Совет федерации: права и полномочия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 01:08, контрольная работа

Краткое описание

Законодательная власть России на федеральном уровне осуществляется Федеральным Собранием — парламентом России. Федеральное Собрание является постоянно действующим государственным органом и состоит из двух палат - «нижней» палаты парламента — Государственной Думы и – «верхней» палаты парламента — Совета Федерации

Оглавление

Введение.
Права Совета Федерации.
Полномочия Совета Федерации.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Право.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

Содержание: 
 

  1. Введение.
  2. Права Совета Федерации.
  3. Полномочия Совета Федерации.
  4. Заключение.

 

Введение 

   Законодательная власть России на федеральном уровне осуществляется Федеральным Собранием  — парламентом России. Федеральное  Собрание является постоянно действующим государственным органом и состоит из двух палат - «нижней» палаты парламента — Государственной Думы  и – «верхней» палаты  парламента —  Совета Федерации.

      В  соответствии с Конституцией Российской Федерации, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Палата состоит из представителей, избранных законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенных руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

     Совет Федерации является постоянно действующим органом. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Для ведения заседаний и поддержания внутреннего распорядка Совета Федерации из его состава избирается Председатель палаты и заместители Председателя палаты. Проводятся заседания в городе Москве, по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание. Заседания Совета Федерации проходят раздельно от заседаний Государственной Думы. Исключением составляют заслушивания посланий Президента России,  Конституционного Суда России или выступлений руководителей иностранных государств. 

Права Совета Федерации 
 

    Эффективная  деятельность Совета Федерации обусловлена уровнем профессиональной подготовки и активности ее членов — членов Совета Федерации. Их правовой статус как членов парламента России, определяется соответствующими статьями Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации», Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Совет Федерации и каждый ее член, обладает правом законодательной инициативы. Члены Совета Федерации имеют право на получение всей официальной информации, необходимой для выполнения своих функций: право на осуществление запроса, направляемого от имени Совета Федерации различным государственным органам и органам местного самоуправления и право на обращение членов Совета Федерации в государственные органы, общественные организации и органы местного самоуправления по вопросам, касающимся их деятельности. По вопросам деятельности как членов Совета Федерации, пользуются правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Члены Совета Федерации, имеют право выступать по вопросам своей деятельности в государственных средствах массовой информации в порядке, предусмотренном федеральным законом о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации. Имеет право на организацию  слушаний по различным социально значимым вопросам.

    Член  Совета Федерации, кроме основных конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина, наделяется также дополнительными правами. Члены Совета Федерации  обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Лишение неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации Советом Федерации. Если судом  доказана виновность члена Совета Федерации  в совершении преступления, у него досрочно прекращаются парламентские полномочия. Неприкосновенность членов Совета Федерации и является важной гарантией их деятельности.

    Совет Федерации вправе создавать, упразднять и реорганизовывать любые комитеты,  постоянные и временные комиссии из числа своих членов. Комитеты и постоянные комиссии, созданные Советом Федерации, имеют равные права по реализации конституционных полномочий Совета Федерации. Каждому члену Совета Федерации  принадлежит право участвовать в заседании Совета федерации, принимать участие в работе созданных Советом Федерации комитетов и комиссий. Это право одновременно является и полномочием члена Совета Федерации. Каждому члену Совета Федерации  принадлежит право решающего голоса при принятии решения на заседаниях Совета Федерации, комитетов и комиссий, членами которых они являются.  
 

Полномочия  Совета Федерации 

   Полномочия  Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. В соответствии с теорией конституционного развития современной России в Совете Федерации представляются и решаются,  прежде всего, интересы различных субъектов Федерации. 

   Основными полномочиями Совета Федерации являются законодательные полномочия. В осуществлении законодательных функций собственно и заключается назначение Совета Федерации как одной из палат главного законодательного органа страны — парламента. К исключительным полномочиям Совета Федерации относится принятие таких важнейших юридических актов, как федеральные конституционные законы, законы о поправках к действующей Конституции Российской Федерации и обычные федеральные законы.  

    В соответствии со статьей 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся:

    1. утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
    2. утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
    3. утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
    4. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
    5. назначение выборов Президента Российской Федерации;
    6. отрешение Президента Российской Федерации от должности
    7. назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
    8. назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
    9. назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

По каждому  из этих вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации к ведению Совета Федерации, принимается соответствующее постановление. Для его принятия требуется большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.  

      В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат вопросы касающиеся:

    1. федерального бюджета;
    2. федеральных налогов и сборов;
    3. финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
    4. ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
    5. статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
    6. войны и мира.
 

   В ряде федеральных законов на Совет Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в Конституции Российской Федерации. 

   Созданные Советом Федерации комитеты и постоянные комиссии, равнообязанные в  осуществлении конституционных полномочий палаты:

    • осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам, а также по федеральным конституционным законам;
    • разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, организуют проведение парламентских слушаний.
 

   Полномочия  члена Совета Федерации начинаются, прекращаются и подтверждаются с момента принятия Советом Федерации решения о признании, прекращении или подтверждении полномочий члена данной палаты. Срок полномочий члена Совета Федерации определяется сроком его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) или главы исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Досрочного прекращением полномочий члена Совета Федерации  являются такие причины как: смерть; признание решением суда недееспособным; признание в судебном порядке безвестно отсутствующим; утрата российского гражданства; письменное заявление депутата о сложении своих полномочий; поступление депутата на государственную службу; вхождение депутата в руководящие органы коммерческих организаций и др. Члены Совета Федерации, в том числе избранные на выборные должности палаты, исполняют свои обязанности на непостоянной основе. 

   Порядок рассмотрения Советом Федерации  федеральных конституционных законов  и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и  Регламентом Совета Федерации.

   В области законотворчества Совет  Федерации занимает по отношению  к Государственной Думе подчинённую  роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения «нижней» палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации. При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет право внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом.

     Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.

    Федеральные конституционные законы, федеральные  законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. 
 
 

Заключение 

      Основой государственной политики России является человек, его права и свободы, качество его жизни. Качество жизни  является основополагающим критерием гуманитарно-правовой стратегии развития России, которая напрямую зависит от качественного законодательства, которое в свою очередь показывает качество власти.

      Не  всегда законопроекты, поступающие на одобрение в Совет Федерации, соответствуют интересам государственного управления и тем самым – интересам граждан страны. Совет Федерации исследует правовые основы формирования федеративного, демократического, социального государства на основании гуманитарно-правовой системы. В конечном счете, Совет Федерации обязан стать той инстанцией, которая либо одобряет, либо отклоняет законы.

 

       Источники: 
     

    Нормативные:

     

  1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
 
  1.  Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»
 
  1. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 29.01.2010) "О Правительстве  Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997)
 
  1. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 12.05.2009) "О  статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
 
  1. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 22.10.1999) "О  порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (принят ГД ФС РФ 25.05.1994)
 
 

    Литература: 

  1. Правоведение: Учебник/ Марченко М. Н., Дерябина Е. М. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 416 с.
 
  1. Правоведение: Учебник/ В.А.Алексеенко, О.Н. Булакова, И.В. Зыкова, Н.Н. Косаренко и др. – 2-е изд., перераб. и доп. - М: КНОРУС:, Национальный институт бизнеса, 2007. - 436 с.

Информация о работе Совет федерации: права и полномочия