Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:21, курсовая работа
цель – анализ правовой нормы, а также изучение механизма её реализации, - потребовала формулирования следующих задач:
Изучить и обобщить имеющиеся научные материалы, документы, российские источники по исследуемой теме;
Более подробно рассмотреть существующие государственные механизмы защиты свободы выражения мнения, дать оценку их действия;
Выработать практические рекомендации по совершенствованию российского законодательства.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1.Дефиниция «реализации права» в юридической науке………5
Общая характеристика реализации права………………………….....5
Формы реализации правовых норм…………………………………....8
Глава 2. Применение права, как особая форма его реализации……...11
2.1 Общая характеристика стадий применения права……………………..11
2.2 Акты применения права : понятие, виды, особенности………............14
Заключение…………………………………………………………………..17
Библиографический список………………………………………………19
Эти формы реализации правовых
норм тесно взаимосвязаны и
дополняют друг друга Например,
руководитель предприятия,
В реальной жизни не всегда три формы реализации права оказываются достаточными для полного осуществления правовых норм. В определённых случаях в процессе реализации права требуется вмешательство компетентных органов государственной власти и возникает необходимость в применении правовых норм как особой формы реализации права.
Применение права – особая
форма реализации права,
Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.
Во-первых, по своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь.
Во-вторых, правоприменение
Глава 2. Применение права, как особая его форма реализации
2.1 Общая характеристика стадий применения права
Применение права протекает в
установленной процессуальной
Стадиями применения норм права являются:
1. Установление
и анализ фактических
2.Выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению. Здесь важно знать, где искать требуемую правовую норму. Иногда в эту стадию включают установление подлинности текста правовой нормы, то есть выяснение вопросов – имеется ли такая норма, действует ли она, опубликовалась ли она в официальном органе издания, а не в каком-либо второстепенном (сборнике, учебнике и т.п.);
3.Уяснение смысла и содержания применяемой нормы (толкование правовой нормы);
4.Принятие решения по делу (вынесение правоприменительного акта): издание приказа, принятие судебного решения, вынесение приговора и т.п.;
5.Реализация акта применения нормы права, те есть его фактическое исполнение (Конфискация имущества, отбывание наказания по приговору суда и т.п.).1
На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины по делу. Для этого по закону необходимо совершить целый ряд процессуальных действий (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это нужно, экспертизы, фотосъемка и т.д.). Важно установить мотивы преступления, выяснить причины, способствовавшие его совершению. Поиск истины - труднейшая задача, особенно по сложным преступлениям, подготовленным и совершенным профессионалами (например, заказные убийства, дела о коррупции, грабежах, разбоях, хищениях, рэкете). При этом истина должна быть абсолютной, а не относительной, по крайней мере к этому надо стремиться.
На второй стадии - при выборе нормы - дается юридическая квалификация современным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо, к примеру, решить, какое преступление совершено - умышленное или неосторожное; если установлен умысел, то какой - прямой или косвенный (эвентуальный). Неосторожность тоже бывает двух видов самонадеянность (легкомыслие) или небрежность. В зависимости от этого избираются разные нормы или их части. Все это представляет собой логическую операцию подведения конкретной ситуации под надлежащую норму закона.
Данная стадия требует не меньшей ответственности и внимательности, чем первая. Квалификация должна быть точной, адекватной и бесспорной. Ошибки здесь крайне нежелательны, ибо это отражается на судьбе обвиняемого (тяжесть содеянного, разные санкции, сроки и вид наказания и т.д.). Фактически здесь речь идет об установлении полного состава правонарушения, иными словами, юридической основы дела. Отсутствие хотя бы одного признака состава преступления влечет за собой прекращение уголовного преследования.
Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, пробелов, расхождений. Необходимо убедиться, не отменена ли данная норма или не отпали ли те условия, на которые она была рассчитана.
На четвертой стадии в результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).
Пятая стадия, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения. Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс.
В целом применение правовых норм должно быть справедливым законным, обоснованным, своевременным и гласным. Только в таком единстве оно может быть эффективным, достигать своих целей, приносить пользу. Древнеримский мыслитель, политический деятель, оратор и писатель М.Т Цицерон считал, что судья - это говорящий закон, а закон -- немой судья. Поэтому важно, чтобы закон и суд не расходились, а дополняли друг друга.
