Разделение властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является всестороннее исследование " теории разделения властей", как теории и принципа.
Для того, чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо структурировать материал по теме в соответствии с основными задачами предпринимаемого исследования:
1) Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории о разделении властей;
2) Изучить развитие принципа разделения властей в современной Российской государственно-правовой действительности.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

          Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки правительства.

     Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.). Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование Вооруженных сил. 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РФ 

       Парламент Российской Федерации  — Федеральное собрание —  состоит из двух палат. Это  Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, "в который входит по два представителя от каждого субъекта Российской  Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской  Федерации".4 Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

     Государственная Дума единственный законодательный  орган страны. Депутаты Государственной  Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение  всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган.

     В ст. 102 и 103 Конституции перечислены  основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях  проявляется принцип сдержек  и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.

     Федеральное Собрание рассматривает все вопросы  связанные с основной экономической  деятельностью правительства: федеральный бюджет;  федеральный сбор налогов и т.д.

     Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного  усиления  исполнительной власти и  Президента.

ИCПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РФ 

     "Исполнительную  власть Российской Федерации  осуществляет Правительство Российской Федерации", — гласит ст.110 п.1 Конституции РФ.

     Председатель  Правительства РФ назначается Президентом  России с согласия Думы. Этот принцип  является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при  назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры  Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

     Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции РФ перечисляет полномочия Правительства.

     Правительством  Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и  экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

     Механизм  парламентской ответственности  Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном  законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности — обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.

     Под функциями исполнительной власти следует  определить ведущее направление  в деятельности органов исполнительной власти, в которых выражается целевая нагрузка данной ветви государственной власти и с ними напрямую связан предоставляемый органом исполнительной власти объем государственных полномочий. Иначе говоря, под функциями понимают и цели, которые ставит государство перед исполнительной властью, и основные направления ее деятельности, а также правовые средства, которые применяются для достижения поставленных целей.

     Каждая  функция исполнительной власти имеет  свою сферу деятельности и осуществляется соответствующими методами. Функции отражают содержание деятельности исполнительной власти и во многом характеризуют ее сущность.

     Структурная сложность и особенности исполнительной ветви власти таковы, что тщательный ее анализ приводит к выводу о двух уровнях ее функций - первом и втором.

     Первый  уровень функций исполнительной власти охватывает те функции, которые  имеют глобальные значения для жизни  общества. Необходимо подчеркнуть в связи с этим, что исполнительная власть гораздо полнее, чем законодательная, представляет единство, сущность, функциональную направленность государства, а потому основное назначение государства - охранять внутренний и внешний мир общества, обеспечивать его благосостояние - рельефно и содержательно воплощается в ее функциях.

     Каждая  из функций определяется объектом управления и способом воздействия на него органов  исполнительной власти.

     Вторая  важнейшая функция исполнительной власти - управленческая, представляющая собой деятельность "публичных служб"  по руководству экономикой, финансами, культурой, образованием, здравоохранением, обороной, внутренними и внешними делами государства. Так, статья 21 Закона Российской Федерации "О Совете Министров - Правительства РФ" от 22 декабря 1992 года достаточно выразительно подчеркивает организационно - управленческий аспект в деятельности высшего федерального органа исполнительной власти. Правительство РФ объединяет, направляет и координирует работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных ему органов исполнительной власти.

Судебная  власть РФ

 

     По  Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными  органами являются Верховный суд  РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный  Суд.

     Конституционный суд РФ, который состоит из 19 судей и разрешает дела о соответствии Конституции РФ (ст.125 ч.2)

     В правовом государстве судебная власть должна быть важным гарантом прав и  свобод, конституционного строя. Центральное  место здесь занимает, конечно  же, Конституционный Суд, который  призван осуществлять конституционный контроль.

     Верховный суд является высшим судебным органом  по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126).

     Высший  Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических  споров (ст. 127).

     Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции  издаваемых нормативных актах, заключаемых  международных договоров. Также  Конституционный Суд решает споры  между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).

     Принцип разделения  властей в сегодняшней  России признан, конституционно закреплен  и в той или иной мере применяется  в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов — одна из важных задач России. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Принцип разделения властей воплощен  в Российской Федерации в ходе  радикальных демократических реформ.                                                                    

          Главное содержание этого принципа состоит в том, что только при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными органами может быть установлен демократический режим правления. Как известно, существуют  три основные функции государственной власти- законодательная, исполнительная и судебная, поэтому каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами государства.

           Необходимо особо отметить, что  сама государственная власть  едина, ее единственным источником  в Российской Федерации является  многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе полномочия по осуществлению суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций и ответственности между различными государственными органами.

            Конституционный принцип, в соответствии с которым "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную исполнительную и судебную ", предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти.

            В пределах своей компетенции по осуществлению указанных функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать. Таким образом, каждая ветвь следит за тем , чтобы другая не превышала пределы отведенных ей полномочий. Такая "система сдержек и противовесов" применяется в той или иной мере в большинстве демократических государств.

     Таковы  основные изменения (дополнения) которые  претерпела концепция разделения властей  за более чем двухсотлетнюю историю  своего существования, эта теория нашла очень широкое применение в государственно-правовой практике многих стран. Каковы же результаты? Прежде всего, теория разделения властей явилась одним из основных гарантов прав и свобод человека, именно в тех странах, где реализация данной концепции имеет наиболее прочные традиции, демократические принципы нашли самое широкое применение. Второе преимущество государственной системы, основанной на принципе разделении властей - это относительная стабильность внутриполитического положения государства, потому что разделение властей позволяет выходить из критических ситуаций на основе норм конституции, посредством консенсуса социальных сил.  Вообще, сейчас трудно судить о результатах применения теории разделения властей в России на практике, потому что применение этого принципа невозможно отделить от других тенденций в развитии государств: стремление к демократии, созданию гражданского общества и правового государства. Поэтому некоторые перечисленные мной "результаты применения теории разделения властей" относятся, скорее, к результатам применения всех новых, прогрессивных государственно-правовых концепций, органично взаимосвязанных друг с другом. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиография 

Нормативно-правовые акты: 

1. Конституция  Российской Федерации- М., "Юридическая литература", 1993г.

2. Федеральный  конституционный закон "О Конституционном  Суде Российской Федерации".

3. ФЗ РФ "О  порядке формирования  Совета  Федерации Федерального собрания  Российской Федерации"

4. Указ "О функционировании  органов исполнительной власти в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации" от 27 сентября 1993 г.

5. Указ Президента  РФ "О Конституционном Суде  Российской Федерации" от 7 октября  1993 г. 

Список литературы: 

6. Бережнов  А.Г. Принцип разделения властей в контексте теории и практики советской и современной российской государственности // Разделение властей: история и современность / Отв. ред. М.Н. Марченко -М., 2002.

7. Бельский К.С. о функциях исполнительной власти // Государство и право, 2005. - №3. - С.17-18

8. Венгеров  А.Б. Теория государства и права.- М., 2009.

9. Жан-Жак  Руссо Трактаты. М.1969.

10. Кутафин  О.Е. Основы государства и права, -М., 2001.

11. Ш.  Монтескье Избранные произведения. -М.: 1955.

12. Чиркин  В. Е. Конституционное право  зарубежных стран. – М., 2004.

Информация о работе Разделение властей