Реализации норм права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 07:37, реферат

Краткое описание

Объектом настоящего исследования являются теория реализации права.
Предметом исследования выступает изучение того, что представляют собой различные формы реализации права.
Право в любой его интерпретации - сложное, многогранное явление.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Понятие и формы реализации норм права ………………………6
1.1.Понятие реализации права…………………………………………………..6
1.2.Формы реализации права……………………………………………………8
Глава 2. Применение права …………………………………………………..10
2.1.Специфика правоприменительной деятельности…………………………10
2.2 Юридический механизм реализации права………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………...18
Библиография……………………………

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА .docx

— 39.66 Кб (Скачать)

       Цель правоприменения- обеспечить  нормальный ход  правореализации, т.е. оказать юридическое содействие гражданам в реализации их прав и обязанностей.

       Под самим правоприменением понимается осуществляемая  в установленных законом специально – юридическая деятельность компетентных государственных  органов, должностных лиц, органов местного  самоуправления по созданию  новых юридических фактов, предоставлению  субъективных прав и возложению  юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий  

     Особенности применения права проявляются в  следующем:

     1. Применение права — это властная  деятельность органов государства,  их должностных лиц и иных  уполномоченных субъектов. Данный признак указывает на два обстоятельства: во-первых, субъектами применения права выступают преимущественно (или исключительно) государственные органы и их должностные лица, а в ряде случаев и общественные объединения граждан; во-вторых, применение права носит властный характер. Это означает, что правоприменительные органы наделяются государственно-властными полномочиями, их решения обязательны для всех, кому они адресованы, обеспечиваются принудительной силой. Властность — существенный отличительный признак применения права.

     Властный  характер правоприменительных органов  следует отличать от так называемых властных действий гражданских объединений. Это — реализация права на выдвижение кандидатов в депутаты, участие в референдуме и др. Властный характер подобных акций граждан безусловен.

     Решение, принятое, скажем, гражданами по месту  жительства о выдвижении конкретных лиц кандидатами в депутаты, подлежит (при отсутствии нарушений закона) безусловному осуществлению специальными органами, указанными в Законе о  выборах. Решение о выдвижении кандидата, принятое населением, подлежит последующему утверждению (скажем, окружной избирательной  комиссией), но это не меняет дела. Подобное имеет место при совершении односторонних  сделок, осуществлении права на забастовку и др.

     Однако  природа властных действий граждан  в отличие от правоприменительной  деятельности иная. Если граждане преследуют собственные интересы, то правоприменитель действует исключительно для  того, чтобы обеспечить (удовлетворить) интересы граждан, их объединений. Иного (чем этот публичный) интереса у правоприменителя нет. Из этого вытекает, что властный характер применения права определяется тем, что правоприменение призвано обеспечить, гарантировать права  и интересы граждан, властно подтверждая  наличие у них субъективных прав, способствуя их реализации либо устраняя препятствия к их реализации и  в этой связи, защищая эти права  либо восстанавливая их вследствие нарушения. Различны средства, механизмы осуществления  такого рода действий. Государство  наделяет правоприменителя такими юридическими средствами, которые позволяют ему  довести принятое решение до логического  завершения. Так, при невыполнении решения суда должностные лица, оказывающие этому препятствие, несут установленную законом ответственность, налагаемую этим же судом. Граждане же в случае невыполнения распоряжения такой возможностью не обладают.

     2. Главная отличительная особенность  применения права заключается  в том, что оно носит организующий  характер, совершается в интересах других лиц и направлено на обеспечение нормального хода правового регулирования поведения граждан и организаций.

