Система права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 03:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть понятие и содержание системы права.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие системы права;
- определить соотношение система права и правовой системы;
- выявить основания деления права на институты и отрасли;
- проанализировать публичное и частное право
- рассмотреть материальное и процессуальное право;

Оглавление

Введение
4
Понятие системы права
5
Система права и правовая система
8
Основания деления права на институты и отрасли
14
Публичное и частное право
23
Материальное и процессуальное право
25
Внутригосударственное и международное
27
Заключение
33
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая система права.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

Поэтому главным образом  на почве гражданского права происходило  и происходит формирование новых отраслей права. Естественно, нельзя игнорировать стремительное развитие других отраслей правовой надстройки, в частности, конституционного, административного права, а также их воздействия на содержание и методы гражданско-правового регулирования общественных отношений. Тем не менее, гражданское право продолжает выступать как центральный раздел права. Наиболее отчетливо это проявляется в странах романо-германской системы права. Подчеркивая исключительную роль гражданского права в этих государствах, Рене Давид отмечал, что «настоящим правом остается частное право», что «формирование юриста может быть обеспечено … только изучением гражданского права» 17.

 

5. МАТЕРИАЛЬНОЕ  И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

 

В системе права различают  отрасли материального и процессуального права. К материальному праву относятся уголовное право, гражданское право, административное право. Уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право образует группу процессуальных отраслей. Основное различие между процессуальными и материальными отраслями в свое время удачно подметил К. Маркс: «процесс есть только форма жизни закона, следовательно, проявление его внутренней жизни»18. Другими словами, процессуальные отрасли права призваны «обслуживать» материальное право, обеспечивать порядок применения материального закона, его «жизни». Таким образом, сам термин «материальное» право без связи с конкретным «процессуальным» правом лишается своего содержания.

Конкретные связи между  этими понятиями состоят в  том, что, например, гражданское право как отрасль материального права имеет особые процедурные правила реализации, которые устанавливаются гражданско-процессуальным законодательством. Аналогичные взаимосвязи наблюдаются между уголовным и уголовно-процессуальным правом.

По мнению профессора Венгерова, материальное право – это обозначение тех правовых норм, которые обеспечивают регулятивные и охранительные функции права: уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и иные нормы. Процессуальное право – обозначение тех норм, которые определяют процедуры, процессы применения материального права. Это все те нормы, которые регламентируют порядок проведения уголовного процесса, гражданского процесса, или иначе, уголовного судопроизводства, гражданского судопроизводства, арбитражного, административного процессов. Иными словами, недостаточно иметь в системе права лишь нормы материального права, надо иметь еще и соответствующие, взаимосвязанные с ними нормы, определяющие порядок, процедуры применения норм материального права. И обеспечивает это важнейшее свойство права – взаимосвязь материальных и процессуальных начал – именно системность права.

Только в сочетании  материальное и процессуальное право  обеспечивают регулятивную роль права, позволяет в необходимых случаях  реализовать санкции правовой нормы, иных элементов. Система права включает в себя и иные крупные взаимодействующие блоки, например, блок внутригосударственного (национального) права и блок тех общепризнанных принципов и норм международного права, которые включены (имплантированы) в соответствующую систему права.

В целом эти два  блока в системе права соответствуют  друг другу. Но отдельные нормы этих двух блоков могут оказаться и противоречивыми, пребывать в коллизии, тогда возникает вопрос о том, какой норме следует отдавать предпочтение. Ответ однозначен: если имплантация произошла в установленном порядке (межгосударственный договор ратифицирован, общепризнанные принципы и нормы международного права содержатся в декларациях, конвенциях, протоколах и иных нормативно-правовых актах, признанных государством), то тогда приоритет за межгосударственным договором, конвенцией, декларацией и т.д. В случае коллизии действуют нормы, содержащиеся в этих актах.19

 

6. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ  И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

 

Еще в Древнем Риме природа международного права изучалась как отрасли права, регулирующей отношения между народами, государствами, учитывающей действие национальных систем права в той или иной сфере.

Уже тогда был выделен  и признан основной принцип международного права – согласие между сторонами на действие тех или иных правовых норм, в том числе созданных, признанных самими взаимодействующими в конкретных ситуациях сторонами. Поэтому основным источником международного права явился договор. Обеспечение его исполнения имело широкий диапазон – от имущественных возмещений до военных акций.

Основными факторами, определяющими  приоритет международного права  над внутригосударственным, являются:

1) ценностный фактор, т. е. приоритет общечеловеческих ценностей над всеми другими ценностями;

2) фактор экономического характера — интернационализация производства, международное разделение труда, образование мирового рынка;

3) политический — наличие средств массового уничтожения, которые представляют опасность для всего человечества.

