Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:06, реферат
Идеология схематизирует действительность, упрощая и огрубляя ее, вследствие этого является прекрасным инструментом манипулирования общественным сознанием. Положительная направленность такой схематизации состоит в том, что при помощи идеологии политические цели группы символизируются, политические действия приобретают конкретную направленность, вследствие этого снижается стихийность восприятия политики и хаотичность политического воздействия в группе.
Марксизм
исходит из обусловленности идеологических
доктрин материальными условиями жизнедеятельности
общественных групп, в силу чего они характеризуются
как теоретические представления, защищающие
общеколлективные интересы. Формирование
идеологий связывается здесь с деятельностью
специализированного коллективного субъекта.
В зависимости от места, занимаемого группой
в общественных отношениях (если, к примеру,
класс обладает интересами, совпадающими
с ведущими тенденциями общественного
прогресса), марксизм признает возможность
выполнения идеологией функций научного
знания.
В отличие от марксизма, социал-демократическая идеология исходила и исходит из приоритета постепенности исторической эволюции общества в направлении строя социальной справедливости и равенства граждан независимо от их общественного положения, сохранения при этом социального и межгосударственного мира.
Идеи социализма отражали стихийный протест эксплуатируемых слоев периода первоначального накопления капитала. Это теории об идеальном общественном строе, который соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию, поднимает благосостояние низшего класса и ликвидирует частную собственность, стали называть утопическим социализмом. Его основоположникам является англичанин Томас Мор (1478-1535 гг.), автор книги "Утопия".
4.2.
Либерализм.
Еще
на начальных этапах своего формирования,
унаследовав идейное богатство Д.Локка,
А.Смита, Т.Гоббса, связывавших свободу
личности с уважением основополагающих
прав человека, а также с системой частного
владения, либерализм положил в основу
своей концепции идеалы свободной конкуренции,
рынка, предпринимательства. Соответственно
ведущими политическими идеями либерализма
выступали правовое равенство граждан,
договорная природа государства, а впоследствии
и равноправие соперничающих в политике
«профессиональных, экономических, религиозных,
политических ассоциаций, ни одна из которых»
не должна иметь «морального превосходства
и практического преобладания над другими».
Либерализм
обосновывал и принцип
В
экономической области либералы
защищали принцип свободного рыночного
обмена, личной предпринимательской инициативы,
конкуренции, осуждали протекционизм,
политическое вмешательство в экономику.
Основную функцию государства либералы
того времени видели в охране частной
собственности, установлении общих рамок
свободной конкуренции, охране порядка
и контроле за законопослушанием
граждан, а также в защите внешнеполитического
суверенитета страны. Государство - это
всего лишь "ночной сторож".
В духовной сфере либерализм склонялся к терпимости и компромиссу. Свобода мнения и слова для либерала важнейший принцип жизнедеятельности.
4.3. Консерватизм.
В противоположность либерализму консервативная
идеология, также поддерживая
основополагающие принципы устройства
общества на принципах частного владения,
сделала акцент на обеспечении стабильности
капиталистических (или точнее — индустриальных)
отношений. Фундаментальная идея консерватизма,
сформулированная еще
Э.Берком в «Размышлениях о французской
революции» (1790), состояла в признании
противоестественности сознательного
переустройства общества.
Оптимистическому
взгляду либералов на природу человека,
разум и воля которого в состоянии преобразовать
общество на началах свободы, консерваторы
противопоставили идею об изначальном
несовершенстве человеческой природы,
в силу чего прекрасные проекты радикального
переустройства общества обречены на
неудачу, поскольку нарушают веками установленный
порядок.
Важнейшим
принципом консервативной идеологии
является нравственный абсолютизм, признание
существования незыблемых нравственных
идеалов и ценностей. Эти нравственные
идеалы и ценности личности должны формироваться
всеми способами общественного и государственного
воздействия и обуздывать "греховную"
природу человека. Политика в этом смысле
тоже не может быть свободной от морали.
Другим
важнейшим принципом
Консерватизм, особенно современный, позитивно относится к идее равенства людей перед богом. Равенство существует в области морали и добродетели, возможно даже политическое равенство.
Заключение.
В заключении хотелось бы отметить, что все современные политические идеологии, отражая конфликты социального бытия, находятся в постоянном развитии. Идеологии приобретают новые исторические формы, заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые лучше выполняют роль мобилизации, организации определенных социальных слоев, направляют их социальное действие. Так либерализм становится "социалистичнее", а социализм - "либеральнее". Консерватизм усваивает ценности либерализма. Современные идеологии как бы отступают от одностороннего видения мира, движутся по пути взаимопроникновения и взаимодополнения. Однако это пока не приводит к утрате их самоидентичности. В идеологиях отражается и социальный интерес и поиск более реалистичных и эффективных программ общественного развития. Конкуренция сил, претендующих на власть, как и конкуренция идеологий - элемент властеотношений, это мотор политического развития, одна из гарантий его демократических тенденций.
Список литературы.
1. Гаджиев К.С. Заметки о тоталитарном сознании//Вестник. Серия 12. Социально-политические исследования. 1993, Я 4.
2. Ильин В.В. Национально-государственная идеология - энтелехия отечественных реформ//Там же. 1994, № 1.
3. Ковалев А.М. Государственная идеология. Что это такое?// Там же, 1994, №1.
4. Коваленко В.И. Интегративная идеология: основания, проблемы, перспективы//Там же. 1994, № 1.
5. Косолапов Н.А. Интегративная идеология: интеллектуальный и политический вызов//Вопросы философии. 1994, № 1.
6.
Основы политической науки. Учебное пособие
для вузов. Ч.П.М., 1993. - Гл.12, § 3.