Современное правотворчество: понятие, формы, субъекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы является исследование правотворчества.
Предмет исследования – сущность современного правотворчества.
Объект исследования – деятельность по осуществлению правотворчества.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования в ходе работы решались следующие задачи:
- рассматривались содержание, цели и субъекты правотворчества;
- определялись виды и принципы правотворчества;
- анализировались понятие и основные стадии правотворческого процесса;
- выявлялась значимость юридической техники в правотворчестве, ее система (средства, правила, приемы).

Оглавление

Введение----------------------------------------------------------------------------------------3
1 Понятие и принципы правотворчества. Правотворчество и формирование права---------------------------------------------------------------------------------------------------- 6
2 Формы правотворческой деятельности в Российской Федерации-------------14
3 Основные стадии правотворческого процесса и Законодательная техника--18
Заключение-----------------------------------------------------------------------------------28
Глоссарий-------------------------------------------------------------------------------------31
Список использованных источников---------------------------------------------------33
Список сокращений-----------------

Файлы: 1 файл

Теория государства и права.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал Ереванский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Теория государства  и права
Тема Современное правотворчество: понятие, формы, субъекты
Фамилия студента Балян
Имя студента Рачья
Отчество  студента Араевич
№ контракта 00505070101010

 

     Содержание

     Введение----------------------------------------------------------------------------------------3

     1 Понятие и принципы правотворчества.  Правотворчество и формирование  права---------------------------------------------------------------------------------------------------- 6

     2 Формы  правотворческой деятельности  в Российской Федерации-------------14

     3 Основные стадии правотворческого  процесса и Законодательная техника--18

     Заключение-----------------------------------------------------------------------------------28

     Глоссарий-------------------------------------------------------------------------------------31

     Список  использованных источников---------------------------------------------------33

     Список  сокращений------------------------------------------------------------------------34

     Приложения----------------------------------------------------------------------------------35 
 
 
 
 
 

     Введение

     Актуальность  данной курсовой работы заключается  в том, что правотворчество является одним из важных направлений работы любого государства. Это специфическая деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности органов государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций. Подобных норм и правил очень не хватало советскому обществу, однако эта нехватка была вызвана не недостаточной разработанностью теории.

     В многообразной и динамичной правовой сфере общества правотворчество  занимает ведущее место. Это объясняется тем, что именно правотворчество дает жизнь праву, порождает, формирует, оформляет его и открывает «дверь» в общество. Правотворчество служит начальным этапом жизни права и вбирает в себя импульсы, влияющие на движение права, как собственно правовое, так и политическое, экономическое, специальное. Вполне объясним поэтому громадный общественный интерес к правотворчеству, позволяющему создавать правовые акты как выражение политической направленности государства и общества.

       Гражданское общество всегда  нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности органов государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций. В настоящее время правотворческая деятельность государства находится в фокусе внимания граждан, политических партий и объединений, иных социальных групп. 
Это объясняется тем, что в современной России, как и в любом цивилизованном государстве, роль законов постоянно возрастает. Появляются все новые законы, охватывающие правовой регламентацией все новые сферы общественной жизни (политику, экономику, социальную сферу), которые ранее никогда не были в орбите

внимания  правотворческих органов.

     В настоящее время в Российской Федерации издано и действует  около 2 тысяч законов. Федеральных  нормативных актов (законов, указов, постановлений, инструкций) насчитывается около 121 тысячи.

     Если  же сложить вместе федеральные нормативные  акты и акты субъектов Федерации, всего получится более 500 тысяч.

     Цифра впечатляющая. Значит, правотворчество  – настолько важная деятельность, что она:

     1) затрагивает интересы каждого  гражданина;

     2) определяет основные параметры  поведения всех людей.

     На  современном этапе актуальным является вопрос повышения качества правовых решений, снижения до минимального числа  неэффективных нормативных актов – в этом видится постоянная задача законодателя. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения вопросов, связанных с правотворчеством. «Потребителями» законов являются люди, общество, поэтому нельзя допустить поспешных, непродуманных правовых решений, ибо любая ошибка законодателя влечет неоправданные материальные затраты, нарушение интересов граждан.

     Целью представленной работы является исследование правотворчества.

     Предмет исследования – сущность современного правотворчества.

     Объект  исследования – деятельность по осуществлению  правотворчества.

     В соответствии с целью, предметом  и объектом исследования в ходе работы решались следующие задачи:

     - рассматривались содержание, цели  и субъекты правотворчества;

     - определялись виды и принципы правотворчества;

     - анализировались понятие и основные  стадии правотворческого процесса;

     - выявлялась значимость юридической  техники в правотворчестве, ее  система (средства, правила, приемы).

     Структурно  работа состоит из: содержания, введения, трех глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.

     В изучении темы широко использовались различные источники: нормативно-правовая и учебная литература, монографии и публикации из периодической печати (авторы А.Б. Венгеров, С.А. Комаров, А.В. Малько.

