Регионалистское государство
имеет некоторые характерные черты федерации,
поэтому его можно рассматривать как специфическую
переходную форму от унитаризма
к федерализму,
происходящего в рамках одного государства.
Все территориальные части в таких государствах
имеют характер территориальной автономии
и наделены правом создавать свои администрации,
избирать региональные парламенты (местные
законодательные собрания и ассамблеи),
издавать законодательные акты по отдельным
вопросам.
Федерация
Федерация— сложное, союзное
государство, части которого являются
государственными образованиями с ограниченным
государственным суверенитетом.
Строится на распределении функций управления
между центром и субъектами
федерации.
Отличительные
признаки федеративного государства
- Предметы ведения
и полномочия разделены между
государством в целом (федерацией) и
его составными частями (субъектами
федерации), существует также совместная
компетенция по отдельным вопросам;
- Двухуровневая система
органов государственной власти, в соответствии
с которой отдельно существуют федеральные
органы и органы субъектов федерации (парламент
на уровне федерации имеет двухпалатную
структуру — верхняя палата представляет
интересы субъектов федерации, кроме того
субъекты также формируют свои местные
парламенты);
- Двухуровневая система
законодательства (конституция и законы
существуют как на уровне федерации, так
и на уровне каждого субъекта);
- Наряду с общефедеральным
гражданством у субъектов федерации, как
правило, есть возможность устанавливать
собственное гражданство.
Виды
федераций
По способу образования субъектов
федерации выделяют:
- Территориальная федерация (административная)
— федеративное государство, в котором
все составляющие его субъекты образованы
по географическим, историческим, экономическим
и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).
- Национальная федерация — федеративное государство, составные
части которого разделены по национально-лингвистическому
критерию на основе проживающих в них
различных народов. (Бельгия, Индия,
в прошлом СССР
и Югославия).
- Национально-территориальная федерация (смешанная)
— федеративное государство, в основу
формирования которого положен и территориальный,
и национальный принципы образования
субъектов (Россия).
По способу образования
самой федерации
выделяют:
- Конституционная федерация — федерация,
образованная в результате децентрализации
унитарного государства, в основе которого
лежит специально принятая конституция
(Пакистан, Индия).
- Договорная федерация
(союзная) — федерация, образованная в
результате объединения независимых государств
на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).
- Смешанная федерация (конституционно-договорная)
— государство, в котором процессы децентрализации
и объединения протекают параллельно,
в результате чего в основе государства
лежат одновременно как договорный, так
и конституционный способы образования
федерации (Россия).
В зависимости от
правового статуса субъектов
федерации выделяют:
- Симметричная федерация —
субъекты обладают равным объёмом полномочий
и у них у всех одинаковое правовое положение
в рамках федерации.
- Асимметричная федерация —
федерация, в которой одни субъекты имеют
более высокий статус, чем другие и, как
следствие, обладают большим объёмом полномочий.
- Симметричная федерация с элементами асимметрии — связано
с наличием в составе федерации различных автономных
образований.
В зависимости от
соотношения объёма полномочий федерации
и её субъектов:
- Централизованные — федерация обладает большим объёмом
полномочий, определённых достаточно
подробно, чем субъекты.
- Децентрализованные — определён
достаточно подробно круг полномочий
субъектов, все иные полномочия по остаточному
принципу являются федеральными.
В зависимости от
характера связи федерации и её субъектов:
- Дуалистические
— в конституциях определяются только
вопросы исключительного ведения отдельно
федерации и субъектов
- Кооперативные — кроме вопросов исключительного
ведения федерации и субъектов, также
определяются вопросы их совместного
ведения.
Конфедерация
Конфедерация — временный
союз государств, создаваемый для достижения
политических, экономических, культурных
и прочих целей. Является переходной формой
государства, в дальнейшем или же преобразуется
в федерацию, или же снова распадается
на ряд унитарных государств (как это стало
с Объединённой Арабской Республикой
и Сенегамбией).