     Назначение  правоприменения, как это вытекает из сказанного, сводится к тому, что  оно выступает вслед за правом (общим правовым регулированием) средством  индивидуальной правовой регуляции  поведения. Властные правоприменительные  действия, вклиниваясь в механизм правового регулирования, конкретизировано подкрепляют властность юридических  норм, индивидуально регулируют общественные отношения и тем самым обеспечивают достижение целей правового регулирования" (Н. Н. Вопленко). Наверное, поэтому С. С. Алексеев утверждал, что применение права есть нечто большее, чем  это вытекает из самого термина. Оно  означает собой властную индивидуально  — правовую деятельность, целью  которой является организация нормального  процесса действия права, принятие актов, необходимых для обеспечения  общего нормативно-юридического регулирования  общественных отношений, обеспечения  поведения участников этих отношений  сообразно правовым предписаниям.

     Выступая  в качестве средства индивидуально  — правового регулирования, применение права служит тем основанием (юридическим  фактом), с которым нормы права  связывают возникновение (изменение, прекращение) правоотношений между  гражданами, организациями, объединениями  граждан и государством. Необходимость  в правоприменении возникает  всякий раз, когда без организующих действий государственных органов  такие правоотношения не могут возникнуть.

     Правоприменение таким образом выполняет функцию  индивидуального или казуального (т.е. ненормативного) регулирования. Без  такого индивидуального регулятора в целом ряде случаев не могут  быть достигнуты цели и задачи общего нормативного регулирования, а значит, не могут быть реализованы вытекающие из закона права и обязанности  граждан. Правоприменение обеспечивает, обслуживает реализацию права, и  в этом видится его основное предназначение в механизме действия права.

     3. Применение права носит индивидуально  — правовой характер. Правоприменение есть конкретизация права применительно к конкретному случаю, есть подведение частного случая, факта под общую норму права. Правоприменение в этом смысле выступает своего рода проводником перевода общих нормативных требований закона в фактическое поведение субъектов в тех случаях, когда субъекты по каким — либо причинам не могут (или не хотят) осуществить предоставленные им законом субъективные права и юридические обязанности. Правоприменение связывает общую абстрактную норму права с персонально определенным субъектом, конкретно определенными фактами и обстоятельствами, благодаря чему закон получает мощный импульс к реализации.

     4. Применение права осуществляется в пределах, предусмотренных законом, и соответствующих ему процессуальных формах.

     Применение  права имеет четко очерченные законом сферы распространения. Как вид государственной деятельности правоприменение может иметь  место только в тех случаях, которые  прямо оговорены законом. Это  исключает произвольное, по своему усмотрению, "вклинивание" применения права в процесс реализации права. На практике подобное имеет довольно широкое распространение и всегда связано с ущемлением прав и законных интересов граждан и их объединений.

     Процедурный порядок правоприменения подчинен тому, чтобы исключить произвол правоприменителя, побудить его действовать исключительно  в интересах обеспечения прав и свобод граждан. Придание правоприменительной  деятельности специфической юридической формы имеет важное значение. Так, правоприменительная деятельность судебных органов может осуществляться только в форме правосудия, а в зависимости от рассматриваемых дел — в форме гражданского, уголовного, административного и конституционного судопроизводства. Вообще юридическая деятельность невозможна без такого рода процессуальных форм. Сказанное распространяется на все иные виды применения права. Применение права — это властно-организующая деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных случаях реализацию юридических норм.

     5. Применение права всегда связано с вынесением специального решения (акта применения), которое осуществляется  в определенной проссецуальной  форме, установленной законодательством (выдача ордера на жилплощадь, удостоверения на право собственности на земельный участок и др.).

     6. Правоприменение всегда носит  подзаконный (поднормативный) характер, так как осуществляется на  основе действующего законодательства  и в его пределах.

     Реализация  права  в форме правоприменения  возможна   при  наличии определенных  обстоятельств, установленных законом.

