Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:53, реферат
Выяснение понятия «механизм правового регулирования» необходимо для того, чтобы выявить способы и методы, с помощью которых право как система политических норм может влиять на общественную жизнь. В конечном счете, все учение о праве нацелено на то, чтобы найти наиболее оптимальные пути регулирования общественных отношений.
Эссе
на
тему: Современный
механизм и институт
государственного регулирования
Выяснение понятия «механизм правового регулирования» необходимо для того, чтобы выявить способы и методы, с помощью которых право как система политических норм может влиять на общественную жизнь. В конечном счете, все учение о праве нацелено на то, чтобы найти наиболее оптимальные пути регулирования общественных отношений.
Право как система юридических норм влияет на общественную жизнь в основном двумя путями: через правовое воздействие и через правовое регулирование. Эти два пути в юридической литературе принято называть неюридическим и юридическим влиянием права на общественную жизнь.
Правовое воздействие представляет собой влияние права на сознание и поведение людей на основании самого факта наличия правовых требований. Такое воздействие называется неюридическим действием права. Речь идет о том, что принятие и наличие определенных законов влияет на людей, оказывает на них воспитательное воздействие. Здесь как раз и выявляется общесоциальная функция права: оно влияет на формирование культуры, закрепление определенных жизненных позиций и др.
В отличие от правового воздействия правовое регулирование представляет собой влияние на поведение людей с помощью определенных юридических средств. Совокупность этих средств образует механизм правового регулирования.
Выясняя вопрос о механизме правового регулирования, следует иметь в виду, что он представляет собой целостное, системное явление, состоящее из взаимосвязанных элементов, составных частей. В целом учение о механизме правового регулирования включает в себя множество специальных категорий, понятий, без уяснения которых трудно стать профессиональным юристом. Среди этих понятий: предмет правового регулирования; типы правового регулирования; способы правового регулирования, нормативное и индивидуальное регулирование; элементы механизма правового регулирования и др.
Под предметом правового регулирования подразумеваются пределы и возможности права в процессе его воздействия на общественную жизнь. Например, может ли право прямо регулировать любовные отношения, миграционные, демографические процессы, предотвращать стихийные бедствия, влиять на климат и др. Конечно же, нет, иначе человечество давно разрешило бы все свои проблемы с помощью права, юридических законов.
Право
может регулировать лишь конкретные
общественные отношения, которые зависят
от воли и сознания их участников. Поэтому
предметом правового
Тип правового регулирования - это преимущественно используемый в правовой системе того или иного государства юридический режим регулирования.
Соответственно складывающимся в различных государствах двум типам социального управления - командному (процветает административно-командная система, частная инициатива ограничена) и стимулирующему (признается преимущество частной инициативы, административное вмешательство ограничено) - выделяется два типа правового регулирования:
- общедозволительный, который отправляется от принципа разрешено все, что не запрещено законом;
- разрешительный, который отправляется от принципа запрещено все, за исключением того, что разрешено.
Соответствующие типы правового регулирования могут использоваться не только правовой системой государства в целом, но также избирательно внутри самой правовой системы. Так, в сфере экономики цивилизованные государства больше используют общедозволительный тип, а в сфере регулирования деятельности органов государственного управления и должностных лиц - разрешительный. Тоталитарные же государства больше склоняются к разрешительному типу во всех сферах общественной жизни.
Способ правового регулирования представляет собой конкретный прием, используемый правом для воздействия на поведение участника волевого общественного отношения.
Теория государства и права выделяет в основном три способа правового регулирования:
дозволение - это предоставление субъектам права совершать определенные положительные действия (акцент делается на возможности совершения определенных действий);
обязывание - возложение долга совершать определенные действия (акцент делается на обязательстве, долге, долженствовании совершать действия);
запрет - возложение на субъекта обязанности воздержаться от совершения определенных действий (акцент падает на «нельзя»).
Нормативное и индивидуальное правовое регулирование. Необходимость в разграничении нормативного и индивидуального правового регулирования возникает в связи с тем, что в процессе правового регулирования можно встретить двоякого рода нормы: макронормы и микронормы. Нормативное регулирование осуществляется на основе макронормы, индивидуальное - микронормы.
Нормативным называется регулирование общественных отношений на основе нормы права (макронормы), созданной в результате правотворческой деятельности, как правила, органа законодательной ветви власти государства.
Индивидуальное регулирование заключается в регулировании общественных отношений на основе нормы права (микронормы), созданной правоприменителем в процессе применения макронормы.
Иными словами, это деятельность субъектов правоприменения по разрешению вопросов, относящихся к сфере правового регулирования, на основе макронорм (например, заключение договора с определением дополнительных взаимных прав и обязанностей), Если макроправовая норма создается в результате правотворчества государственного органа для нормативного (общего) регулирования (иногда называют это рамочным регулированием), то микроправовая норма - в результате правотворчества правоприменителя в рамках макроправовой нормы. Для юрисдикционных органов обязательным является не только макроправовая, но и микроправовая норма, если она не противоречит первой.
