Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:40, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 83 вопроса по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

1.docx

— 48.62 Кб (Скачать)

– в зависимости от сферы деятельности выделяют высшие органы, центральные органы и местные органы;

– в соответствии с федеральным устройством государства: выделяют федеральные (центральные) органы и органы субъектов федерации;

– в зависимости от способа осуществления властных полномочий (способа принятия решений) государственные органы подразделяют на: единоначальные и коллегиальные.

Одной из основных классификаций является классификация органов государства по содержанию их властных полномочий:

– представительные (законодательные) органы – осуществляют законодательную деятельность;

– исполнительно-распорядительные – занимаются исполнением предписаний законов, для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения;

– судебные органы – осуществляют правосудие;

– органы надзора – занимаются специфической деятельностью – надзором за соблюдением законодательства всеми субъектами России. В России органом надзора является прокуратура;

– органы местного самоуправления.

28.Форма  государства.

 

Форма государства – совокупность способов организации, устройства и осуществления политической и государственной власти.

На форму государства оказывают  влияние:

1) социально—экономические,  культурные факторы;

2) исторические  традиции;

3) национальные  и религиозные особенности;

4) природные  и климатические условия;

5) соотношение  политических сил и т. д.

Структурные элементы формы  государства:

1) форма правления,  отражающая порядок организации  государственной власти и ее  взаимодействие с населением, органами  государства;

2) форма государственного  устройства, отражающая территориальную  организацию государственной власти;

3) государственно—правовой  (политический) режим, отражающий  совокупность приемов и способов  осуществления власти.

Форма государства определяет:

1) порядок  образования органов государственной  власти;

2) структуру  органов государства;

3) специфику  территориальной обособленности  населения;

4) характер  межведомственных взаимоотношений;

5) особенности  в отношениях государственных  органов и населения;

6) методы  и приемы осуществления политической  власти и т. д.

Российская  Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ).

Характерные черты государственного строя Российского государства:

1) демократизм;

2) республиканская  форма правления;

3) федерализм;

4) разделение  властей;

5) идеологическое  и политическое многообразие;

6) признание  и гарантирование местного самоуправления;

7) правовое  государство;

8) государственный  суверенитет, носителем которого  является многонациональный народ  РФ;

9) социальный  характер, так как политика государства  направлена на создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека.

Форма правления – республиканская.

Российское  государство – это полупрезидентская республика.

Российское  государство по своему государственному устройству – федерация, обладающая следующими характерными признаками федерализма:

1) добровольность  объединения субъектов РФ;

2) равноправие  субъектов РФ;

3) государственная  целостность;

4) самоопределение  народов, наций и национальностей;

5) разграничение  предметов ведения между органами  государственной власти РФ и  органами власти субъектов РФ  и т. д.

Государственно—правовой режим РФ – демократический.

29.Форма правления государства.

Форма правления – организация высшей власти в государстве, характеризуемая системой и порядком образования высших органов государства, их взаимодействием с иными органами и населением.

Существуют  две формы правления: монархия и республика.

Монархия – форма правления, при которой в системе высших органов власти имеется монарх. Власть монарха не зависит ни от одного другого органа государства, монарх никому неподотчетен и неподконтролен.

Монарх – лицо, осуществляющее высшую государственную власть единолично, самостоятельно, и получившее эту власть по наследству в соответствии с законами о престолонаследии. Монарх осуществляет свою власть пожизненно.

Монархии  различаются в зависимости от степени полномочий монарха. Выделяют:

1. абсолютные  монархии;

2. ограниченные  или конституционные монархии:

– дуалистические;

– парламентские.

Абсолютные  монархии характеризуются полнотой власти монарха, в этом случае в руках монарха сосредоточена вся полнота власти. Черты монархии, названные выше, в максимальной мере относятся именно к этой форме правления.

Конституционные (ограниченные) монархии характеризуются тем, что власть монарха ограничена Конституцией, на основании которой в государстве действуют два института высшей власти: монарх и парламент, которые делят между собой полномочия. Дуалистическая монархия характеризуется тем, что парламенту принадлежит законодательная власть, а монарх возглавляет исполнительную власть, обладая реальными властными полномочиями в этой области.

Республика – форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит органу, избираемому населением на определенный срок. Среди высших органов власти в республике выделяют: парламент, правительство и президент.

В зависимости от распределения полномочий между парламентом и правительством республики делятся на:

парламентские;президентские (иногда выделяются смешанные (полупрезидентские), куда относят Францию, Россию).

 

 

30.Форма государственного  устройства.

 

Форма государственного устройства – это территориальная организация государства, характеризуемая соотношением государства в целом и его отдельных составных частей.

