безтаможенные и безвизовые границы, совместные
проекты, единая валюта, открывает пути
к широчайшему и перспективному сотрудничеству
между государствами. Добровольное объединение
в рамках такой новой интеграции способствует
изживанию фактического неравенства государств,
их более быстрому развитию.
Конфедерация (лат. confoederatio — союз, объединение):
5.2 Форма государственного правления
Фо́рма госуда́рственного
правле́ния — элемент формы государства,
который определяет систему организации
высших органов государственной власти, порядок их образования,
сроки деятельности и компетенцию, а также
порядок взаимодействия данных органов
между собой и с населением, и степень
участия населения в их формировании[1].
Форма правления в узком смысле — это собственно организация высших
органов государственной власти (способ
организации верховной власти в государстве).
Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия
всех органов государства.
Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти
три характеристики дополняют друг друга
и описывают форму государства.
Монархия
Монархия — форма правления, при которой
высшая государственная власть пожизненно
принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол
по наследству и не несёт ответственности
перед населением.
Отличительные признаки
монархии
Единоличным главой
государства является монарх;
Власть переходит по наследству;