Сущность и содержание права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Профессиональное понимание права практикующими юристами обыкновенно базируется на определении права в качестве совокупности правил поведения (право в объективном смысле, исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юридических дел.
Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свобод, воль в их взаимоотношении друг с другом.

Оглавление

Введение.
1. Понятие и сущность права.
а) Понятие права в объективном и субъективном смысле.
б) Право как регулятор общественных отношений.
в) Сущность права.
2. Признаки права: понятие и виды.
3. Принципы и функции права.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по теории государства и права.docx

— 69.48 Кб (Скачать)

4. Земельное право регулирует  общественные отношения в области  использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов, которые служит  материальной основой жизнеобеспечения  человеческого общества.

5. Гражданское право - наиболее  объемная область системы права, которая регулирует разнообразные  имущественные и связанные с  ними личные неимущественные  отношения. Нормы гражданского права  закрепляют и предохраняют разные  формы собственности, определяют  права и обязанности сторон  в имущественных отношениях, регламентируют  отношения, связанные со созданием  и использованием произведений  науки, искусства, литературы и др. Гражданским правом предохраняются  и такие личные неимущественные  права, как честь и достоинство  гражданина или организаций.

6. Трудовое право - это  область правая, которая регулирует  общественные отношения в процессе  трудовой деятельности человека. Нормы трудового права определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время  и время отдыха, правила безопасности  условий работы.

7. Семейное право - область  правая, которая регулирует брачно-семейные  отношения. ЕЕ нормы устанавливают  условия и порядок вступления  в брак, определяют права и  обязанности супружества, родителей, и детей по отношению одно  до одного.

8. Гражданское процессуальное  право регулирует отношения, которые  возникают в процессе рассмотрения  судами гражданских, трудовых и  семейных споров. Нормы гражданского  процессуального права определяют  цель, задача и обязанности суда  при осуществимые правосудия; закрепляют  правовое состояние участников  гражданского процесса; регламентируют  ход судебного разбирательства; порядок вынесения и обжалование  судебного решения.

9. Криминальное право  составляет собою комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно  опасное поведение есть преступной  и которое наказание за его  совершение применяется. Нормы криминального  права определяют понятия преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за  преступное поведение и прочее.

10. Криминально-процессуальное право объединяет нормы, которые определяют порядок проведения по уголовным делам. Нормы этой области права регулируют деятельность органов дознания предшествующего следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в походке судебного разбирательства и при решении уголовных дел.

11. Исправительно-трудовое  право регулирует отношения, которые  складываются при выполнении  мероприятий криминального наказания  и связанные с исправительно-трудовым  влиянием. Нормы этой области  устанавливают порядок отбытия  наказание осужденными предназначенного  им, а также регламентируют деятельность  по исправлению осужденных после  отбытия наказания.

Система права, как и общественная жизнь, находится в постоянных изменениях и развитии. С возникновением новых, более прогрессивных отношений, которые требуют правового регулирования, она пополняется новыми нормами, институтами, областями, становится более совершенной и эффективной.

Применение норм права - это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуальных лиц.

Характерные признаки применения норм права:

 

 

 

 

 

 

1. Правоприменительную деятельность  осуществляют лишь компетентные  государственные органы (должностные  лица) или общественные органы  уполномочены государством. Например, государственная администрация, суд, администрация предприятия, командир  военной части, профсоюзный комитет. Отдельные же граждане, которые  не являются должностными лицами, специальных полномочий не имеют  и, итак, применять нормы права  не могут.

2. Деятельность по применению  норм права имеет государственно-властный  характер. Такой есть деятельность  суда при осуществимые правосудия  или следственного при расследовании  уголовного дела.

3. Содержание правоприменительной  деятельности состоит в издании  на основании норм права индивидуальных  правовых предписаний (актов). Эти  акты относятся к определенным  жизненным случаев и адресованные  конкретным лицам. Например, решение  исполкома о выдаче отдельному  гражданину ордера на квартиру, приговор суда относительно лица, которое совершило преступление.

4. Применение норм права  осуществляется в строго установленному  законом порядке. В особенности  важное значение такой порядок  имеет при применении норм  криминального и гражданского  права, обеспечивая последовательное  проведение законности, глубокое  и всестороннее рассмотрение  обстоятельств конкретного юридического  дела.

Случаи, если возникает необходимость в применении норм права.

1. Норма права применяется  компетентными органами тогда, если  предусмотренные юридические права  и обязанности не могут возникнуть  у конкретных лиц и реализоваться  без их государственно-властной  деятельности. Для возникновения  и реализации этих прав и  обязанностей в каждом частном  случае необходимо издания компетентным  органом властного решения относительно  конкретного лица. Например, для  того чтобы реализовать право  на трудоустройство, необходимо  официальное решение администрации  предприятия, организации о принятии  на работу, то есть издание  приказа руководителем учреждения  о реализации указанных прав.

2. Правоприменительная деятельность  компетентных органов необходимая  в том случае, если существуют  определенные препятствия для  использования субъективных юридических  прав гражданами или организациями. Например, гражданин приобрел на  законном основании дом, а другие  лица создают препятствия для  реализации ним права владения  приобретенным домом. В таком  случае гражданин обращается  в административный орган или  суд, которые принимают решение, которое возобновляет затронутые  права собственника дома.

3. Необходимость в применении  норм права возникает и тогда, если юридические обязанности  не выполняются добровольно. Например, одна организация обязалась по  договору поставлять другой организации  определенную продукцию, но не  выполнила свои обязательства. В  этом случае компетентный орган (арбитраж, суд) выносит властное  решение, на основании которого  в принудительном порядке обеспечивается  выполнение организацией своих  обязательств по договору.