Правоприменение – не форма «правотворчества», а особая форма правореализации. Поэтому оно должно завершаться не принятием решения, а его осуществлением, претворением в жизнь.1
Уважение к правовым нормам невозможно поддерживать без применения, а в случае необходимости, прямого принуждения против противодействующих элементов.2
2.2 Акты применения норм права: понятие, виды, особенности
Применение права, являясь особой формой правореализации, отличается от всех других форм своим правовым результатом – правоприменительным актом. Акты применения права издаются всеми государственными органами и должностными лицами в процессе непосредственной реализации властных полномочий.
Акты применения права характеризуются специфическими признаками:
На основе данных признаков можно сформулировать определение актов применения права.
Акт применения права – официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, имеющее государственно-властный характер, направленное на регулирование конкретных общественных отношений.1
Классификация актов применения права проводятся по нескольким критериям.
1.Акты главы государства – Президент Российской Федерации;
2.Акты органов законодательной власти – постановления Совета Федерации и Государственной Думы;
3.Акты органов исполнительной власти – акты Правительства РФ, федеральных министерств и иных центральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
4.Акты правосудия – приговоры, решения, постановления;
5.Прокурорские акты – постановления, протесты, представления прокуроров;
6.Акты контрольно - надзорных органов – Счётной палаты и других органов.
1.Акты-документы.
Они имеют письменную форму, оформлены строго в определённом порядке. Акты-документы имеют различную структуру. В юридической науке и практике выделены основные элементы структуры письменных актов, что позволяет их классифицировать на следующие виды: 1) акты, содержащие все четыре структурных элемента – вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную части (приговор или решения суда); 2) акты, состоящие из вводной, описательной и резолютивной частей – следственные и административные протоколы; 3) акты, содержащие вводную и резолютивную части-разрешения, лицензии. Письменные акты правоприменения имеют различные правовые формы – указы, распоряжения, приказы, приговоры, решения;
2.Устные акты. Они применяются в процессе оперативного руководства деятельностью государственных органов (приказы, распоряжения), а также при действии режима чрезвычайного и военного положения, в других чрезвычайных ситуациях;1
3.Конклюдентные акты. Они представляют собой действия, которые совершаются посредством определённых жестов. Например, жесты регулировщика, регламентирующих порядок движения транспорта и пешеходов.
1.Акты, вступающие в силу немедленно. Акты оперативного руководства деятельностью государственного органа вступают в силу немедленно;
2.Акты, вступающие в силу в установленный законом срок.
3.Акты, вступающие в силу с даты, указанной в самом акте.
Таким образом, реализация норм права - общецивилизованная основа и суть правопорядка. Право выступает в качестве высшей социальной ценности, но лишь тогда, когда его принципы и нормы воплощаются в жизнь, реализуются в действиях социального общения. В правовом обществе народ с одной стороны и государство с другой принимают на себя обязательства следовать праву.
В цивилизованном обществе принимая новый закон, законодатель обязан проследить его соответствие конституции и всем ранее принятым законам, более того, законодатель должен следовать не только собственным, но и федеральным законам, а так же законам всех субъектов федерации. Во всяком случае, он реализует их в форме соблюдения. Право способно непосредственно воздействовать на поведение людей, но это будет идейно-мотивационное воздействие. Реализующее действие права в полной мере проявляется там, где право нашло свое позитивное выражение.
Право создается для того, чтобы быть реализованным в поведении,
деятельности людей, чтобы воплотиться в жизнь. Без воплощения правовых предписаний в жизнь нормы права мертвы, иначе говоря, они теряют свое социальное назначение.
Особенно важным становится применение
права в нашу сложную
эпоху кризисов и реформ,
так как только государство
в состоянии обеспечить
оптимальное и эффективное
Целью применения права является удовлетворение потребностей и
интересов всего общества, а так как потребности людей постоянно меняются в соответствии с изменчивыми условиями жизни, то и правоприменители должны в своей деятельности учитывать все то, новое что необходимо для результативного регулирования различных сфер общественной жизни.
Проблема реализации норм права остаётся сложной в практическом и теоретическом отношении. Достаточно сказать, что в правовых нормах нет идеального воспроизведения существующих общественных отношений в полном объёме, и что направленность нормативного суждения состоит в определении способа воздействия на них.
В правовом демократическом