Социальные институты, их виды и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 22:13, контрольная работа

Краткое описание

Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д.

Оглавление

1. Социальные институты, их виды и функции.
2. Государство и гражданское общество. Две тенденции в развитии современных государств.
3. тест
Положение человека в обществе, определяемое его правами и обязанностями
А) Авторитет
Б) социальная роль
В) социальный статус
Г) Личный статус

Файлы: 1 файл

Основы социологии и политологии.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

Наряду с  экономической ролью государства  существенно усилилась и его  социальная роль. Это связано с  необходимостью регулирования социальных последствий циклических перепадов  производства, особенно в целях снижения безработицы, проведения активной региональной политики, ориентированной на сглаживание противоречий и диспропорций между отдельными регионами страны. Усилившаяся потребность в регулировании социальной жизни, обеспечении социальной стабильности, преодолении социальных конфликтов, предоставлении социальной помощи повысили требования к социальной роли государства.

Результатом такой  политики, проводимой почти в течение  четырех десятилетий (с 1940-х до 1970-х  гг.), стало вторжение государства не только в кредитно-денежную сферу и перераспределение национального дохода, но и в производство товаров и услуг. Так, почти в полной собственности государства находятся почта (практически во всех развитых странах), железные дороги (почти везде, за исключением США), воздушный транспорт, газовая промышленность, электроэнергетика.

Разрастание государства  порождается также и расширением  международных взаимосвязей, формированием  глобальной политической системы и  соответствующим развитием дипломатической, идеологической, внешнеэкономической, разведывательной и других служб государства.

«Умощнение» государства  продиктовано также объективным  усложнением политики и процедур принятия политических решений. Вследствие этого возрастает роль вспомогательного аппарата — технического и информационного, усиливается значение политических коммуникаций. Тенденции в развитии государства, связанные с перераспределением власти среди различных государственных органов, являются более или менее универсальными. Происходит усиление позиций исполнительной власти при снижении значимости власти законодательной. Все больше и чаще функции парламента подменяются правительством, все реже правительственные мероприятия и предложения подвергаются критике или отклоняются. Центры принятия решений в правительстве все больше смещаются к его главе, а в парламенте — к специализированным парламентским комиссиям и министерским экспертам, представляющим ведомственные интересы. Возрастает дистанция между сменяемыми после каждой избирательной кампании министрами и служащими министерского аппарата, между элитой законодательных органов и рядовыми парламентариями. Вместе с постоянно действующими могут существовать и временные обстоятельства, вызывающие усиление этатистской тенденции: агрессивный, тоталитарный характер внутренней и внешней политики; расширение военизированного сектора, структур насилия.

Возрастающие  роли государства ограничиваются рядом  социальных факторов. В обществах  с развитыми политическими системами  и рациональным типом политической культуры власть государства всегда ограничивается представительными учреждениями, развитой политической самодеятельностью, массовыми движениями, оппозицией.

Рост экономической  роли государства также имеет  свои пределы. Обнаружилась слабая восприимчивость государственных предприятий к инновациям, бюрократизация управленческой структуры и механизма принятия управленческих решений. Штаты управленцев в государственных структурах вдвое-втрое превышают штаты аналогичных частных корпораций. Принимаемые в них решения проходят громоздкую процедуру согласования вплоть до самых высших этажей власти.

Острой проблемой  является некомпетентность кадров управляющих, подбираемых по протекции, под влиянием взаимных обязательств, кумовства, родственных  и дружественных связей, исходя из личной преданности высшим администраторам.

Победа партии на выборах вызывает смену государственных  чиновников при очередной смене  кабинета, что нарушает преемственность  в управлении.

Все эти обстоятельства существенно снижают эффективность государственного сектора экономики. В исследовании, проведенном в начале 1980-х гг. в пяти развитых странах — США, Канаде, ФРГ, Австралии и Швейцарии, обнаружились только три государственных предприятия из пятидесяти рассмотренных, которые имели большую эффективность, чем частные.

Данные причины  во многом объясняют смену политического  курса и политику приватизации, проводимую в развитых странах с середины 1980-х гг.

В развивающихся  странах центральной государственной  власти противостоит институт племенных вождей, локальные структуры власти, опирающиеся на собственные ресурсы, религиозные и этнические традиции, свою систему представительства и легитимации власти лидеров, на неформальные патронажно-клиентельные структуры. В мусульманских странах власть государства ограничивается исламскими традициями, закрепляющими важную роль института частной собственности, мусульманского судопроизводства.

 

 

    1. тест

Положение человека в обществе, определяемое его правами  и обязанностями 

А) Авторитет

Б) социальная роль

В) социальный статус

Г) Личный статус

Социальный  статус — положение, занимаемое индивидом  или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для  конкретного общества признакам, в  качестве которых могут выступать  экономические, национальные, возрастные и другие признаки.(В)

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

Оврах Г.П. Политология: Учебное  пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2000

Политология: Хрестоматия / Сост. М.А. Василик, М.С. Вершинин. М., 1999.

Харчева В.Г. Основы социологии   Логос: М., 2001

http://ru.wikipedia.org

| Страница



Информация о работе Социальные институты, их виды и функции