4. Правоприменительная деятельность  всегда необходимая, если содеянное  правонарушение и нужно определить  соответствующую меру юридического  взыскания правонарушителю. Так, при  совершении военнослужащим дисциплинарного  проступка взыскания определяет  лишь командир (начальник), применяя  соответствующую норму Дисциплинарного  устава. Если же совершаются преступление, степень наказания определяет  только суд, на основании норм  криминального права.

Правоприменительная деятельность есть довольно сложным процессом, который состоит из ряда постепенных действий - стадии.

 

 

 

 

 

 

1. Установление фактических  обстоятельств дела.

Применение юридических норм направленное на обеспечение их реализации относительно к конкретному случаю, который состоит из определенных фактов. Эти факты и образовывают фактическую основу применения норм права. Именно поэтому лица, которые применяют правовые нормы, должны в первую очередь отобрать и четко выделить те факты, которые необходимые для верного решения юридического дела; потом провести тщательный анализ и оценку указанных фактов.

Установление фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным. От этого зависит верность применения норм права. Обоснованность и полнота установления обстоятельств дела достигается путем глубокого и всестороннего исследования фактов, выяснение их истинности и объективной достоверности. Чтобы установить объективную истину по делу факты анализируются в их взаимосвязи и причинной зависимости.

Важно также иметь в виду, что правоприменительные органы исследуют не абсолютно все факты, характерные для определенного случая, а лишь те, которые непосредственно касаются решение юридического дела. Фактические обстоятельства устанавливаются в отношении с той нормой права, которая к ним применяется. Так, при выяснении обстоятельств конкретного уголовного дела в первую очередь должны быть установленные следующие факты: кто совершил преступление, если и где он был содеянный, каким образом, который мотивы совершения преступления. Факты, которые имеют юридическое значение, устанавливаются с помощью свидетельских показаний, результатов обзора места приключения, экспертизы, исследование документов, предметов и других данных. Эти данные устанавливаются в предусмотренному законом порядке и называются юридическими доказательствами.

2. Выбор и анализ нормы  права, которое подлежит применению  к фактическим обстоятельствам, которые исследуются.

После установления юридического значения обстоятельств дела начинается вторая стадия применения норм права. На этой стадии правоприменительный орган прежде всего решает вопрос, на основании что нормы должна решаться дело, которое рассматривается. Избрать норму означает предоставить правовую квалификацию (оценку) фактическим обстоятельствам дела.

Дале необходимо установить действительность (достоверность) ее текста с точки зрения законности, проверить, не ли имеет в тексте ошибок, не ли измененная данная норма. При этом следует пользоваться текстом опубликованным в официальном издании, последней его редакцией с всеми изменениями и дополнениями на день применения нормы права. Также правоприменительный орган должен определить, есть ли избранная норма закона и другим нормативным актам. Норма права может быть применена лишь тогда, если она отвечает предписаниям актов вышестоящих органов.

Анализ избранной правовой нормы включает тщательную проверку ее действия во времени, просторные и по колу лиц. Это означает, что правоприменительный орган должен истинно выяснить: 

- ли действующая норма  в тот момент, если на ее  основании нужно решить конкретное  дело; 

- ли действующая она  на той территории, где это  дело должно быть решена; 

- ли распространяется  действие этой нормы на лица, относительно которых она должна  применяться.

Иногда при выборе и анализе нормы обнаруживается, что данный случай регулируется несколькими нормами, которые не согласовываются или даже противоречат одна одной по своему смыслу. В таком случае имеет место коллизия правовых норм. Чтобы выяснить

 

 

 

 

 

 

 

каким образом решаются коллизии между правовыми нормами, которую именно норму компетентный орган должен применить к обстоятельствам дела, существуют следующие правила решения коллизий в правоприменительной деятельности: 

1) если существует коллизия  между нормами, выданными разными  органами, применяется норма вышестоящего  органа; 

2) при противоречии между  нормами, принятыми одним и тем  органом, но в разное время, применяется  норма, которая принятая позднее;  

3) в случае коллизии  между общей и специальной  нормой применяется последняя.

Задачей компетентного органа на этой стадии есть осознание (толкование) примененной нормы, а также устранение пробелов в правые путем применения права по аналогии.

Заключение

В экономических, социальных и культурных правах раскрывается важная грань социального правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если государство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными противоречиями и в конце концов погибнет.

Рассмотренная группа прав неотделима от личных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина. В то же время защищенность этих прав по своей юридической силе не может быть такой же, так как в обществе с рыночной экономикой механизм распределения благ находиться не только в руках государства. Отсюда вытекает, что прямое действие этих прав объективно оказывается весьма относительным, ибо ни один суд не примет гражданский иск о реализации такого права только на основе его конституционного закрепления. Причина, на мой взгляд, достаточно ясна: отсутствует конкретный ответчик, так как данное право не порождает ни для каких лиц каких - либо прямых обязанностей. Получается, что экономические, социальные и культурные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которому должно стремиться государство в своей политике. США, например, официально поддерживает позиции, согласно которой рассматриваемые права являются пожеланиями, а не обязанностью.

Такой подход проявился при принятии в ООН Международных пактов о правах человека. Если положения Пакта о гражданских правах подлежат применению немедленно и без оговорок, то Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства "принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в Пакте прав" ( ч.1 ст.2 ). Следовательно, реализации прав ставиться в зависимость от материальных возможностей государства и к тому же обеспечивается постепенно. Сохраняются различия в механизме имплементации этой группы прав по сравнению с гражданскими и политическими правами - Комитет по правам человека обладает большими возможностями контроля за обеспечением гражданских и политических прав, чем Комитет по второй группе прав.

Информация о работе Сущность и содержание права