     К  числу  такого рода обстоятельств  и условий относятся:

     -совершение  правонарушения, влекущего применение  к правонарушителю определенной  меры наказания или воздействия,  что может сделать только  субъект,  имеющий  на то соответствующие  полномочия;

     -правоприменительный  акт, без которого, без которого  не может  соответствующее  правоотношение (нотариальное удостоверение акта купли -продажи земельного участка, жилого дома, автомашины и др.);

     - обязательный контроль со стороны  государства за определенными  правоотношениями ввиду важности  возникающих последствий, например  государственная регистрация;

     - регулирование взаимоотношений  в государственных органах, например  назначение  на  определенную  должность, снятие  с должности;

     - ненадлежащие исполнение полномочий  или  обязанностей или  наличие  препятствий для их реализации;

     Возникновение спора о праве, когда  стороны  не могут прийти  к соглашению;

     -необходимость  официального установления наличия(  отсутствия) конкретных фактов и  квалификации их в качестве  юридически значимых, например восстановлении  прав по утраченным денежным  документам на предъявителя, установление  лица безвестно отсутствующим.

     Выделяют  два вида правоприменительной деятельности - оперативно-исполнительную и правоохранительную.  Оперативно-исполнительная деятельность  имеет своей направленностью, как правило, реализацию собственных полномочий(предоставление визы, регистрация  брака органами загса, прием на работу администрацией учреждений, предприятий и др.). Это основной  вид организации исполнения велений права.

     Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от правонарушений, в том числе на контроль за соответствием деятельности субъектов юридическим предписаниям, на применение государственного принуждения к правонарушителям.

    2.2 Юридический механизм реализации права

    Термин  « механизм» в юриспруденции означает внутреннее устройство системы,  совокупность процессов и состояний, из которых складывается  какое-либо явление.

    В механизме  реализации права можно  выделить следующие  элементы:

    1.Нормы  права как исходный , базовый элемент;

    2.Юридические  факты, служащие основанием для  приведения механизма реализации  права в действие;

    3.Правомерная  деятельность субъектов  права;

    4.Гарантия  осуществления права;

    5.Специальные  юридические процедуры  реализации  права;

    6. Система защиты и охраны, среди  которых  ключевое место отводится  юридической ответственности правонарушителей.

    Основное  назначение механизма реализации права - перевод  юридических предписаний  как  общей модели поведения в  конкретные поступки, в том числе  реализацию субъективных  прав. Цель  механизма реализации права – наиболее эффективное  претворение права  в жизнь.

    Эффективность действия механизма реализации права зависит от ряда  условий. Во-первых от совершенства действующего  законодательства, в том числе снабжения его механизмом исполнения законов и других нормативных правовых   актов; во вторых, эффективности действия  системы правовой охраны и защиты  права; в третьих,  от  реальности гарантий  права, законности  и правопорядка в стране; в четвертых; от  состояния правовой  культуры  общества и отдельных индивидов, способных воздействовать на процесс реализации права; в пятых от использования способов реализации права.

      В практике   известны  несколько   способов или средств, которые  понуждают к реализации норм  права. Наиболее эффективный способ -добровольное  повиновение для  реализации права. Это возможно  в двух случаях:1. Когда  удается   добиться соответствия между государственной волей, закрепленной в нормах права, и волей субъектов реализации права;

2.Когда   создается   заинтересованность участников  общественных отношений в реализации, принадлежащих им прав.

      Особенно  важно создание заинтересованности субъекта в защите своих прав. Существуют следующие главные формы защиты субъективных прав:

1.Государственная  (судебная, административная, прокурорская);

2.Негосударственная  (нотариальная, органами местного  самоуправления);

3.Междунароодная  защита;

4.Самозащита.

 Для  обеспечения процесса реализации  права используется политические, идеологические  и иные средства. 

        
 

                      Заключение

    Итак, мы рассмотрели  вопросы реализация права,  а наиболее детально понятие и формы реализация права.

    Из  всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы:

    1.Порожденное общественными отношениями право в тех же отношениях должно найти свое осуществление. Сказанное относится к нормам законодательства, поскольку они представляют собой возможность, которая подлежит превращению в действительность. Без выполнения правовых предписаний в жизнь, нормы теряют свое социальное значение. Реализация права – это процесс, процедура претворения правовых норм в общественную практику.

Информация о работе Реализации норм права