Причины, затрудняющие становление социального государства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:48, контрольная работа

Краткое описание

Суть социальной политики государства, поставившего перед собой задачу превратиться в социальное государство, состоит в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни населения, создании социальных предпосылок в формировании экономических стимулов развития производства. В социальном государстве задача реализации сильной, эффективной социальной политики выдвигается на первый план.

Цель работы – выявить проблемы становления социального государства в России.

Оглавление

Введение 3
1.Понятие «Социальное государство 4
2.Проблемы создания социального государства в России 6
Заключение 8
Список используемой литературы 10

Файлы: 1 файл

осг.doc

— 61.00 Кб (Скачать)

Причины, затрудняющие становление  социального государства в России

 

Содержание

 

Введение

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) – политическая система, в которой  каждому гражданину гарантирован достойный  уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т.д.

Социальное государство  – такое государство, в котором  государственная власть ограничивается правами человека и гражданина, а  установленный государственно-правовой порядок обеспечивает всеобщую свободу, формальное равенство и господство права.

Успешное функционирование социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой экономики, которая должна быть эффективной, социально  ориентированной, служащей интересам всех слоев общества.

Формирование социального государства  в России находится на самом раннем этапе.

Суть социальной политики государства, поставившего перед собой  задачу превратиться в социальное государство, состоит в обеспечении условий  для повышения благосостояния, уровня жизни населения, создании социальных предпосылок в формировании экономических стимулов развития производства. В социальном государстве задача реализации сильной, эффективной социальной политики выдвигается на первый план.

Цель работы – выявить  проблемы становления социального  государства в России.

 

1.Понятие «Социальное государство

Социальное государство  – это более высокая ступень  государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества.

Современное социальное государство - это институт, направленный на организацию нормальной жизни  и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов  всех населяющих его граждан и  народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри государства, так и за его пределами. Необходимо отметить, что государство не утрачивает полностью своих карательно-репрессивных функций, но применяет их лишь в крайнем случае, в отношении узкого круга лиц, нарушающих права и свободы граждан, а также против государств-агрессоров и деспотических режимов, нарушающих права и свободы собственных народов.

Принцип социального  государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ. Назначение социального  государства, согласно Конституции  РФ, состоит в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Смысл принципа социального государства состоит в том, что оно стремится к некоторому уравнению людей в их социальном положении за счет перераспределения государственных доходов (прежде всего, поступлений от налогов), сглаживанию негативного эффекта от имеющегося в обществе социального расслоения.

Основные конституционные  характеристики данного принципа:

1) цели государственной  социальной политики - обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Достойная жизнь - такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи. Свободное развитие - основанная на всеобщем равенстве возможность своими силами занять определенное место в обществе: получить образование, профессию, иметь возможность получать достойный заработок, соответствующий выполняемой работе, возможность содержать семью, возможность знакомиться с культурными ценностями и многое другое;

2) основные направления  государственной социальной политики  Конституция РФ также относит  к основам конституционного строя.  Это: 

    • охрана труда и здоровья людей;
    • установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
    • обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
    • развитие системы социальных служб;
    • установление государственных пенсий, пособий;
    • иные гарантии социальной защиты;

 

   3) реальность существования социального государства напрямую зависит от его материальных возможностей создания условий для осуществления провозглашенных целей обеспечения достойной жизни и свободного развития.

Государство, постоянно  находящееся в нестабильной экономической и политической обстановке, не может обеспечить и гарантировать принцип социальной государственности. Поэтому закрепленная в российской Конституции констатация того, что Российская Федерация - социальное государство, остается пока всего лишь фикцией и ее надо рассматривать как цель, программную установку, к которой должно стремиться наше государство.

 

2.Проблемы создания социального государства в России

В Российской Федерации отсутствует эффективная система защиты человека от произвола государства. Граждане России не всегда могут защитить свои права, отстоять свои законные интересы. До сих пор многие государственные и муниципальные органы власти ещё не могут привыкнуть к тому, что не только граждане, но и власть ограничена правом. Не адаптировались к новой обстановке, складывающейся в России и многие граждане, которые не знают, как отстаивать свои права, к кому обращаться в тех или иных ситуациях, а государственные и муниципальные органы не оказывают должной помощи гражданам в их ориентации в окружающей социальной среде.

По теории, одним из основных признаков правового государства является защита и ценность прав и свобод гражданина. Хотя в реальной жизни, этот признак повсеместно нарушается. Это выражается в нарушении международных актов, относящихся к правам народов, нарушении правового равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. В России отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права и свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко происходит вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод.

Можно выделить основные проблемы создания социального государства в России:

  • Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);
  • в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;
  • отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;
  • не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;
  • отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;
  • снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой — политики и экономики («политика — дело грязное»);
  • существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;
  • в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;
  • в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности — единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.

 

Заключение

Едва ли правильно  назвать нынешнюю Россию социальным государством – она пока еще только намерена стать таковой.

Прежде всего, непременным   условием социального государства является достижение высокого уровня общей и, в частности, правовой культуры населения, искоренение правового нигилизма, оздоровление нравственности общества. Граждане должны стремиться к исполнению законов, принимать активное участие в управлении государством.

На практике в России наблюдается разочарование населения в государственной власти, нежелание ходить на выборы, стремление обойти закон с извлечением из этого выгоды. Причём в правовом смысле большая часть населения России фактически не образована. Нельзя, сказать, что отсутствуют юридические разделы в средствах массовой информации, но все они допускают досадные погрешности (начиная с опечаток и оговорок и заканчивая сознательным или неосознанным односторонним рассмотрении вопроса).

Знание основ законодательства предусмотрено учебными планами учебных заведений, но не даёт глубоких знаний, так как слабо подкрепляется СМИ. Основная часть населения, не вовлечённая в систему обучения и переобучения, остаётся за пределами правовой культуры. Юридическая литература выпускается, но основной массе людей она не доступна в силу разного масштаба цен и заработной платы. Газеты и журналы наполнены чем угодно, только не освещением правовых вопросов (хотя встречаются и редкие исключения).

Предпосылкой правового государства является создание внутренне единого и непротиворечивого законодательства. В России процесс создания такого законодательства проходит очень медленно. Нередко законодательные акты на местах противоречат федеральным законам. Проводится работа по устранению этого недостатка, что является положительным фактором в движении к социальному государству.

Таким образом, можно сказать, что Россия на современном этапе не является социальным государством. Современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия создает свой образ правового государства, который будет органичен ее истории, традициям, культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.

 

Список используемой литературы

1. Гриценко Н.Н., Основы  социального государства: учебник.  – М.: Социальные отношения, 2004.

2. Калашников С.В. Становление  социального государства в России. – М.: Экономика, 2003.

3. Перевалова В.Д, Теория  государства и права. М.: Норма, 2007.

4.Родионова О.В. Социальная функция современного государства: М.: Юрист,  2006.

5.Темнов Е.И. Теория государства и права. М.: Юрист, 2003.

6.Храмцов А.Ф. Социальное государство: Россия и европейский опыт. – М.: ИСП РАН, 2005.




Информация о работе Причины, затрудняющие становление социального государства в России