Романо-германской правовой семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Правовая карта мира включает в себя множество национальных правовых систем, каждая из которых интегрирует всю правовую действительность конкретного государства (доктрину, структуру, источники, ведущие институты и отрасли, традиции, правосознание, правопорядок, правовую культуру и т.п.). Категория "правовая семья" служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, сходство является результатом их конкретно-исторического и логического развития.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Истоки романо-германской правовой семьи …………………...…………...4
2. Периоды развития романо-германской правовой семьи…..……………......6
3. Правовые системы Германии и Франции…………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………22
Список используемой литературы…………………………………………..…23
Приложение 1……………………………………………………………………24
Приложение 2……………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

романо-германская.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

В соответствии со ст. 34 Конституции  парламент правомочен принимать  лишь те законы, которые касаются: гражданских  прав и основных гарантий, предоставленных гражданам для пользования публичными свободами; обязанностей, накладываемых национальной обороной лично на граждан и на их имущество; гражданства, состояния и правоспособности лиц, семейных отношений, наследования и дарения; определения преступлений и правонарушений, а также налагаемых за них наказаний; уголовного судопроизводства; амнистии; создания новых судебных установлений и статуса судей; распределения ставок, налогов и условий покрытия всякого рода налогов; порядка выпуска денег.

Законом устанавливаются  также правила, касающиеся порядка  выборов в центральные и местные  органы государственной власти; основных гарантий прав государственных служащих и военнослужащих; национализации предприятий  и перевода их из государственного сектора в частный.

Согласно Конституции  законом определяются и закрепляются, кроме того, основные принципы общей  организации национальной обороны; управления местных административных единиц, их компетенции и распределения  доходов; образования; режима собственности; вещных прав, а также гражданских и торговых обязательств; трудового и профсоюзного права, а также социального обеспечения.

Подразделяя существующие законы на виды, Конституция Франции  предусматривает, в частности, что: а) финансовые законы определяют доходы и расходы государства; б) программные законы закрепляют цели экономической и социальной деятельности государства; в) органические законы определяют порядок деятельности парламента, включая число членов каждой из его палат, условия и порядок их избрания, а также «условия замещения вакантных мест депутатов или сенаторов вплоть до полного или частичного обновления соответствующей палаты» (ст. 25). Органическим законом могут уточняться и дополняться положения, содержащиеся в ст. 34 Конституции, а также положения некоторых других статей, касающиеся Конституционного Советами др.

Таким образом, устанавливая классификацию соответствующих  законов и определяя конкретные сферы приложения каждого из них, Конституция Франции тем самым  достаточно четко очерчивает сферу законодательной деятельности парламента, ограничивая ее кругом определенных вопросов, и в то же время открывает никак не очерченные в конституционном порядке широкие возможности правового регулирования с помощью актов, издаваемых исполнительными и иными государственными органами. Все вопросы, не входящие в область законодательства, говорится в связи с этим в п. 1 ст. 37 Конституции, «решаются в административном порядке» соответствующими нормативно-правовыми актами.

Среди такого рода актов  весьма значительную роль выполняют ордонансы. Они являются актами Совета министров – правительства Франции, издаваемыми с разрешения парламента и после дачи заключения Государственным Советом – особым государственным органом. Ордонансы регулируют отношения, обычно регулируемые законом. В течение определенного срока они утверждаются парламентом, после чего приобретают силу закона. Их изменение или отмена возможны лишь другим законом. Юридическую силу ордонансы приобретают согласно Конституции сразу же после их опубликования, но теряют силу, если законопроект об их утверждении не внесен в парламент «до истечения срока, указанного законом, разрешившим их издание» (п. 2 ст. 38).

Ордонансы – акты делегированного  законодательства. Сразу же после  принятия Конституции данные акты рассматривались скорее как исключительные меры, принимаемые при всякого рода социальных и иных потрясениях, при чрезвычайных обстоятельствах. Позднее они стали широко использоваться как обычные меры управления страной. Широкое применение ордонансов вызвало тенденцию постепенного размывания границ между актами парламента и актами правительственных органов.

