Сущность государства и его социальное назначение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

В учебном курсе теории государства и права данная тема относится к числу центральных, поскольку в ней рассматриваются такие ключевые вопросы государства, как его понятие, сущность, типы, социальное назначение и функции. Усвоение этих вопросов сопряжено с определенными трудностями. Во-первых, эти вопросы сложны сами по себе и, во-вторых, они не имеют какого-либо однозначного решения ни в научной, ни в учебной литературе. Тем не менее попытаемся в них все же разобраться

Файлы: 1 файл

Сущность государства и его социальное назначение.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

В качестве признаков государства в юридической литературе называются также налоги, займы, право и государственный язык.

В своем предметно-вещественном, организационном содержании признаки государств неодинаковы. Известны различные варианты института монархии, парламента, правительства, судебной системы, полицейской системы, армии (истории известны примеры отсутствия армии), административно-территориальной организации (области, края, районы, провинции, губернии, земли, штаты и др.), налоговой системы (история знает случаи отсутствия налогов вообще).

Государство существует в обществе всегда в единственном числе. Его невозможно спутать с другими политическими и неполитическими институтами (партии, профсоюзы, церковь и т.д.) данного общества. Поэтому еще раз отметим, что признаки, прежде всего, показывают, раскрывают содержательные, сущностные, институциональные стороны государства.

Кроме названных признаков в теории выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др.

 

1.2.            Функции государства

 

Под функциями государства понимают основные направления его деятельности, вытекающие из его сущности и роли в общественной жизни. В отличие от задач государства, которые могут носить временный, локальный характер, функции государства имеют постоянный характер и общесоциальную направленность, хотя в различные исторические эпохи они могли быть направлены на узкокорпоративные цели.

На характер и содержание функций государства оказывают влияние многие факторы социально – экономического, политического, экологического характера. Бурный рост экономики, научно – технический прогресс, стабильная политическая обстановка в многом определяют направления деятельности государства, связанные с обеспечением прав и свобод человека, экологической безопасностью, разрешением межнациональных конфликтов, борьба с преступностью и т.д. На содержание функций государства большое влияние оказывает и международная обстановка.

Функции государства и их конкретное содержание зависят от формы организации государственной власти, от того, какие цели государство ставит перед собой. В зависимости от социальной направленности функции государства могут в значительной мере отличаться друг от друга.

Основные функции государства подразделяются на виды по различным основаниям. Наиболее общей классификацией основных функций государства является их деление на внутренние (деятельность внутри данной страны) и внешние (деятельность на международной арене). Между внутренними и внешними функциями существует неразрывная связь, так внешняя политика любого государства предопределяется внутренними условиями его существования, а международные обязательства диктуют необходимость строить свою деятельность во внутренних отношениях в соответствии с общечеловеческими стандартами.

По времени осуществления различают функции постоянные (на всех этапах развития государств) и временные, появление которых обеспечено специфическими условиями конкретного периода развития государства.

По формам деятельности функции государства подразделяются на законотворческие, управленческие, судебные и контрольно – надзорные, которые отражают механизм реализации государственной власти.

Также функции государства можно подразделить на регулятивные и охранительные, которые могут реализовываться в правовых и организационных формах. Среди правовых форм можно выделить законотворческую (нормотворческую) деятельность государства (разработка и принятие законов и других нормативных актов), правоприменительную деятельность (государственно – властную деятельность компетентных органов по реализации норм права) и правоохранительную деятельность, направленную на осуществление правового контроля и реализацию юридической ответственности. К организационным формам относят создание органов государственной власти, их материально – техническое и информационное обеспечение и т.д.

Государство в своей деятельности оказывает целенаправленное воздействие на различные сферы общественной жизни. В зависимости от этого, внутренние функции государства можно подразделить на политические, экономические, социальные, экологические, а также осуществляемые в культурной сфере.

В политической сфере функции государства связаны:

-                     с признанием и защитой прав и свобод человека и гражданина;

-                     с регулированием политических процессов в обществе посредством законодательного закрепления принципов организации и деятельности политических партий и объединений, их взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;

-                     с обеспечением общественной безопасности.

В экономической сфере государство обеспечивает нормальное функционирование и развитие экономики. Деятельность государства в области экономики направлена на поддержание приоритетных направлений экономического развития, охрану существующих форм собственности, обеспечение свободы экономической деятельности, организацию внешнеэкономических связей, установление системы налогов и т.д.

Одним из основных направлений деятельности современного государства является его социальная функция. Основополагающим признаком социального государства является утверждение системы общественных отношений, основанной на уважении и соблюдении естественных прав и свобод человека и гражданина, наличие в обществе условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. В реализации социальной функции значительное место принадлежит проведению эффективной государственной политике в области образования, культуры, здоровья граждан, в жилищной сфере.

В культурной сфере государство оказывает поддержку развитию искусства и культуры, заботится о культурном и нравственном возрождении общества.

В природоохранной сфере функцией государства является охрана и рациональное использование природных ресурсов в целях улучшения условий жизни людей. Государственное регулирование охраны окружающей природной среды, определение порядка природопользования, обеспечение экологической безопасности – одна из первейших задач государства в настоящее время.

К внешним функциям государства относятся:

-                     сотрудничество с другими государствами в социально – экономической, политической, военной и культурной сферах;

-                     оборона страны и обеспечение государственной безопасности;

-                     поддержание мира и мирового правопорядка;

-                     предотвращение войн, разоружение, ликвидация ядерного и другого оружия массового уничтожения;

-                     борьба с международным терроризмом;

-                     оказание помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

-                     сотрудничество в решении глобальных проблем современности.