     Основная  часть

     1 Понятие и принципы  правотворчества.  Правотворчество  и формирование  права

     Правотворчество –это форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования. Главное для правотворчества - выработка и утверждение новых правовых норм. В этом, в первую очередь, проявляется назначение данной формы государственной деятельности. Другие проявления правотворчества (отмена и изменение действующих норм, совершенствование их редакции) имеют подчиненное, вспомогательное значение для образования развернутой, четко выраженной и внутренне согласованной системы юридических норм.

     По  своей сущности правотворчество есть возведение государственной воли в закон, в имеющие общеобязательное значение юридические предписания. На современном этапе развития правотворчество проявляется, прежде всего, как принятие правового акта непосредственно населением страны путем референдума либо как издание актов, содержащих правовые нормы, государственными и иными управомоченными органами. В некоторых современных странах одной из форм правотворчества является издание судебного прецедента. Все большее значение сегодня приобретает также заключение имеющих нормативное содержание договоров между различными субъектами права.

     Определения правотворчества многочисленны. Однако их можно свести к двум основным позициям. По мнению одних авторов, правотворчество представляет собой  юридически оформленную особую форму или вид деятельности по установлению и закреплению воли господствующего класса (всего народа) в нормативных правовых актах, а также по изменению и отмене правовых актов. Другая точка зрения трактует правотворчество более широко. Под правотворчеством понимается направленная на достижение целей развития общества организационно оформленная деятельность государства по выявлению потребности в нормативном правовом регулировании общественных отношений и созданию в соответствии с выявленными потребностями новых правовых норм, замене и отмене действующих.

     Основное  различие между приведенными определениями  состоит в следующем. В первом случае понятие правотворчества  связывается, прежде всего, с процедурно-процессуальной деятельностью различных государственных органов. В основу второго определения положена социально-юридическая трактовка правотворчества, которая охватывает весь процесс создания правовой нормы, начиная с зарождения идеи о ней в связи с выявлением потребности в правовой регламентации соответствующих общественных отношений и кончая ее принятием и введением в действие; при этом сам процесс правотворчества распадается на два этапа. Первый предшествует началу официальной работы над законопроектом по инициативе самого правотворческого органа либо субъекта правотворческой инициативы. Второй включает период официальной работы над проектом субъекта правотворческой инициативы, самого правотворческого органа либо, согласно утвержденному им плану, соответствующего государственного, научного учреждения или общественного объединения.1

     Существенное  различие между этапами правотворчества  состоит в том, что для первого  из них характерно наличие множества  предварительных вариантов «решений», которые принимаются (с той или  иной степенью научной обоснованности) всеми участниками создания будущей нормы, хотя ни одно из них не имеет окончательного, нормо-устанавливающего значения. Предварительные «решения» выносят субъекты правотворчества и на проектном этапе. При этом, однако, ключевая роль в процессе создания будущей правовой нормы принадлежит соответствующему правотворческому органу, который выступает стороной в большинстве складывающихся в ходе правотворчества отношений и который, в конечном счете, только и имеет право принятия окончательного нормотворческого решения.

     Правотворчество   относится   к     числу  юридических категорий, имеющих в

равной  мере научное и практическое значение. Его надлежащая организация - необходимое  условие качества и эффективности  результатов правотворчества - законов  и подзаконных актов.

     Оптимальная характеристика всякого объекта  включает нужное соотношение его  количественных и качественных показателей. В равной мере это справедливо  и применительно к системе  законодательства. Между тем в  течение ряда десятилетий, когда  идея о безусловном соответствии воле народа любого принятого правового акта считалась аксиоматической, вопрос о качестве законов, да и об их необходимом количестве, если и обсуждался, то преимущественно как проблема прикладного порядка. Чаще всего он сводился к вопросам законодательной техники, понимаемой в узком смысле этого слова.

     Качество  нормативного правового акта - понятие, прежде всего юридическое. Однако, учитывая неразрывную связь законодательной  стратегии с реализацией политических решений, которые должны базироваться в свою очередь на познании социально-экономических процессов, термин «качество нормативных правовых актов» необходимо трактовать также под углом зрения его политических и социальных характеристик. Таким образом, пути повышения качества законов и подзаконных актов находятся во всех трех плоскостях - социальной, политической и юридической.2

     Всякий  закон является средством регуляции  и саморегуляции процессов, происходящих в обществе. Вот почему по мере возрастания  масштабности анализируемых явлений - от качественных показателей нормативного предписания к качеству законов и подзаконных актов и в конечном счете всей системы законодательства - все более значимым для эффективности правовой регламентации становится учет в процессе правотворчества наряду с правовыми и политическими

параметрами           также социальных предпосылок качества нормативных правовых

актов.

     В идеале перед законодателем в  процессе правотворчества всегда стоит  задача максимально точного отражения  в нормативных правовых предписаниях явлений общественной жизни и правильного реагирования на возникающие проблемные ситуации. Следовательно, социальная характеристика качества законов и подзаконных актов неизбежно охватывает два момента. Во-первых, степень адекватности отражения в нормативном правовом акте происходящих в обществе процессов. Во-вторых, точность проецирования этих процессов на будущее, прогнозирования возможных путей развития общества и неразрывно связанного с этим выбора оптимальных путей их видоизменения в желательном направлении при помощи права.

Информация о работе Современное правотворчество: понятие, формы, субъекты