Под элементами правового регулирования принято понимать составные части его механизма - то, из чего складывается вся процедура влияния права на общественную жизнь с помощью юридических средств. О каких средствах идет речь?
1. Для того чтобы можно было говорить о правовом регулировании, необходимо иметь само юридическое право, которое, как уже отмечалось, создается преимущественно в результате правотворчества. Поэтому первым элементом в механизме правового регулирования является правотворчество.
2. Результатом правотворчества является появление нормативно-правовых актов, то есть письменных решений компетентных органов, содержащие нормы права. Поэтому, вторым элементом механизма правового регулирования является норма права.
3. Чтобы норма права, как правило, поведения пришла в действие, необходимо наступление определенных жизненных ситуаций. Такие жизненные ситуации или обстоятельства, с наступлением которых на основе закона у одних возникают права, а у других - обязанности, в теории права получили название юридические факты.
Юридический факт - это предусмотренное в законодательстве жизненное обстоятельство или ситуация, с наступлением (которой) у одних лиц возникают права, а у других - обязанности. Например, рождение, смерть, заключение договора, поступление в вуз. Таким образом, следующим элементом механизма правового регулирования выступает юридический факт.
4. С наступлением юридического факта у одного из участников общественного отношения возникает субъективное право (мера и объем возможного поведения или требования), а у другого - корреспондирующая субъективному праву - юридическая обязанность (мера должностного поведения). Через субъективное право одного и юридическую обязанность другого между этими участниками общественного отношения складывается отношение, которое обычно называется правоотношением.
Правоотношение - это общественное отношение, складывающееся между его участниками на основе действия правовых норм.
Правоотношение - очень важный элемент в механизме правового регулирования, но это понятие, из-за усложненной трактовки в литературе, не всегда однозначно усваивается студентами и практикующими юристами.
Между тем для лучшего усвоения проблемы правоотношения, необходимо учесть, что в обществе каждый человек вступает с себе подобными в различные связи и отношения, которые опосредуются социальными нормами: обычаями, нравственными началами, нормами корпоративных организаций и наконец, правовыми нормами.
Например, мы встретились со знакомым, поздоровались рукопожатием: к этому вас обязывает обычай. Назначили свидание, но сами не пришли - нарушили норму нравственности. Если же опоздали или не пришли на работу, то совершили прогул, что уже является нарушением требований законодательства о труде.
В приведенных случаях отношения между людьми регулируются различными социальными нормами. Отношения же, регулируемые правовыми нормами, называются правовыми отношениями. Поэтому нельзя признать правильным, когда пишут (особенно не юристы) и говорят о том, что законодательством регулируются правоотношения. Законодательство содержит правовые нормы, рассчитанные на регулирование общественных отношений, которые, будучи урегулированы правовыми нормами, становятся правоотношениями.
Пробелы в праве - это те случаи, когда определенные общественные отношения, находящиеся в целом в сфере правового регулирования, оказались не урегулированными конкретными нормами права.
Уясняя их, необходимо иметь в виду, что они могут возникать по двум причинам: из-за отставания законодательства от развития общественной жизни и недостатков в правотворческой деятельности.
Нужно вести речь о пробелах в праве, то есть в системе правовых норм. Некоторые авторы пишут о пробеле в законе, позитивном праве и т.д. По нашему мнению, нельзя говорить о пробеле в законе. Закон может конкретизироваться, дополняться различными подзаконными актами, и если нет нормы в законе, то, возможно, она есть в подзаконном акте. Что же касается пробела в позитивном праве то это выражение - плод чистого теоретизирования, которое ни к науке, ни к практике не имеет отношения.
О пробеле в праве можно говорить лишь тогда, когда конкретная неурегулированность правовой нормой оказалась внутри сферы правовою регулирования. В тех же случаях, когда отношения вообще не урегулированы правом, о пробелах нельзя говорить.
В связи с этим хотелось бы вступить в дискуссию с авторами учебника «Проблемы общей теории государства и права» по поводу их утверждения о том, что «пробел в позитивном праве - это тот случай, когда нет ни закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента».
Вот уж поистине логика: нет и намека на право, а они ищут в нем пробел!
Каким образом преодолевается пробел в праве? Прежде чем ответить на этот вопрос, подчеркну, что это имеет место только в процессе применения права. К другим случаям преодоления пробела в праве не относится. Законодатель правотворческим путем не преодолевает, а устраняет пробел. О его преодолении можно корректно говорить лишь о сфере правоприменения.
Пробел в праве преодолевается двумя способами: через аналогию закона и через аналогию права. Причем именно в такой последовательности, а не наоборот. Аналогия закона применяется тогда, когда для квалификации конкретных общественных отношений имеется сходная норма в правовых актах, прямо не рассчитанных на регулирование рассматриваемых отношений. Например, в регулировании некоторых внутрикооперативных трудовых отношений применяются нормы законодательства о труде рабочих и служащих. Аналогия же права применяется в случаях, когда нет сходного закона. Она сводится к тому, что решение по конкретному делу принимается исходя из общих начал и принципов правовой системы в целом, и на практике применяется очень редко.
Информация о работе Современный механизм и институт государственного регулирования