Проблема общественной закономерности. Историческая необходимость и сознательная деятельность людей. Фатализм и волюнтаризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

Случайность и необходимость. Исторически категории необход-ть и случ-ть возникли как следствие размышления о ч-кой судьбе, божественном провидении, свободе воли, о предопределенности или стихийности всего ч-кого бытия. Освободились от такого этического толкования прежде всего с успехами науки, в частности теории вероятностей.

Файлы: 1 файл

Проблема общественной закономерности.docx

— 21.05 Кб (Скачать)

Проблема общественной закономерности. Историческая необходимость и сознательная деятельность людей. Фатализм и волюнтаризм.

Случайность и  необходимость. Исторически категории необход-ть и случ-ть возникли как следствие размышления о ч-кой судьбе, божественном провидении, свободе воли, о предопределенности или стихийности всего ч-кого бытия. Освободились от такого этического толкования прежде всего с успехами науки, в частности теории вероятностей.

Существовали разное понимание  необх-ти и случ-ти. Одни говорят "чему быть, того не миновать", т.е. в жизни все предопределено или судьбой (античность), или богом (христианство), или всей системой взаимодей-щих явлений. Другие считают, что все на свете – дело случая и нужно вверить ему свою судьбу. Так возникла ложная альтернатива - или в мире господствует случайность, или нет никакой случайности, только необходимость.

Что же такое случайность? Случайность (сл-ть) – это такой тип связи, к-рый обусловлен несущественными, внешними для данного явления причинами. Сл-ть – это субъективно неожиданные, объективно привходящие явления, то, что в данных условиях может быть, а может и не быть (м.б.).

Сл-ть. бывает внешней и внутренней. Внешняя сл-ть определяется внешними обстоятельствами, не вытекает из логики поступков или событий. Внутренние же сл-ти вытекают из самой природы объекта.

Выделяют сл-ти субъективные, связанные с наличием у ч-ка свободы воли, когда он совершает поступок вопреки объект-й необходимости, и сл-ти объективные.

Случайное - это возможное при соотв-щих условиях. Оно противостоит закономерному как необходимому при соотв-ших условиях.

Необходимость (необ-ть) – это закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью сущ условий их возникновения, существования и развития. Необ-ть м.б. внешней и внутренней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Необ-ть м.б. динамической и статистической.

Необ-ть и сл-ть выступают как соотносительные категории, в к-рых выражается ф-фское осмысление хар-ра взаимозависимости явлений. Необходимое прокладывает себе дорогу сквозь случайное. Сл-ти оказывают влияние на ход необ-го процесса. Более того, сл-ти в ходе развития могут превращаться в необходимость. Так законом-ные признаки одного биологического вида появились как случ-ное отклонение от признаков др. вида.

В истории общества в большей  мере, чем в природе, проявл-ся случай, ибо тут действуют люди, побуждаемые идеями, волей и страстями. Логика истории, действие в ней необ-ти как результирующая свобода деятельности множества людей была названа Гегелем хитростью истор. разума. В любом событии можно выделить существенное (необходимое) и  несущественное (случайное). За случайностью всегда скрывается  необходимость. Задача науки эту необходимость выявить.

Среди ф-фских вопросов, к-рые всегда находятся в центре внимания мыслителей, важное место занимает проблема свободы и сознательной деятельности людей. В ф-ких концепциях рассматривается свобода воли, совести, свобода действий, определения и др. Общий смысл этой проблемы связан с ответами на вопросы: может ли быть свободным ч-к, можно ли считать действие ч-ка рез-том его свободного выбора, какие пути ведут к свободе, свобода абсолютна или относительна? Сущ-ет несколько вариантов решения.

Первый из них связан с полным отрицанием свободы ч-ка. Любой поступок причинно обусловлен, а если поступок имеет причину, значит, ч-к не свободно определяет действие, а только подчиняется воздействию внешних обстоятельств. Подобная аргументация ведет к фатализму, признанию религиозного, мистического предопределения (рока) жизненного пути ч-ка, истории народов и гос-в. Все действия ч-ка жестко предопределены какой-то сверхъестественной силой (Богом, судьбой, абсолютным духом).