В зависимости  от формы государственного устройства государства подразделяют на унитарные и федеративные. Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства.

Унитарное государство – единое, централизованное государство, составные части которого не обладают суверенностью и представляют собой административно-территориальные образования. Они выделяются для удобства управления, а чаще складываются исторически. Центральная власть формирует местную власть и передает ей часть полномочий (это необходимо, так как все вопросы невозможно решать в центре, без учета местной специфики).

Федеративное  государство (федерация) – сложная форма государственного устройства; – форма государственного устройства, при которой в составе государства имеются несколько государственных территориальных образований, обладающих определенной степенью государственного суверенитета.

Конфедерация – межгосударственное образование, это временный союз государств, созданный для достижения каких-либо целей (военных, экономических, политических).

31.Монархия как форма  правления

 

Монархия – форма правления, при которой в системе высших органов власти имеется монарх. Власть монарха не зависит ни от одного другого органа государства, монарх никому неподотчетен и неподконтролен.

Монарх – лицо, осуществляющее высшую государственную власть единолично, самостоятельно, и получившее эту власть по наследству в соответствии с законами о престолонаследии. Монарх осуществляет свою власть пожизненно.

Монархии различаются в зависимости от степени полномочий монарха. Выделяют:

1. абсолютные  монархии;

2. ограниченные  или конституционные монархии:

– дуалистические;

– парламентские.

Абсолютные  монархии характеризуются полнотой власти монарха, в этом случае в руках монарха сосредоточена вся полнота власти. Черты монархии, названные выше, в максимальной мере относятся именно к этой форме правления.

Конституционные (ограниченные) монархии характеризуются тем, что власть монарха ограничена Конституцией, на основании которой в государстве действуют два института высшей власти: монарх и парламент, которые делят между собой полномочия. Дуалистическая монархия характеризуется тем, что парламенту принадлежит законодательная власть, а монарх возглавляет исполнительную власть, обладая реальными властными полномочиями в этой области.

32.Республика как форма  правления.

Республика – форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит органу, избираемому населением на определенный срок. Среди высших органов власти в республике выделяют: парламент, правительство и президент.

В зависимости от распределения полномочий между парламентом и правительством республики делятся на:

парламентские;

президентские (иногда выделяются смешанные (полупрезидентские), куда относят Францию, Россию).

34.Федеративное государство  (общая характеристика).

 

Федеративное  государство (федерация) – сложная форма государственного устройства; – форма государственного устройства, при которой в составе государства имеются несколько государственных территориальных образований, обладающих определенной степенью государственного суверенитета.

Для федеративного  государства характерно наличие двух систем власти: федеральной и субъектов федерации.

В зависимости  от страны возможны отличия в системе  судебной власти.

В федерации  существуют две системы законодательства – федерального и субъектов федерации.

Субъекты  федерации могут иметь также  внешние признаки суверенитета (герб, флаг).

35.Полетический режим  государства.

Политический  режим – это совокупность приемов и способов осуществления государственной власти, показывающих степень участия населения в управлении государством.

В основе политического режима лежат  два принципа:

1. Принцип  демократизма.

2. Принцип  авторитарности.

Признаки  принципа демократизма

1. Равноправие  сторон во всех видах общественных  отношений.

2. Государственная  власть основана на соглашении  сторон, не навязана обществу.

3. Взаимная  ответственность личности и государства.

4. Существует  свобода выбора варианта поведения.

5. Наличие  системы местного самоуправления  для решения вопросов местного  значения.

6. Общедозволительное регулирование в праве («Разрешено все, кроме прямо запрещенного законом»).

Признаки  принципа авторитаризма

1. Диктат  государства и его органов.

2 Наличие  жесткой дисциплины и безоговорочного  подчинения всем решениям органов  государства.

3. Односторонняя  ответственность личности перед  государством.

4. Разрешительный  тип регулирования в праве  («Запрещено все, кроме того, что  прямо разрешено законом»).

Сочетание этих двух принципов дает конкретный вид политического режима.

С большой  долей условности все политические режимы можно разделить на три вида:

– тоталитарный; – авторитарный; – демократический.

47.Понятие  и признаки права.

Право –  это совокупность норм, предписывающих внешнее поведение и являющиеся подходящими для их применения юридическими органами».

Общие признаки права – характеризуют право в целом, как социальное явление:

1. нормативность  (закрепляются стандарты поведения);

2. общезначимость (регулируются наиболее важные, значимые общественные отношения);

3. публичность  (применяется от имени всего  общества);

4. системность  (правила должны находиться в  системе);

5. право выражает  общесоциальные ценности.

Специальные признаки права – характеризуют право, выраженное в нормативном правовом акте:

1. связь с  государством;

<

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"