Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 23:46, реферат
Краткое описание
Цель данной работы – выявить и проанализировать в ходе исследования общие признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ.
Оглавление
Введение 3 Особенности федеративного устройства России. Конституционные принципы федеративного устройства РФ. 4 1. Государственная целостность РФ. 5 2. Единство системы государственной власти. 6 3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации. 6 4. Равноправие и самоопределение народов РФ. 7 5. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. 7 Виды субъектов Российской Федерации. 8 Государственное управление субъекта федерации 9 Государственное управление и территориальная автономия 13 Заключение 15 Список используемой литературы: 16 Приложение 17 Список субъектов Российской Федерации 17
Конституция РФ не исключает
возможности расширения числа субъектов
РФ за счёт либо интеграции в состав России
иного государства (в таком случае данный
субъект обретает статус республики, если
международным договором не предусматривается
предоставление новому субъекту статуса
области или края), либо образования в
её составе нового субъекта (путём объединения
субъектов РФ, вычленения из субъектов
РФ самостоятельных образований).
Государственное управление субъекта
федерации
Федеративные государства состоят
из субъектов федерации. Количество последних
неодинаково: от 85 в России до двух в Танзании
(в США — 50, в Германии — 16, в Объединенных
Арабских Эмиратах — 7 и т.д.). Субъекты
федераций называются по-разному: штаты
в Бразилии, Индии, США, земли (Австрия,
Германия и др.), провинции (Канада, Пакистан)
и др. В России существует шесть разновидностей
субъектов федерации: республики в составе
РФ, края, области, города федерального
значения, автономная область, автономные
округа.
В отличие от несубъектов (например,
союзных территорий в Индии), административно-территориальных
единиц (воеводств в Польше или провинций
в Китае), муниципальных образований (сел,
городов и др.) субъекты федерации обладают
своей государственной властью. У них
есть законодательные органы (местные
парламенты — законодательные собрания),
главы администрации субъекта федерации
(обычно губернаторы, но иногда они называются
президентами, в том числе в республиках
в составе РФ). Иногда есть свои правительства
(в землях Германии, правительство есть
в некоторых субъектах РФ), верховные суды
(США).
В конституциях федераций по-разному
разграничиваются полномочия (сферы управления)
федерации и субъектов. Иногда перечислены
только предметы исключительного ведения
федерации, а в остальных сферах могут
законодательствовать субъекты федерации,
иногда (например, в Индии) перечисляются
три сферы: исключительные полномочия
федерации, совместные полномочия федерации
и субъектов, исключительные полномочия
субъектов. В России в Конституции названы
предметы ведения Федерации (эти отношения
регулирует только Федерация) и предметы
совместного ведения Федерации и ее субъектов
(в этой сфере действует верховенство
федерального права: субъекты РФ могут
издавать свои законы и совершать иные
управленческие действия, если данные
отношения не урегулированы федеральным
законом). Все остальное в России входит
в исключительную
сферу ведения субъектов. В этой сфере
закон субъекта РФ, если он не противоречит
Конституции РФ, имеет верховенство.
В федерациях проблема соотношения
федерального и “субъектного” государственного
управления нередко стоит весьма остро
и порождает существенные противоречия.
Связано это прежде всего с двойственностью
государственной власти (государственная
власть федерации, распространяющаяся
на территории ее субъектов, и государственная
власть субъекта федерации в его пределах),
а также со сложностями разграничения
предметов ведения, особенно с существованием
совместных предметов ведения, где свою
государственную власть используют и
федерация, и ее субъекты. Эти сложности
преодолеваются в результате использования
принципов единства государственной власти
в федерации, верховенства государственной
власти федерации и верховенства федерального
права. Двойственность государственной
власти в федерации не исключает ее одинаковой,
единой природы. В основе этого лежит единство
социальной природы государства. Двух
властей, преследующих социально противоположные
цели, в государстве быть не может (это,
в частности, продемонстрировало вооруженное
противостояние Съезда народных депутатов
и Верховного Совета, с одной стороны,
и Президента РФ — с другой, закончившееся
в 1993 г. обстрелом здания парламента и
победой политической линии Президента
РФ). Суверенна только федеральная государственная
власть. Конституционный Суд РФ в своих
решениях неоднократно подтверждал это
положение и указывал, что статьи конституций
некоторых субъектов РФ об их государственном
суверенитете противоречат Конституции
РФ.
В субъектах федерации
осуществляется двойное, но разделенное
государственное управление. С одной
стороны, на территории субъекта
федерации федеральные органы
ведают общегосударственными вопросами
(и в эту сферу органы субъектов
федерации не вправе вмешиваться).
Федеральные органы осуществляют
такое управление на территории
субъекта федерации либо на
основе общего регулирования (издание
законов, указов президента, постановлений
правительства, действующих на всей
территории федерации и, следовательно,
в каждом ее субъекте), либо
путем управления созданных на
местах делегатур федеральных органов
и деятельности федеральной государственной
службы (федеральных служащих). С другой
стороны, субъект федерации осуществляет
свое государственное управление на своей
территории по вопросам, отнесенным федеральной
конституцией к его ведению, и по вопросам
совместного с федерацией ведения (если
только управленческие действия по вопросам
совместного ведения не осуществляют
органы федерации и федеральные государственные
служащие, они имеют приоритет).