Второй вариант связан с противоположным пониманием свободы. Его сторонники считают ч-ка абсолютно свободным существом. Все поступки и действия, начиная с простейшего поведения и элементарной жизненной практики и заканчивая крупнейшити историческими событиями, решающими судьбы целых народов, зависят полностью от собственной воли людей. Это позиция так наз. волюнтаризма.

Третий вариант понимания свободы связан со стремлением преодолеть крайности вышеприведенных позиций. Жизнь ч-ка и общества направляется некой не зависящей от них силой, определяется объективными обстоятельствами, но ч-к в той или иной степени способен познать природу и хар-р внешних причин и воздействовать на них, изменять действительность в соответствии с личными представлениями и интересами. Тем самым признается относительных хар-р свободы (диалектика случайного и необходимого). Абсолютной свободы нет. Свобода существует, но есть и границы ее существования, т.е. условия и обстоятельства, к-рые становятся препятствием на пути реализации свободы.

Еще Спиноза писал о  том, что свобода есть познанная необходимость. Энгельс утверждал, что познание внешних причин и обстоятельств не является самой свободой, а представляет собой только необходимые условия для ее реализации. Свобода есть основанная на познании (но не тождественная ему) возможность принимать решения, возможность «заставлять» законы природы действовать с определенной целью, господство над ними и над внешней природой. Наконец, признаком действительной свободы явл-ся ответственная позиция ч-ка, к-рый осуществляет свой выбор на основе научных знаний о действительности.

Фатализм - мировозрение рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок, как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающую свободный выбор, случайности...

Волюнтаризм - Направление  социальной теории, рассматривающую  волю в качестве высшего принципа человеческой жизни...

я  фаталист  Считаю если мы должны умереть,мы умрём,и поэтому ничего не боюсь  Не боюсь машин,мчащихся на бешенной скорости,людей мутных,от которых неизвестно чего ждать приходится... Не боюсь темноты и нелюдных мест...Не боюсь пробовать чтото новое... Этот список бесконечный..... 

жизнь - то что будет, правильнее жить будущим, но я живу сегодняшним  моментом. Щас хорошо а что потом-наплевать. так что я тоже фаталист скорей всего

Я волюнтарист   :D считаю, что сам смогу построить свою жизнь так как мне это нужно, для этого нужна воля и упорство. Но и фатализм присутсвует, я не всегда задумываюсь, а что будет потом, живу настоящим, но иногда смотрю в будущее. Моё мнение мы сами должны строить свою судьбу и не надеятся,что потом что-то произойдёт, что всё уже решено,что нам отсаётся только ничего не делать и ждать своёй судьбы. Мы должны по мере возможности ею управлять и направлять в нужное русло

Макиавелли говорил, что  судьба влияет на поступки человека только на 50%. остальные 50% составляют собственные  решения. Таким образом, некоторые  события предопределены, другие же могут быть изменены. Каждый рождается  в определенном городе (судьба) у  определённых родителей (судьба), получает определённое образование, характерное  для данной страны (судьба), специальность (которую выбрал сам), работу (собственный  выбор), друзей (отчасти собственный  выбор, отчасти судьба) и т.п. 

скорее всего мне близко что-то среднее... безусловно человек  строит сам свою жизнь. но и от судьбы никуда не денишься. мне кажется начало и конец это судьба, а весь путь пройденный от начала до конца человек выбирает сам, как ему жить, и какую дорогу в жизни выбрать решает именно он! но придет к одному и тому же. почему? увы - судьба)) это моё мнение

Конечно, вариант всех более-менее  сложившихся людей - нечто среднее.  
Но я скажу одно - "на Бога надейся а сам не плошай". И еще - депрессия верный путь к регрессу. Представьте себе что бы было если бы все потихоньку впадали в депрессию?Так что миром правит позитив,а его ой как много на Земле=)  
Мы живем ради будущего настоящим. Фаталисты большинство подростков,к сожалению... Они строят светлые надежды, а в какой то прекрасный миг что-то может оборваться, и хрупкая психика не выдерживает...=(  
Мой вариант(привычный) - фатализм,т.е. строю радужные планы и радуюсь жизни(уже практически два года). Но,как и большинство взрослеющих,надеюсь сейчас начать работать над своим будущим.=) 


Информация о работе Проблема общественной закономерности. Историческая необходимость и сознательная деятельность людей. Фатализм и волюнтаризм