Особое значение в современных условиях приобретает сотрудничество государств по поддержанию мира и мирного сосуществования. В деятельности государств, направленной на защиту и укрепление мира, особе значение приобретает задача всеобщего и полного разоружения под строгим международным контролем. Но поскольку еще сохраняются противоречия между геополитическими и экономическими интересами разных стран, угроза нападения извне, то заботой каждого государства является сохранение армии на уровне, необходимом для обеспечения безопасности страны и оборонного военного потенциала, гарантирующего решение этих задач.

На основании изложенного в главе первой, можно сделать следующий вывод: существует множество определений понятия государство. Основными признаками государства являются: суверенитет, наличие государственного аппарата, наличие аппарата принуждения, разделение населения по территориальному признаку, налоги.

Функции государства - это основные направления его деятельности, вытекающие из роли государства в общественной жизни. Функции государства делятся по различным основаниям. Самой распространенной является классификация функций государства на внутренние и внешние.


Глава 2. Сущность государства

 

2.1. Теории сущности государства

 

В юридической и политологической литературе существуют различные теории и концепции, объясняющие природу и сущность государства[1].

В Древнем мире расцвет философских учений о государстве связан с именами таких древнегреческих мыслителей, как Сократ, Платон и Аристотель. Государство рассматривалось с точки зрения политической добродетели (справедливости), а идеальным считалось такое государство, которое воплощает этический принцип добродетели.

Например, Аристотель, исходя из этического принципа «меры», разделял формы правления на «правильные» (монархия, аристократия) и «неправильные» (тирания, олигархия, «крайняя» демократия), предпочитая в качестве идеального образца «среднюю», «смешанную» форму правления («политию», или умеренную демократию). Государство образуется, по Аристотелю, ради «общего блага», «благой жизни». Вместе с тем, подчеркивал он, существование государства возможно и мыслимо лишь на определенной территории, при определенной количественной норме населения. Всякое государство должно, кроме того, удовлетворять необходимые экономические потребности граждан.

Одна из первых теорий, объясняющая природу государства естественно-историческими причинами, коренящимися в природе человека как существа, которое не может жить вне общества (государства), получила название естественно-правовой. Например, Цицерон считал, что предпосылкой объединения людей в государство на основе договора является естественное стремление человека к общению, к жизни в обществе.

В эпоху средневековья господствовала теологическая концепция происхождения государства и права, согласно которой Бог, создав государство и законы, однако, не указал непосредственно лиц, осуществляющих власть, конкретные формы правления, методы властвования и т. п. Основателем данной теории считается средневековый богослов Августин. Идея теократии содержалась в его учении о «двух градах». Ни один «земной град» (т. е. государство), подчеркивал Августин, не знал подлинной справедливости, а потому походил, скорее, на «шайку разбойников». Критикуя реально существующие государства, он противопоставил им церковь в качестве идеального «небесного» сообщества, духовной общины верующих. Тем самым обосновывались притязания церкви на руководство государственными делами. Приоритет церкви над государством защищал и Фома Аквинский, полагая, что правители могут использовать свою власть вопреки заветам божества, их деятельность должна контролироваться церковью. Современная католическая церковь также защищает тезис о божественном происхождении государства и права.

Теория договорного происхождения государства и права (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев и др.) представляет государство и право продуктом человеческого разума, а не божественной воли. Идея о том, что государство и право появляются в результате сознательных действий людей, заключивших договор о создании государства и учреждении законов (софисты, Эпикур), оформилась в XVII–XVIII вв. в теорию договорного происхождения государства и права.

Согласно данной теории люди, выйдя из «естественного» (догосударственного) состояния, объединились в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий считались признание и защита государством прав и свобод личности, обеспечение безопасности заключивших договор индивидов, а также охрана частной собственности. Несоблюдение условий договора означало его расторжение и возвращение людей в «естественное» состояние. Следовательно, речь идет о законности власти того или иного правителя с точки зрения выполнения или невыполнения им первоначального соглашения об образовании государства и учреждении законов.

Широкое распространение в эпоху Нового времени получила теория разделения властей, в основе которой лежат идеи рациональной организации власти и конституционных гарантий обеспечения основных прав и свобод личности. Выдающимся представителем теории разделения властей был французский мыслитель Ш. Монтескье, который утверждал: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы сдерживать друг друга».

Монтескье различал законодательную, исполнительную и судебную власти. Он исходил из верховенства парламента как законодательной власти в системе органов государства, предусматривая в парламенте две палаты, обладающие взаимным правом сдерживать решения каждой из них. Парламент, по Монтескье, независим от правительства – исполнительной власти, которая подотчетна ему в своей деятельности. Институт ответственности правительства перед парламентом был призван предотвратить «деспотизм» исполнительной власти. Что касается судебной власти, то она отделена от первых двух и должна действовать в строгом соответствии с законом, изданным парламентом. Учение о разделении властей ставило вопрос о разграничении функций государства, выполняемых различными государственными органами.

Одной из распространенных концепций, которая изучает те или иные естественные закономерности возникновения и последующего функционирования государства и права, является органическая концепция происхождения государства и права, крупнейшим представителем которой был Г. Спенсер. Согласно органической концепции, государство есть продукт органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому, как в живой природе, полагал Спенсер, выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе внешних войн и завоеваний происходит естественный отбор, определяющий зарождение правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законом органической эволюции.

Информация о работе Сущность государства и его социальное назначение