Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на 83 вопроса по дисциплине "Теория государства и права".
– в зависимости от сферы деятельности выделяют высшие органы, центральные органы и местные органы;
– в соответствии с федеральным устройством государства: выделяют федеральные (центральные) органы и органы субъектов федерации;
– в зависимости от способа осуществления властных полномочий (способа принятия решений) государственные органы подразделяют на: единоначальные и коллегиальные.
Одной из основных классификаций является
классификация органов
– представительные (законодательные) органы – осуществляют законодательную деятельность;
– исполнительно-распорядительные – занимаются исполнением предписаний законов, для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения;
– судебные органы – осуществляют правосудие;
– органы надзора – занимаются специфической деятельностью – надзором за соблюдением законодательства всеми субъектами России. В России органом надзора является прокуратура;
– органы местного самоуправления.
28.Форма государства.
Форма государства – совокупность способов организации, устройства и осуществления политической и государственной власти.
На форму государства
1) социально—экономические, культурные факторы;
2) исторические традиции;
3) национальные и религиозные особенности;
4) природные и климатические условия;
5) соотношение политических сил и т. д.
Структурные элементы формы государства:
1) форма правления,
отражающая порядок
2) форма государственного
устройства, отражающая территориальную
организацию государственной
3) государственно—правовой
(политический) режим, отражающий
совокупность приемов и
Форма государства определяет:
1) порядок
образования органов
2) структуру органов государства;
3) специфику
территориальной
4) характер
межведомственных
5) особенности в отношениях государственных органов и населения;
6) методы
и приемы осуществления
Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ).
Характерные черты государственного строя Российского государства:
1) демократизм;
2) республиканская форма правления;
3) федерализм;
4) разделение властей;
5) идеологическое и политическое многообразие;
6) признание
и гарантирование местного
7) правовое государство;
8) государственный
суверенитет, носителем
9) социальный
характер, так как политика государства
направлена на создание
Форма правления – республиканская.
Российское
государство – это
Российское государство по своему государственному устройству – федерация, обладающая следующими характерными признаками федерализма:
1) добровольность объединения субъектов РФ;
2) равноправие субъектов РФ;
3) государственная целостность;
4) самоопределение
народов, наций и
5) разграничение
предметов ведения между
Государственно—правовой режим РФ – демократический.
29.Форма правления
Форма правления – организация высшей власти в государстве, характеризуемая системой и порядком образования высших органов государства, их взаимодействием с иными органами и населением.
Существуют две формы правления: монархия и республика.
Монархия – форма правления, при которой в системе высших органов власти имеется монарх. Власть монарха не зависит ни от одного другого органа государства, монарх никому неподотчетен и неподконтролен.
Монарх – лицо, осуществляющее высшую государственную власть единолично, самостоятельно, и получившее эту власть по наследству в соответствии с законами о престолонаследии. Монарх осуществляет свою власть пожизненно.
Монархии различаются в зависимости от степени полномочий монарха. Выделяют:
1. абсолютные монархии;
2. ограниченные или конституционные монархии:
– дуалистические;
– парламентские.
Абсолютные монархии характеризуются полнотой власти монарха, в этом случае в руках монарха сосредоточена вся полнота власти. Черты монархии, названные выше, в максимальной мере относятся именно к этой форме правления.
Конституционные (ограниченные) монархии характеризуются тем, что власть монарха ограничена Конституцией, на основании которой в государстве действуют два института высшей власти: монарх и парламент, которые делят между собой полномочия. Дуалистическая монархия характеризуется тем, что парламенту принадлежит законодательная власть, а монарх возглавляет исполнительную власть, обладая реальными властными полномочиями в этой области.
Республика – форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит органу, избираемому населением на определенный срок. Среди высших органов власти в республике выделяют: парламент, правительство и президент.
В
зависимости от распределения полномочий
между парламентом и
парламентские;президентские (иногда выделяются смешанные (полупрезидентские), куда относят Францию, Россию).
30.Форма государственного устройства.
Форма государственного устройства – это территориальная организация государства, характеризуемая соотношением государства в целом и его отдельных составных частей.
