Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:38, контрольная работа
Цель работы рассмотреть строение и деятельность парламента.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть общие положения о парламенте как органе законодательной власти;
2. проанализировать строение и деятельность парламента в современной России.
Введение
1. Строение парламентов
2. Функции парламента
3. Деятельность парламента
4. Структура парламента РФ
Заключение
Список используемой литературы
Очень важной формой парламентской деятельности являются организация и функционирование комитетов и комиссий парламента или его палат, положения о которых разрабатываются и утверждаются парламентами или их палатами. Это могут быть объединенные комитеты палат в двухпалатном парламенте, комитеты однопалатного парламента, комиссии или комитеты палат. Важнейшее значение имеет работа постоянных комитетов и комиссий, в которой обычно принимают участие почти все или большинство парламентариев. Число их различно в парламентах разных стран, но чаще всего они создаются по основным направлениям законодательной деятельности (например, по обороне, иностранным делам, бюджету, промышленности, сельскому хозяйству, здравоохранению, образованию, науке, труду и социальным проблемам и т.д.). На заседаниях этих комитетов и комиссий обсуждаются соответствующие предложенные законопроекты, разрабатываются собственные предложения по ним, внесенные поправки и замечания, заслушиваются и обсуждаются сообщения министров по положению в данной отрасли и т.д. В некоторых странах (Италии, Испании, Греции) они при определенных условиях могут даже принимать отдельные законы меньшей значимости вместо палат. Наряду с постоянными создаются по надобности и временные комитеты или комиссии (специальные, следственные, ревизионные, согласительные, редакционные и др.).
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации[4].
Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов[5]. Ее главная функция – принятие законов. Государственная Дума избирается сроком на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами[6].
Часть 2 ст.96 Конституции РФ делает отсылку к федеральному закону, который определяет порядок формирования Совета Федерации. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вступивший в силу в декабре 1995 г. закрепил способ формирования Совета Федерации путем замещения постов членов Совета Федерации главами органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ по должности. Назначение члена Совета Федерации предусматривается только в случае, если орган законодательной власти субъекта РФ состоит из двух палат. Тогда обе палаты совместным решением назначают своего представителя - члена Совета Федерации. Состав Совета Федерации будет постепенно обновляться по мере проведения выборов в органы государственной власти субъектов РФ.
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом[7].
Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом[8].
Кроме того, к ведению Совета Федерации относятся:
рассмотрение и утверждение законов, принятых Госдумой;
изменение границ между субъектами Федерации;
утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;
принятие решения о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории;
назначение выборов Президента Российской Федерации;
назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора и другие вопросы[9].
В компетенцию Государственной Думы входят: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии и другие вопросы[10].
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации[11].
Российский парламент построен на основе принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Он не обладает никакими юридическими полномочиями для вмешательства в компетенцию и деятельность других федеральных органов государственной власти. Принцип сдержек и противовесов в организации системы высших федеральных органов проведен достаточно последовательно.
Парламент Российской Федерации закреплен как законодательный орган. Это означает, что он является федеральным органом государственной власти, который имеет право издавать федеральные нормативные акты, которые обладают высшей юридической силой по сравнению с иными нормативными актами, кроме Конституции Российской Федерации. Федеральное Собрание принимает все виды федеральных законов, которые не могут противоречить федеральной Конституции и отдельным ее нормам.
Итак, Парламент - высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.
Парламент может состоять из одной или двух палат. В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая – нижней.
В составе парламента обычно действуют также комитеты и комиссии по определенным вопросам (по экономике, иностранным делам и т. д.). Они занимаются подготовкой решений парламента на соответствующую тему.
По определению, парламенты - это выборные и коллегиальные высшие органы государства, которые функционируют в условиях демократического правления и имеют своими главными полномочиями полномочия в сфере законотворчества. Принятие законов является главной задачей парламента. Теоретически только парламент обладает суверенным правом принимать законы.
Парламент России является единственным законодательным органом власти Российской Федерации. Следовательно, никакой другой федеральный государственный орган не имеет права издавать законы или иные нормативные акты, обладающие юридической силой закона. Законотворчество является основной функцией Федерального Собрания как парламента Российской Федерации. Деятельность всех государственных органов осуществляется на основе Конституции РФ и федеральных законов. Их правовые акты не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Федеральные законы также не могут противоречить Конституции РФ. Если такое противоречие обнаруживается, то по решению Конституционного Суда РФ эти законы или их конкретные нормы утрачивают свою юридическую силу.
1. Конституция Российской Федерации - принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. - № 237. - 25 декабря 1993 года. (c последующими изменениями).
2. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ // Российская газета. – 2000.
3. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ (с послед. измен. от 28 декабря 2010г. N 8-ФКЗ) // Российская газета. – 1997.
4. Общая и прикладная политология: Учебное пособие. Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М.: Союз, 1997. – 992 с.
5. Парламентское право России: Учебное пособие. Под ред. И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. - М.: Юристъ, 1999. - 392 с.
6. Бейме Клаус фон. Будущее парламентской демократии // Мир политики. М., 1992.
7. Бихари Михай. Парламентаризм // Политология вчера и сегодня. М., 1991. Вып. 3.
8. Гранкин И.В. Парламент России. - М., 1999. – 223 с.
9. Мишин A.A. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. – М.: Белые альвы, 1996. – 400 с.
10. Конец формы
11. Начало формы
4
[1] Общая и прикладная политология: Учебное пособие Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова М.: Союз, 1997. – С. 480.
[2] Бейме Клаус фон. Будущее парламентской демократии // Мир политики. М., 1992.
[3] Бихари Михай. Парламентаризм // Политология вчера и сегодня. М., 1991. Вып. 3.
[4] Конституция РФ ст. 94
[5] Конституция РФ ст. 95
[6] Конституция РФ ст. 96
[7] Конституция РФ ст. 99
[8] Конституция РФ ст. 101
[9] Конституция РФ ст. 102
[10] Конституция РФ ст. 103
[11] Конституция РФ ст. 104