Государственное управление
субъекта ограничено своей территорией
и кругом полномочий. К собственным
полномочиям субъекта федерации
отнесены те, которые остаются
за вычетом исключительных полномочий
федерации и совместных полномочий
федерации и ее субъектов. Это так называемые
остаточные полномочия, которые обычно
не имеют принципиального значения для
государства.
Кроме того, поскольку
в административно-территориальных
единицах (муниципальных образованиях)
субъектов РФ действует муниципальное
управление, то управленческие полномочия
субъекта федерации ограничиваются
и с этой стороны. Правда, муниципальное
управление хотя и публичное,
но не государственное управление.
К тому же законы о местном
самоуправлении, определяющие в том числе
и его полномочия, принимает субъект федерации
(федерация устанавливает только общие
принципы). Тем не менее муниципальное
управление имеет свою сферу, которая
установлена законом и исключается из
государственного управления субъекта
федерации.
Государственное управление,
реализуемое субъектом, как говорилось,
предполагает создание необходимых
органов. Но их система отличается
от системы органов унитарного
или федеративного гocyдapcтва. В субъекте
федерации есть свой законодательный
орган (чаще всего однопалатный, но, например,
в России некоторые субъекты РФ имеют
двухпалатные законодательные органы).
Функции исполнительной власти осуществляет
глава администрации субъекта (губернатор
и др.) или правительство. Иногда одновременно
существуют глава администрации и правительство
(это имеет место и в некоторых субъектах
РФ), причем глава администрации может
возглавлять правительство в качестве
его главы, а может существовать и отдельная
должность премьер-министра.
Глава администрации
субъекта федерации зачастую
избирается гражданами (в США, в
России), но в Индии, Пакистане
назначается президентом. В субъектах
некоторых федераций граждане
избирают непосредственно также
отдельных должностных лиц (например,
казначея в некоторых штатах
США). В этом случае они пользуются
определенной независимостью от
губернатора. Чаще всего субъекты
федерации своей особой системы
судов не имеют. Суды общей
юрисдикции обычно являются федеральными
судами. В России судами субъектов
Федерации являются лишь конституционные
(в республиках в составе РФ,
где действует основной закон
субъекта в виде Конституции)
и уставные суды (в других субъектах
РФ, где действует Устав), а также
мировые судьи. США, однако, штаты
имеют свою судебную систему,
свои суды общей юрисдикции
во главе с верховным судом
штата.
Один из сложных вопросов управленческой
деятельности субъекта федерации связан
с соблюдением ее пределов. Субъект федерация
обычно стремится расширить границы собственного
управления, захватывает часть федеральных
полномочий и вмешивается в сфер муниципального
управления. Это порождает, с одной стороны,
проблему уточнения полномочий, новых
разграничений, а с другой -необходимость
двухуровневой и трехуровневой координации
федерации, ее субъектов и муниципальных
образований. С этой целью в России принято
законодательство о разграничении полномочий
трех уровней управления (федерального,
“субъектного”, муниципального) законодательство
о внутреннем разграничении вопросов
в предметах совместного ведения Федерации
и ее субъектов, а также заключались внутригосударственные
договоры о распределении тех или иных
вопросов в совместных предметах ведения
между Федерацией и субъектами. Есть и
договоры трех субъектов: Федерации, более
крупного субъекта Федерации и небольшого
автономного округа, которым тоже являясь
по Конституции РФ “равноправным” субъектом
РФ входит в другой, более крупный субъект
(например, в Тюменскую область, Красноярский
край). В некоторых договорах отдельные
совместные предметы ведения целиком
передавались Федерации или субъекту,
что нарушает Конституцию РФ. В настоящее
время между РФ и многими субъектами подписаны
соглашения о прекращении действия таких
договоров, но некоторые субъекты РФ не
отказываются от них и даже закрепляют
в своих конституциях положение, что такие
договоры являются одной из основ отношений
Федерации и ее субъекта.
Федерация вправе вмешиваться
в управление субъекта, используя
право федерального принуждения.
За рубежом оно применяется, в
частности, при массовой коррупции
в органах субъекта федерации,
массовых беспорядках, при нарушениях
федеральной конституции и федеральных
законов, что причинило вредные
последствия. Это право предусмотрено
и в России. Применяя федеральное
принуждение (после установленных
судом фактов нарушений и после
предупреждений Президента РФ
о необходимости исправить нарушения
с установлением сроков для
этого) федеральный парламент вправе
своим законом распустить законодательный
орган субъекта РФ, а Президент
РФ вправе отрешить от должности
главу администрации субъекта
РФ.
