Столкновение
противоположных взглядов, стремлений,
интересов, возникающее перед
специалистами различных направлений
(в том числе при исполнении
правовых, депутатских функций), зачастую
невозможно предотвратить, опираясь
только на профессиональные знания
и букву закона.
Этические
основания содержания законодательных
норм, а также нравственные основания
участия депутата в парламентских
процедурах представляют собой
многоплановый и взаимосвязанный
результат взаимодействия норм
нравственности и права. Это
касается, в основном, юридической
этики политических убеждений,
нравственности стратегий, находящих
выражение в законодательных
актах, моральности аксиоматических
оснований политической позиции
и социальных стратегий.
Этика,
хотя и не может дать исчерпывающих
критериев отбора отправных положений
законотворческой деятельности, но
в ее силах установить правила
отсева заведомо неприемлемых
с моральной точки зрения позиций,
несмотря на их возможное соответствие
установкам нравственности значительного
числа населения или политической
конъюнктуре.
Когда
правовая норма (к тому же
не всегда универсальная, однозначно
понимаемая и всеобъемлющая) становится
единственным обязательным правилом,
технологическим условием поведения,
то такой узкопрофессиональный
подход может быть опасным
для окружающих, а в более широких
масштабах – для социума в
целом. Поэтому развитие правил
профессиональной этики и морали
(в частности, этики парламентаризма
) является необходимым поворотным моментом
к новому пониманию права – права в гуманитарном
смысле. Исторически принято говорить
о профессиональной этике врача, педагога,
журналиста, политика. В настоящее время
мораль все чаще рассматривается во взаимосвязи
с любыми областями и направлениями человеческой
деятельности: мораль и политика; нравственные
основы профессиональной деятельности
и этика поведения; правила юридической
этики и законодательное выражение норм
нравственности в нормах права.
Нравственным
нормам всюду по возможности
нужно придавать опосредованный,
косвенный вид – переводить
на язык процедур и технологий,
специфичных для того или иного
рода деятельности. Важно так
же развитие прикладной этики,
создание этических комитетов,
комиссий, профессиональных кодексов
и т. п. Мораль всегда существует
в живых образцах. Таковыми наше
общественное сознание хочет
видеть, прежде всего, людей власти,
первых лиц на всех уровнях.
Без честности власти, ее прозрачности
выправить нравственную ситуацию
невозможно.
Взаимовлияние
юридической этики депутата и
нравственности законодательства
традиционно принято рассматривать
со следующих позиций. Во-первых,
с позиций этического анализа
политических убеждений и стратегий,
которыми руководствуется депутат,
то есть с программно-идеологических
позиций измерения социальной
этики. Во-вторых, этика парламентской
деятельности рассматривается с
позиций специфических нравственных
требований и ограничений, распространяющихся
на депутата в рамках парламентских
процедур и вне их в той
мере, в которой они могут повлиять
на ход законотворческой деятельности.
Рассматривая вопрос о
признаках юридической этики
сходимся во мнении, что она должна
характеризоваться рядом необходимых
параметров, определяющих взгляды, особенности
человеческой личности, которые формируют
его отношение к смыслу и ценностям
права, что, в свою очередь, отражает
уровень цивилизованности общества,
содержание социального сознания, степень
развития духовности и строгость
нравственных устоев, бытующих в обществе.
3.Место юридической профессии
среди других профессий.
Профессия юриста во всём мире
всегда была универсальна, прибыльна
и востребована. Развитые страны мира
всегда высоко ценили юристов. Напр., 45%
основателей Конституции США 1787
года были юристами. Сегодня в Сенате
США юристы составляют около двух
третей, а в Палате представителей
около половины. В США юридическая
профессия традиционно является
одной из престижных и высоко оплачиваемых.
Удельный вес юристов среди специалистов
в США, ФРГ, Англии выше, чем в Украине.
В нашем Отечестве, как и в
других странах СНГ, до недавнего
времени в условиях жестокого
централизованного регулирования
не было особенной потребности в
юристах (за исключением правоохранительной
сферы). Юристы, как правило, не имели
опыта участия как профессионалы
в масштабных государственно-политических
и экономических преобразованиях.
Подготовка юристов была ориентирована
на потребности государственного управления
(сфера публичного права), поскольку
сфера частного права официально
была закрыта. Возрастание роли юриста
в современном обществе России объективно
обусловлено усложнением всей социальной
инфраструктуры (демократизация общественных
отношений, либерализация экономической
жизни, рост частной инициативы), развитием
правового статуса личности, расширением
индивидуальных прав и свобод. Радикальные
перемены, привлекая в этот процесс
большое число индивидов, групп
и все общество, требуют значительной
правотворческой работы, большой
юридической помощи гражданам, существенной
охраны и защиты прав и свобод человека
и гражданина. Возросла роль различных
форм социального и правового
регулирования, востребовавших появление
специфических социальных посредников
в отношениях между людьми и их
группами, а также государством,
которые обладают знанием принципов
и норм социального регулирования.
Ныне ни одно крупное мероприятие, поступок
частного лица, государственного органа
или его должностного лица, которые
находятся вне рамок бытовых
отношений, не может обойтись без
экспертизы или консультации со стороны
юриста или личного адвоката.
Заключение
Настало время для формирования
единого, авторитетного, общенационального
юридического сообщества, объединяющего
ученых-правоведов, юристов-практиков,
представителей юридического образования
и науки. Этот процесс является объективным,
поскольку новый этап реформ и
работа по дальнейшему укреплению российской
государственности неизбежно требуют
от всех представителей юридической
общественности активной гражданской
позиции в целях формирования
нового качества правового государства,
гражданского общества и повышения
общего уровня правовой культуры граждан.
Создание такого сообщества должно аккумулировать
имеющийся высококлассный интеллектуальный
потенциал, сопряженный с богатейшим
профессиональным практическим опытом
в деле дальнейшего укрепления правовых
основ государства и общества,
развития общественных институтов, правовой
и политической культуры. Такая организация
уже только одним своим авторитетом
могла бы прямо влиять на качество
правотворческой деятельности федеральных,
региональных и местных органов
власти, эффективность функционирования
всех ветвей государственной власти.
Задач, стоящих перед ней, уже
сейчас великое множество. Прежде всего,
это активное привлечение юридической
общественности к нормотворческому
процессу на всех уровнях власти, повышение
его научной обоснованности, решение
задач проводимой правовой реформы,
развитие юридической науки и
образования, правовое воспитание населения.
Список используемой литературы:
1. Конституция Р.Ф.
2. Кодекс чести судьи
РФ.
3. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика
права. М., 2000.
4. Жалинский А.Э. Профессиональная
деятельность юристов. М., 1997.
5. Кобликов А.С. Юридическая
этика. М., 2004.
6. Проблемы судебной этики/
Под ред. М.С. Строговича . М., 2002.
7. Российский судья 2000.
№1.