Рассматривая вопросы приоритетности международного права, необходимо подойти к ним с позиций примата международно-правовой системы над внутригосударственной. В таком случае в правовую систему войдут правосознание, правоотношения и правовые нормы. Отсюда первый момент - примат международного правосознания, второй - примат международно-правовых норм. Почему исследование проблем, касающихся приоритетности международной правовой системы, следует начинать с вопроса о примате международно-правовых отношений? Это вытекает из самого характера международных отношений, их фактического значения. Во-первых, в современном мире происходит процесс интернационализации материального производства, во-вторых, углубляется международное общественное разделение труда, активизирующее обмен продуктами производства, в-третьих, на этой основе устанавливаются фактические экономические и торговые отношения. Именно сложившийся экономический обмен требует своего правового оформления, правового закрепления, т. е. превращения de facto в dejure20.

Приоритетность международной правовой системы определяется развитием современного мира, идущего от униформизма к плюрализму, наличием общесоциальных ценностей, их большей значимостью сравнительно с классовыми, национальными интересами. Решающей общесоциальной ценностью при этом является человеческая личность, ее права и свободы.

 Легализация естественных  и неотъемлемых прав человека, признанных в актах ООН и  международно-правовых соглашениях,  подготовленная развитием этической и политической мысли, произошла в значительной степени на базе интеграции мировой экономики. Из признания прав и свобод человека вытекают фактические правоотношения, даже если эти права и свободы государством не признаны. И к конечном счете любое государство вынуждено идти на такое признание.

Новое правосознание, адекватное реальностям современного мира, предполагает понимание значимости общечеловеческих ценностей. Оно зародилось, когда в области регулирования международных отношений стали руководствоваться установлениями международного права. Новый подход к праву и законности дает возможность осмыслить существующие парадигмы в исследовании проблем, касающихся приоритетности общечеловеческих ценностей и соответственно примата международного права. Новое правопонимание включает также идеи примата права над государством, естественных прав и свобод человека, идею суверенитетов больших и малых народов.

Примат международного права предполагает свободу выбора народами путей своего социально-экономического и политического развития.

В демократическом правовом государстве, где действует принцип разделения властей, судебная власть имеет право и должна руководствоваться принципом непосредственного юридического действия международно-правовых норм.

Наше представление  о примате международного права  над внутригосударственным правом распространяется не только на частное право, но и на публичное международное право. В международном частном праве национальное законодательство постепенно уступает свою главенствующую роль при решении международных частноправовых вопросов. На первый план выходят международно-правовые договоры, на основе которых регулируются международные частноправовые отношения.

Национальные законы и иные правовые акты должны соответствовать Конституции РФ. Вместе с тем, не может быть признан примат правил международного договора над конституционными нормами России в силу ее верховенства и признания международных договоров частью правовой системы России. Конституция имеет прямое действие при наличии противоречий с законом в области прав человека. Применение общепризнанных принципов и норм также не может противоречить конституционному положению о том, что в России не должны издаваться и действовать законы, отменяющие или умаляющие права человека и гражданина (ч. 2 ст. 55 Конституции). Возможность ограничения отдельных прав граждан предусмотрена ст. 56 Конституции только для условий чрезвычайного положения. Правом толкования Конституции Российской Федерации наделен Конституционный суд, который и определяет соответствие правового акта Основному Закону страны. Это правило действует и в отношении международных договоров РФ. В случае признания их неконституционными, они не подлежат введению в действие и применению (ст. 125 Конституции). Следует также учитывать, что уголовное и уголовно-процессуальное законодательства находятся в ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ). В этой сфере федеральные законы имеют прямое действие. Субъекты Федерации не могут принимать собственные законодательные акты по уголовному и уголовно-процессуальному праву. На основании положения Конституции РФ действует иерархия закона над всеми правовыми актами. Если такие акты противоречат закону, то применяется закон. Соблюдение условий применения международных норм является обязательным. Международные договоры, общепризнанные нормы и принципы могут применяться при оказании правовой помощи в Российской Федерации, если: международные договоры и общепризнанные нормы и принципы являются частью правовой системы РФ; международные договоры, изложенные в них процедуры, а равно общепризнанные нормы и принципы, не противоречат Конституции РФ; они являются действующими; международные договоры приняты и выполняются в соответствии с Федеральным законом РФ “О международных договорах РФ” и Конституцией РФ.

Теория права выделяет на современном этапе общепланетарные тенденции развития и состояния международного права.

