Сущность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 20:33, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - проанализировать государство, его сущность и формы. На основании цели поставлены следующие задачи:
изучить определения государства и его сущность;
изучить различные теории происхождения государства и выявить его признаки;
описать различные формы государственного устройства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

В литературе нередко отмечается, что федерация бывшего Советского Союза носила искусственный характер, что фактически СССР был унитарным государством12. Некоторые основания для таких утверждений есть: в Союзе, особенно в период расцвета тоталитаризма, степень централизации государственной власти была очень высока. Тем не менее, СССР обладал всеми признаками союзного (федеративного) государства.

Как уже отмечалось выше, третья форма государственного устройства - конфедерация. Отдельные исследователи считают, что конфедерация не имеет никакого отношения к формам государственного устройства, поскольку не является государством13.

Конфедерация - это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства - США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.

В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него - и к федеративному всеевропейскому государству.

В Конституции РФ официально закреплено государственное устройство России в виде федеративной демократической республики14.

По мнению ряда ученых это означает следующее15:

1. В стране  существует республиканская форма  правления. Все граждане России, согласно Конституции, имеют право  участвовать в формировании законодательной власти Российской Федерации - Федерального Собрания, а также избрании главы государства - Президента Российской Федерации (ст.81, 96 Конституции).

2. Российское  государство представляет собой  федерацию, объединяющую 89 субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономную область, 10 автономных округов. Представительные (законодательные) органы субъекта Федерации в пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия по ряду важнейших направлений государственно-правовой деятельности, принимают законы и иные нормативно-правовые акты. В то же время значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации и Правительство.

В условиях России, представляющей собой многонациональное государство, федеративная форма государственного устройства является наиболее плодотворной, ибо только Федерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой республики и других субъектов Федерации.

3. Российская Федерация - демократическое государство. Россиянам предоставляется возможность участвовать в делах государства и формировании его органов, а также предоставляются иные политические права (гл.2 Конституции). В стране принимаются меры к реальному осуществлению каждым гражданином предоставленных ему прав и укреплению законности и правопорядка.

Заключение

 

Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе. Власть - это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Коротко говоря, сущность государства - это есть организация власти в обществе. Однако охарактеризовать сущность государства только через категорию власти будет недостаточным. Эта власть дополняется другими важнейшими характеристиками: суверенностью, которая определяет качественную специфику государственной власти, и политическим режимом, который отражает средства и методы осуществления этой власти. Только совокупность этих характеристик позволяет полностью раскрыть сущность государства.

Форма государства проявляется в его государственном режиме. Государственный режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственные режимы можно классифицировать по формам правления (монархия и республика) и формам государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация).

Сущность российского государства выражается многими российскими государствоведами как криминальное, номенклатурное или олигархическое. Государственная власть в РФ принадлежит государству, его органам. Но ее реальные рычаги находятся в руках узкой группы людей. Между кланами и должностными лицами, принадлежащими к той или иной группировке, ведется борьба. Властные полномочия используются произвольно. Это влечет за собой отчуждение общества от власти. Оно возникает вследствие одностороннего подчинения граждан правилам и предписаниям, регламентирующим их повседневную жизнь. Фактически власть не гарантирует индивидам неприкосновенность их гражданских прав. Государственные официальные структуры функционируют, не сообразуясь с принципом взаимности в использовании законом установленных обязанностей для частных, а равно официальных лиц. Мы находимся в парадоксальной ситуации, когда, с одной стороны, существует сильное отчуждение народа от власти, а с другой - массы людей возлагают надежды не на себя, а исключительно на государство.

Принудительная сила государства и разносторонность его деятельности при правильной организации не только не подавляют свободную духовную жизнь человека, но создают для нее благоприятные условия. Выработать эту правильную организацию в нашей стране и должно являться нашей первоочередной задачей.

Список использованных источников

 

  1. Конституция РФ.
  2. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. М., 1995.
  3. Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Краткий курс лекций.2-е изд. М, 2000.
  4. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л.А. Окунькова.2-е изд. М., 2002.
  5. Конституционное право: Учебник / Отв. ред.В. В. Лазарев. М., 2001.
  6. Конституция Российской Федерации. Комментарий. / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. 2-е изд. М., 2001.
  7. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. М., 2000.
  8. Общая теория права и государства. // Под ред. Лазарева В. В.2-е изд. М., 2004.
  9. Общая теория права. // Под ред. Пиголкина А. С.2-е изд. М., 2001.
  10. Пьянов Н.А. Государственная власть и ее механизм. // Сибирский юридический вестник. 2001. №4.
  11. Пьянов Н.А. Формы государства. // Сибирский юридический вестник. 2002. №4.
  12. Теория государства и права. // Под ред. Венгерова А.Б. М., 2003.
  13. Теория государства и права. // Учебник под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. М., 2004.
  14. Энциклопедический словарь по политологии. Под ред. Селезнева Л.И. М., 2000.

 

1  Общая теория права. // Под ред. Пиголкина А.С. 2-е изд. М., 2001. С. 75.

2  Общая теория права. Под ред. Пиголкина А.С. 2-е изд. М., 2001. С. 84.

3  Там же.

4  Общая теория права и государства. // Под ред. Лазарева В.В. 2-е изд. М., 2004.  С. 88.

5  Теория государства и права. // Под ред. Венгерова А. Б. М., 2003.

6  Пьянов Н.А. Государственная власть и ее механизм.// Сибирский юридический вестник. 2001. №4.

7  Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. М., 2000. С. 56.

8  Энциклопедический словарь по политологии. Под ред. Селезнева Л.И. М., 2000.

9  Теория государства и права.// Учебник под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. М., 2004.  С. 16-19.

10  Теория государства и права.// Учебник под ред. Венгерова А.Б. М., 2003. С. 56.

11  Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2001. С. 67.

12 Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. М., 1995. С. 54.

13  Пьянов Н.А. Формы государства.// Сибирский юридический вестник. 2002. №4.

14  Конституция РФ. Ст. 1.

15  Конституция Российской Федерации. Комментарий. / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г. Орехова. 2-е изд. М., 2001.  С. 23.


Информация о работе Сущность государства