Важное место в системе  источников права Франции наряду с законами и ордонансами занимают правительственные декреты. Некоторые  из них могут быть приняты непосредственно самим правительством, однако только после заключения Конституционного Совета – органа конституционного контроля, одной из функций которого является решение вопроса о конституционности или неконституционности принимаемых актов. Некоторые же декреты издаются президентом страны без предварительных обсуждений в правительстве и без каких бы то ни было заключений.

Регулятивная роль декретов в значительной мере дополняется  соответствующей ролью нормативных  актов (постановлений, инструкций, циркуляров, уведомлений), издаваемых другими исполнительно-распорядительными органами.

Среди источников французского права следует обратить внимание на правовые обычаи, имеющие определенное значение, особенно в области торговли, и на судебную практику. Согласно существующей во Франции доктрине судебные решения, хотя они и не относятся к первичным или основным источникам права, в практической жизни страны, в повседневном регулировании общественных отношений играют далеко не последнюю роль. В особенности это касается решений Кассационного суда, которые нередко служат общим ориентиром для судебной практики. Это, как правило, случается тогда, когда по обсуждаемым и решаемым вопросам имеются пробелы в законодательстве.

 

Заключение

  

         Обобщая изложенный материал, можно заключить следующее, что романо-германская правовая система сформировалась в континентальной Европе, которая и сейчас является ее главным центром. Данная система тесно связана с правом Древнего Рима, так как представляет собой результат рецепции норм римского права странами Европы.

Романо-германская система  права существует во Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Дании, Испании, Исландии, Италии, Португалии, Норвегии, Люксембурге, Монако, Швеции, Швейцарии, Финляндии. Все восточно-европейские (бывшие социалистические) страны вновь возвращаются к этой системе. Ее с полным основанием можно называть ныне системой (или семьей) континентального права: она охватывает все страны европейского континента за исключением Англии и Ирландии. Данная семья права последовательно распространяет свое влияние на испанско-язычные государства Америки (Латинскую Америку).

Романо-германская правовая система - величественное здание,  воздвигнутое европейской  наукой - стремится показать  юристам цели   их  деятельности,   словарь  и  методы, ориентировать  их в поисках справедливых решений. Эти характерные  черты  романо-германской  правовой  системы особенно  интересно отметить в наше  время, когда вновь стали говорить о Европе  и о европейском праве. Романо-германская правовая система  объединила  народы Европы, уважая при этом и существующие между  ними различия, без которых Европа  не была бы тем, чем она является, и той, какой мы хотим ее видеть.12

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Алексеев С.С. "Государство и право" Нальный курс. М., 1996.

2. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2006.

3.       Лазарев Б.М. Что такое правовое государство. М., 1990.

4.        Льоренте Х.А. Критическая история испанской инквизиции. Т. 1. М, 1936.

5.        Марченко М.Н. Проблемы Теории Государства И Права. М.: Юристъ, 2001.

6.       Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник Издательство: Норма, 2001.

7.       Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2006 -. С. 14.

2 См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2006 -. С. 71 .

3 См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2006 -. С. 15.

4 См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2006 -. С. 16.

5 См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2006 -. С. 17.

6 См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2006 -. С. 18.

7 См.: Льоренте Хуан-Антонио. Критическая история испанской инквизиции. Т. 1. М, 1936. С. V-XV.

8  См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2006 -. С. 27.

9 См.: Ф. М. Решетников Название: Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник Издательство: Норма 2001. С. 48-49.

10 См.: Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981. С. 19–20.

11 См.: Ф. М. Решетников Название: Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник Издательство: Норма 2001. С. 200-203

12 См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2006. С. 19.




Информация о работе Романо-германской правовой семьи