Признаки
конфедерации
- Составные части
являются суверенными государствами,
обладающими всей полнотой государственной
власти;
- Каждое союзное государство
имеет собственную систему органов власти
и вооружённые силы, на уровне конфедерации
образуются лишь высшие координирующие
органы;
- Каждое союзное государство
имеет собственную конституцию и систему
законодательства, на уровне конфедерации
может приниматься своя конституция, но
единого законодательства, как правило,
не создаётся (любое решение единого конфедеративного
органа требует утверждения каждым государством-членом);
- Нет единого гражданства
конфедерации;
- Каждое государство
имеет право выхода из конфедерации при
достижении своих целей.
Формы
межгосударственных образований
- Содружество
— организационное объединение суверенных
государств для долговременного и взаимовыгодного
сотрудничества, характеризующееся наличием
общих признаков и определённой степени
однородности в политической, экономической,
правовой, культурной и языковой сферах.
Содружество в будущем может перерасти
либо в конфедерацию,
либо в федерацию.
В целом содружество схоже с конфедерацией,
но имеет существенное отличие от неё,
прежде всего, в том, что политическая,
экономическая, социальная и иная интеграция
характеризуется устойчивостью, существование объединения не ставится в зависимость от достижения какой-либо цели, в то время как конфедерация — это всегда временный союз государств, цель объединения которых конкретно определена.
В качестве примера обычно приводится Британское
Содружество. Также сюда некоторые
относят Европейский
союз, представляющий собой
устойчивое объединение государств, цель
интеграции которых имеет длящийся характер,
кроме того в рамках объединения созданы свои
органы власти и формируется система
законодательства, закрепляется приоритет
общеевропейского законодательства над
национальным. Существует мнение, что
Европейский союз в будущем может преобразоваться
в федеративное государство.
- Протекторат — основанное
на соглашении неравноправное объединение
государств, в котором более слабое государство
передаёт в пользу более сильного право
осуществления части принадлежащих ему
суверенных прав (как правило внешнюю
политику и обеспечение безопасности)
на условиях сохранения собственной государственности
и получения взамен политической, военной,
финансовой и иной поддержки.
- Ассоциированное
государство — вид протектората,
представляющий собой переходную форму
внешней зависимости подчинённой территории,
которая находится между статусами колонии
и самостоятельного государства. Подобные
отношения существуют, к примеру, у Пуэрто-Рико
с США, Монако
с Францией, Ватикана
с Италией.
- Доминион — самоуправляющаяся
колониальная территория в составе монархии,
имеющая большую степень самостоятельности,
которая в последующем получила независимость,
но при этом продолжает признавать в качестве
главы государства прежнего монарха.
- Кондоминиум — основанное
на договоре совместное владение или управление
определённой территорией (государством)
двумя или несколькими государствами.
- Уния — общность монархических
государств, возглавляемая одним монархом.
- Личная
уния — устанавливается между
монархическими государствами, как правило,
случайно в результате того, что одно и
то же лицо становится одновременно наследником
двух монархов в различных государствах,
в которых условия и порядок престолонаследия
различны.
- Реальная
уния — форма объединения монархий,
где законодательством государств устанавливается
специальный порядок престолонаследия,
предусматривающий, что наследник трона
в одной стране является одновременно
наследником во всех государствах, составляющих
унию.
- Империя — сложное колониальное
государство, созданное насильственным
путём, которое управляется метрополией.
- Фузия
— временная переходная форма, представляющая
собой слияние в одно государство двух
или нескольких государств, населённые
одним этносом,
которые ранее входили в единое государство.
Правово́е госуда́рство— государство,
вся деятельность которого подчинена нормам
и фундаментальным принципам права.
Подчинённость деятельности верховных органов
власти стабильным законам
или судебным
решениям является отличительным
признаком конституционных политических
режимов.
Признаки:
- Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
В системе правовых ценностей высшей формой
выражения, организации и защиты свободы
людей является закон. В законах государство
устанавливает общеобязательные правила
поведения, которые должны максимально
учитывать объективные потребности общественного
развития на началах равенства и справедливости.