Прежде всего, это постоянное возрастание роли и значения международного права в жизни цивилизации, вообще один из реальных способов выживания и существования человечества как биологического вида и неповторимой социальной организации.

Две крупные системные  структуры международного права  – публичная и частная –  оказывают основополагающее влияние  и на политические, и на хозяйственные, и на личностно-правовые функции  международного права. Растет роль международного гуманитарного права.

Международное право  постепенно перестает быть чем-то внешним, специальным по отношению к национальным системам права, общепризнанные принципы и нормы международного права включаются в национальные системы права.

Очень важно обратить внимание, что наряду с материальными нормами международного права в XX веке мощно развивается процессуальная сторона международного права – возникают многочисленные процедурные органы, призванные решать споры и конфликты (третейские, арбитражные и иные судебные органы). Мощно развивается и международно-правовой процесс: правила обращения в эти органы, международно-правовое судопроизводство и т.д.

Конституции ряда стран  закрепляют и право гражданина, исчерпавшего все возможности решить свое дело в рамках внутригосударственной защиты прав, свобод и законных интересов, обратиться и в соответствующие международно-правовые инстанции!

Международное право  становится и формой воздействия, влияния  тех или иных групп государств на отдельные государства, существенно отклоняющиеся от общепризнанных принципов и норм международного права (агрессии, гражданские войны, опасная для всего человечества нити-экологическая деятельность и т.п.). Причем средствами обеспечения этого воздействия становятся коллективные санкции экономического, военного свойства. Нельзя не заметить, что под эту международно-правовую деятельность создаются и специализированные военные формирования – силы быстрою реагирования, «голубые каски», и т.п. Международное право, таким образом, получает и «материальные» придатки, аппарат, способный по-новому обеспечивать его действие.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Право как система  норм в их материалистическом понимании  представляет собой объективно необходимый эффективный инструмент, гибкое средство осуществления политической, государственной власти, выполнения ею своего социального назначения, практической деятельности государства, реализации его задач и функций. Вместе с тем, право как элемент и функциональный признак политической власти служит связующим звеном между ней, государством и правовой системой общества и всеми ее составными звеньями. Именно через нормы права, на их основе происходит воздействие политической власти и государства на правовую систему в целом и на все составляющие ее элементы в отдельности. Поэтому именно нормы права выступают в качестве объединяющего, систематизирующего элемента, генерализирующего фактора правовой системы, “первичной клеточки правовой ткани”, исходной фундаментальной категории теории государства и права и всей правовой науки.

Система права - это строение права, которое позволяет ориентироваться в законодательстве, квалифицировать нарушения и принимать соответствующие меры воздействия, так как главная особенность каждой отрасли это наличие особого юридического режима - метода регулирования.

Определение правовой системы  призвано не только дать структурную  характеристику правовой действительности, ее общую конструкцию, но и отразить генетический аспект системы, в данном случае — роль и соотношение правотворчества и правоприменительной деятельности компетентных органов.

 

 

 

 

БИБЛИОРГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Абдуллаев М.И. Примат международного права над внутригосударственным / Правоведение. 1992. № 2.
  2. Алексеев С.С. Теория права. /М.: Юристъ, 2006.
  3. Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения./ М.: Норма, 2007.
  4. Алексеев С.С. Право и правовая система / Правоведение. 1980. № 1. С. 31.
  5. Алексеев С.С. Об отраслях права / Советское  государство и право. 1972. № 3. С.33.
  6. Байтин И. Право и правовая система: вопросы соотношения / Право и политика. 2000. №4. С.45-47.
  7. Васильев Ю. С., Евтеев М. П. Кодификация и систематизация законодательства / Советское государство и право. 1971. № 9. С. 14-15.
  8. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов./ М.: Проспект, 2007.
  9. Гупель М. Введение в публичное право. Институты. Основы. Источники./ Пер. с фр. М., 1995.
  10. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности./ М.: Статут, 2007.
  11. Карбонье Ж. Юридическая социология / Пер. с франц. М., 1986.
  12. Маркс К. Дебаты по поводу закона о краже леса / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 158.
  13. Матузов Н.И. Правовая система и личность /Саратов. 1987.
  14. Мелехин А.В. Теория государства и права / Учебник. М.: Маркет ДС, 2007.
  15. Новицкий И.Б., Перетерский И.С. Римское частное право / Учебник. М.: Юристъ, 2007.
  16. Пиголкин А.С. Теория государства и права / Учебник. М.: Городец, 2007.

1 Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Маркет ДС, 2007. С.178.

2 Пиголкин А.С. Теория государства и права: Учебник. М.: Городец, 2007. С.118.

Информация о работе Система права