Государственное управление
и территориальная автономия
Слово “автономия” (греч. autos
— сам, nomos — закон — “собственный закон”)
означает самоуправление, самостоятельное
решение собственных дел. Его часто применяют
для характеристики местного самоуправления
(оно автономно), существует национально-культурная
автономия, представляющая собой общественное
объединение людей, относящих себя к той
или иной территориально разрозненной
этнической группе. Есть и иные формы автономии
(например, у саамов в Финляндии, Швеции,
Норвегии, занимающихся оленеводством
и кочующих по территориям этих стран).Особое
положение в государстве занимает территориальная
автономия. Такая форма существует в унитарных
государствах и лишь иногда встречается
в составе отдельных субъектов федерации
(например, в индийском штате Ассам). Она
создается обычно в связи с этническими,
бытовыми, культурными и иными особенностями
населения, компактно проживающего в определенном
регионе (например, Шотландия в Великобритании,
Корсика во Франции, Гренландия в Дании,
Нахичевань в Азербайджане и т.д.). Различают
политическую и административную территориальную
автономию. Первая называется часто также
государственной или законодательной
автономией, хотя в единичных случаях
ей не предоставлено право издания местных
законов (в автономной Республике Крым
есть свой совет — Верховная Рада Крыма),
но законы издает только Верховная Рада
Украины). Названные выше автономии являются
политическими. Они почти всегда имеют
свой законодательный орган (местный парламент),
который вправе путем издания законов
регулировать обычно сравнительно узкий
круг местных вопросов (создание своей
администрации, сельское хозяйство, санитария
и гигиена, начальное образование, охота
и рыболовство и др.). Иногда политические
автономные образования имеют гораздо
более широкие права (например, Гренландия),
а Азорские острова (Португалия) вправе
участвовать во всех международных переговорах
Португалии, если они касаются островов.
В политической автономии есть губернатор
(используются и иные названия, например,
в Крыму — представитель Президента Украины),
назначаемый центром, обычно главой государства
(на практике кандидатуру обычно определяет
правительство). У него имеется небольшой
аппарат чиновников, но широких полномочий
назначаемый губернатор не имеет, управление
осуществляют органы, создаваемые местной
легислатурой. Обычно это постоянные комитеты,
отраслевые комиссии и др. (в Крыму — Совет
министров). Губернатор осуществляет контроль
за законностью деятельности легислатуры
и местных исполнительных органов автономии.
Он не должен вмешиваться, например, в
вопросы целесообразности решения тех
или иных местных вопросов (но иногда вмешивается,
например, на Аландских островах в Финляндии).
Своих судебных органов политическая
автономия не имеет, хотя допускаются
определенные особенности судебного процесса,
учет местных традиций, ведение судопроизводства
на местном языке.
Административная автономия
(два округа, населенные индейцами в Никарагуа,
округа гагаузов в Молдавии, автономные
районы, округа и уезды в Китае и т.д.) обладает
более узкой компетенцией в сфере управления.
У нее нет права издания местных законов,
местный представительный орган принимает
решения или постановления, обычно нет
назначаемого центром чиновника общей
компетенции (губернатора и др.). Государственное
управление, как правило, представлено
лишь делегатурами министерств. В Китае
в автономиях действуют “органы самоуправления”,
но на деле это органы государственной
власти (собрания народных представителей)
и органы государственного управления
(местные народные правительства). В соответствии
с социалистической доктриной, отрицающей
разделение властей и местное самоуправление,
они входят в единую систему государственной
власти.
Заключение
В своей работе я ознакомилась
с основными принципами устройства России,
как федерации, а также рассмотрела государственное
управление субъектов РФ.
Глава 3 Конституции РФ посвящена
федеративному устройству РФ, там рассматривается
как состав Российской Федерации, так
и разграничение предметов ведения федерации
и ее субъектов.
Исключительные полномочия
федеральных органов затрагивают далеко
не все сферы деятельности граждан и общественной
жизни. Но именно в этих сферах проявляется
суверенитет и территориальное верховенство
Российской Федерации, ее назначение обеспечивать
общие интересы многонационального населения
страны.
Конституция РФ дает преимущества
субъектам в том смысле, что законы, изданные
субъектами Федерации в пределах их исключительной
компетенции, имеют верховенство по отношению
к федеральному закону. Все договоры по
разграничению полномочий должны проходить
обязательную процедуру утверждения федеральным
законом.
Часто возникают проблема с
вопросами разделения предметов ведения,
но я считаю, что их можно избежать, если
четко следовать Конституции РФ.
Список используемой
литературы:
Нормативно-правовые
документы
Конституция Российской Федерации
от 12 декабря 1993года.
Научно-методическая
литература
ГОЛОВАНОВ В.И. Основы системы государственного
и муниципального управления / Учебное
пособие. М.: Издательский дом Международного
университета в Москве, 2012.
Некрасов С. И., «Конституционное право РФ», Конспект лекций, 2008
Чиркин В.Е., Государственное и муниципальное управление, М.: Юристъ, 2003. — 320 с.