Именно поэтому закон обладает высшей
юридической силой. Все другие правовые
акты должны соответствовать закону. Законы
регулируют наиболее важные, стержневые
стороны общественной жизни. Подзаконные
акты, тем более ведомственные, при необходимости
могут лишь конкретизировать некоторые
положения законов. Но они не совершенствуют
и не изменяют законов. Основной закон
государства - это Конституция. В ней сформулированы
правовые принципы государственной и
общественной жизни. Конституция представляет
собой общую правовую модель общества,
которой должно соответствовать все текущее
законодательство. Никакой другой правовой
акт государства не может противоречить
Конституции. Верховенство закона, и прежде
всего Конституции, создает прочный режим
правовой законности, стабильность справедливого
правового порядка в обществе.
2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. В социально-политической жизни
свобода человека выступает как его право.
Правовое государство признает за индивидом
определенную сферу свободы, за пределы
которой вмешательство государства недопустимо.
Правовой характер свободы индивида проявляется
в различных сферах общественной жизни.
Например, это права индивида на положительные
действия государства в его интересах:
право на неприкосновенность личности,
право на образование, социальное обеспечение,
судебную защиту и тому подобное. Степень
развитости и гарантированности свобод
личности обусловливается зрелостью правовых
начал государственности, экономическими
и духовными предпосылками.
3. Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством
как носителем политической власти и гражданином
как участником ее формирования и осуществления
должны строится на началах равенства
и справедливости. государство берет на
себя обязательство обеспечивать справедливость
в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь
праву государственные органы не могут
нарушать его предписания и несут ответственность
за нарушения или невыполнение этих обязанностей.
Обязательность закона для государственной
власти обеспечивается системой гарантий,
которые исключают административный произвол.
К ним относятся: ответственность депутатов
перед избирателями, ответственность
правительства перед представительными
органами, дисциплинарная и уголовная
ответственность должностных лиц государства
любого уровня за невыполнение своих обязанностей
перед конкретными субъектами права. На
тех же правовых началах строится ответственность
личности перед государством. Применение
государственного принуждения должно
носить правовой характер, не нарушать
меру свободы личности, соответствовать
тяжести совершенного правонарушения.
Правовой характер взаимной ответственности
государства и личности - это важная составная
часть складывающегося в обществе права.
Социальная норма — правило
поведения, направленное на регулирование
общественных отношений, в той или иной
степени подкреплённые мерами социального
воздействия.
Признаки
социальной нормы
Общий характер, который
заключается в следующем:
- адресовано индивидуально-неопределённому
кругу лиц (одновременно всем людям);
- регулирует наиболее
типичные устойчивые общественные отношения;
- рассчитано на неоднократное
применение;
- существует длительный
заранее неопределённый период времени.
- Регулирует только
общественные отношения, то есть отношения
между людьми.
- Подкреплена мерами
общественного воздействия, чтобы побудить
людей её исполнить
Право
Право — система общеобязательных,
формально-определённых, гарантированных
государством правил поведения, регулирующих общественные
отношения.
Обычай
Обычай — правило поведения,
складывающееся в течение длительного
времени на основе опыта жизнедеятельности
относительно большой группы лиц, которое
исполняется добровольно в силу привычки.
Мораль
Мораль — правила поведения,
основанные на представлениях о добре
и зле, хорошем и плохом, существующие
в общественном сознании
и подкреплённые мерами общественного осуждения
(общественным
мнением). Мораль бывает следующих
видов:
- Личная мораль — представление о должном поведении
отдельно взятого человека, внутреннее
убеждение, которое он не нарушает.
- Общественная мораль (нравственность) —
общепринятые представления о должном
поведении в конкретном обществе.
Религиозные
нормы
Религиозные нормы — правила
поведения, основанные на вере в сверхъестественные
существа и подкреплённые обещанием
благополучия или наказания в потусторонней
жизни.
Корпоративные
нормы
Корпоративные нормы — правила поведения,
закреплённые в соответствующем документе
(устав, правила
внутреннего трудового распорядка, должностные
инструкции, Кодекс
корпоративного поведения, кодекс
чести и др.), вырабатываемые
относительно небольшой группой лиц (корпорацией,
членами различных общественных
организаций, трудовых
коллективов, учебных
заведений, предпринимательских
союзов, клубов
и т. д.) и обязательные для исполнения в
рамках этой группы под угрозой корпоративного
принуждения в виде предупреждения, выражающего
недовольство поведением члена (участника)
организации, так и исключения из организации.