В зависимости от формы государственного устройства государства подразделяют на унитарные и федеративные. Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства.
Унитарное
государство – единое, централизованное государство,
составные части которого не обладают
суверенностью и представляют собой административно-
Федеративное государство (федерация) – сложная форма государственного устройства; – форма государственного устройства, при которой в составе государства имеются несколько государственных территориальных образований, обладающих определенной степенью государственного суверенитета.
Конфедерация – межгосударственное образование, это временный союз государств, созданный для достижения каких-либо целей (военных, экономических, политических).
31.Монархия как форма правления
Монархия – форма правления, при которой в системе высших органов власти имеется монарх. Власть монарха не зависит ни от одного другого органа государства, монарх никому неподотчетен и неподконтролен.
Монарх – лицо, осуществляющее высшую государственную власть единолично, самостоятельно, и получившее эту власть по наследству в соответствии с законами о престолонаследии. Монарх осуществляет свою власть пожизненно.
Монархии различаются в
1. абсолютные монархии;
2. ограниченные или конституционные монархии:
– дуалистические;
– парламентские.
Абсолютные монархии характеризуются полнотой власти монарха, в этом случае в руках монарха сосредоточена вся полнота власти. Черты монархии, названные выше, в максимальной мере относятся именно к этой форме правления.
Конституционные (ограниченные) монархии характеризуются тем, что власть монарха ограничена Конституцией, на основании которой в государстве действуют два института высшей власти: монарх и парламент, которые делят между собой полномочия. Дуалистическая монархия характеризуется тем, что парламенту принадлежит законодательная власть, а монарх возглавляет исполнительную власть, обладая реальными властными полномочиями в этой области.
32.Республика как форма правления.
Республика – форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит органу, избираемому населением на определенный срок. Среди высших органов власти в республике выделяют: парламент, правительство и президент.
В
зависимости от распределения полномочий
между парламентом и
парламентские;
президентские (иногда выделяются смешанные (полупрезидентские), куда относят Францию, Россию).
34.Федеративное государство (общая характеристика).
Федеративное государство (федерация) – сложная форма государственного устройства; – форма государственного устройства, при которой в составе государства имеются несколько государственных территориальных образований, обладающих определенной степенью государственного суверенитета.
Для федеративного государства характерно наличие двух систем власти: федеральной и субъектов федерации.
В зависимости от страны возможны отличия в системе судебной власти.
В федерации существуют две системы законодательства – федерального и субъектов федерации.
Субъекты федерации могут иметь также внешние признаки суверенитета (герб, флаг).
35.Полетический режим государства.
Политический режим – это совокупность приемов и способов осуществления государственной власти, показывающих степень участия населения в управлении государством.
В основе политического режима лежат два принципа:
1. Принцип демократизма.
2. Принцип авторитарности.
Признаки принципа демократизма
1. Равноправие
сторон во всех видах
2. Государственная власть основана на соглашении сторон, не навязана обществу.
3. Взаимная
ответственность личности и
4. Существует
свобода выбора варианта
5. Наличие
системы местного
6. Общедозволительное регулирование в праве («Разрешено все, кроме прямо запрещенного законом»).
Признаки принципа авторитаризма
1. Диктат государства и его органов.
2 Наличие
жесткой дисциплины и
3. Односторонняя
ответственность личности
4. Разрешительный тип регулирования в праве («Запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом»).
Сочетание этих двух принципов дает конкретный вид политического режима.
С большой долей условности все политические режимы можно разделить на три вида:
– тоталитарный; – авторитарный; – демократический.
47.Понятие и признаки права.
Право – это совокупность норм, предписывающих внешнее поведение и являющиеся подходящими для их применения юридическими органами».
Общие признаки права – характеризуют право в целом, как социальное явление:
1. нормативность
(закрепляются стандарты
2. общезначимость (регулируются наиболее важные, значимые общественные отношения);
3. публичность (применяется от имени всего общества);
4. системность (правила должны находиться в системе);
5. право выражает общесоциальные ценности.
Специальные признаки права – характеризуют право, выраженное в нормативном правовом акте:
1. связь с государством;
<Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"