Президентство Клинтона и Буша

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:02, реферат

Краткое описание

Билл Клинтон он же Уи́льям Дже́фферсон Кли́нтон — 42-й Президент США (1993—2001) от Демократической партии.
3 октября 1991 года Билл Клинтон выдвинул свою кандидатуру на пост президента США. Во время предвыборной кампании упор делался на неважное экономическое состояние страны после 12 лет правления республиканцев, и в частности Джорджа Буша-старшего.

Файлы: 1 файл

Истоия.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Билл Клинтон он же Уи́льям Дже́фферсон Кли́нтон — 42-й Президент США (1993—2001) от Демократической партии. 
3 октября 1991 года Билл Клинтон выдвинул свою кандидатуру на пост президента США. Во время предвыборной кампании упор делался на неважное экономическое состояние страны после 12 лет правления республиканцев, и в частности Джорджа Буша-старшего. Огромный государственный долг, дефицит бюджета, растущая безработица и высокая инфляция, позволили Биллу Клинтону проводить свою предвыборную компанию под лозунгом «Это экономика, дурачок» обращенным в конечном итоге к действующему президенту Бушу. 
Постольку поскольку Бушем была победоносно выиграна поддержанная почти всем мировым сообществом война с Ираком за освобождение Кувейта, а дела в экономике всё-таки были не так плохи как пытались представить это члены предвыборной команды Билла Клинтона, решающего превосходства по опросам Билл не имел. Отсутствие у Билла опыта в большой политике сыграло свою негативную роль на первоначальном этапе его первого срока. Во внешней политике серьёзной неудачей стал провал инициированной США и проводившейся под эгидой ООН миротворческой операции в Сомали.

Апофеозом первых неудач стала реформа  здравоохранения — это была одна из важнейших задач, которые Клинтон ставил для себя как для президента США. Назначив свою жену Хиллари, также не имеющую опыта работы на федеральном уровне, главой оперативного комитета по реформе здравоохранения, и не просчитав политические последствия (Клинтон добивался медицинской страховки для всех граждан США и предлагал часть расходов возложить на плечи работодателей и производителей в медицинской сфере) Билл столкнулся с противодействием медицинских производителей и отсутствием поддержки в Конгрессе, который был готов к поправкам, но не к широкомасштабной реформе. А после поражения демократов на выборах в Конгресс в 1994 году реализация реформы стала невозможной и была свёрнута. Правительство Клинтона поддерживало всемирный проект ограничения рождаемости, который был заблокирован Ватиканомв ООН. Но все же экономика США росла впечатляющими темпами, очень сильно увеличился высокотехнологичный сектор, безработица была минимальной. Билл улучшил отношения со многими, прежде враждебными странами, а в мире был относительный порядок. В 1995 году Билл Клинтон выступил с лекцией в Москве в МГУ им. Ломоносова и стал почетным профессором этого университета. Выборы 1996 года прошли скучно и буднично — в победителе никто не сомневался.

Второй срок

Интимные отношения с Моникой Левински в 1996 году стали причиной для обвинения президента в лжесвидетельстве под присягой и начала процедуры импичмента Клинтона (Сексуальный скандал Клинтона — Левински). Скандал разгорелся в 1998 году, когда в прессу просочились подробности отношений Клинтона и Левински. Эта история немного снизила рейтинг очень популярного Билла Клинтона, но после досадного поражения Эла Гора от республиканца Джорджа Буша-младшего на президентских выборах 2000 года оказалось, что сексуальный скандал Клинтон-Левински гораздо значительнее подмочил репутацию Демократической партии США.

 

Итоги президенства.

США резко снизили внешний долг, безработица стала незначительной. Америка стала лидером в области высоких технологий (до Клинтона Япония была лидером в сфере IT). Также его администрация пролоббировала запрещение испытаний ядерного оружия во всем мире. Исчезновение сопротивления со стороны СССР облегчило задачу расширения влияния у руководства США во главе с Клинтоном и позволило добиться немыслимых до сей поры результатов: четвёртого расширения НАТО и отделения Косова и Метохии от Югославии после Войны НАТО против Югославии в 1999 году. В период президентства Клинтона, США значительно снизили объём военного вмешательства в прочие страны, по сравнению с временами Рональда Рейганаи Джорджа Буша-старшего. На президента-демократа Клинтона американцы возлагали надежды как на реформатора консервативного общества США, граждане рассчитывали, что Клинтон снизит влияние религиозных конфессий и возобновит исследования в области генетики, замороженных республиканцами. В мае 2009 года сам Клинтон получил пост специального посланника ООН по Гаити.

 

Джордж Уокер Буш— американский президент-республиканец, 43-й президент США в 2001—2009 годах, губернатор штата Техас с 1995 по 2000 год. 
После терактов 11 сентября 2001 года объявил "войну против террора", под его руководством США приняли участие в двух полномасштабных военных кампаниях - в Афганистане и Ираке. В 1994 году Буш был избран губернатором штата Техас. На этом посту проводил компромиссную политику, комбинирующую консервативные республиканские ценности и либеральные шаги в социальной сфере. В 1998 году стал первым в истории Техаса губернатором, переизбранным на второй срок. В марте 2003 года США вторглись в Ирак, который, по мнению Буша, вместе с КНДР и Ираном входил в так называемую "ось зла". Основанием для нападения на Ирак послужила информация о наличии у режима Саддама Хусейна (бывший президент Ирака) оружия массового поражения, что впоследствии не подтвердилось. Боевая фаза операции в Ираке завершилась 1 мая 2003 года, однако решительных успехов в послевоенном урегулировании достигнуто не было. В числе значительных элементов внешней политики Буша можно упомянуть многосторонние консультации по поводу ядерной программы КНДР, участие в урегулировании арабо-израильского конфликта. Буш установил доброжелательные отношения с российским президентом Владимиром Путиным, однако это не привело к разрешению существующих между США и Россией противоречий. В период второй администрации Буша основные направления внешней и внутренней политики США не претерпели значительных изменений. Президент декларировал приверженность принципам "войны против террора", продолжалась политика по сокращению налогов и борьбе с терроризмом внутри страны. На внешнеполитическом направлении президент постарался преодолеть разногласия с западноевропейскими союзниками США, возникшие из-за войны в Ираке. В мае 2005 года Буш посетил празднование шестидесятилетия Победы в Москве. К концу 2005 года наблюдатели отметили значительное снижение уровня популярности президента Буша среди американцев, что главным образом было связано с политикой США в Ираке. Во время войны в Южной Осетии в августе 2008 года Буш осудил действия России, назвав российское военное вмешательство "непропорциональным" применением силы, а также пригрозил России международной изоляцией и исключением из "Большой восьмерки". Известие о признании Россией независимости Южной Осетии и Абхазии Буш назвал безответственным, он осудил и призвал российскую сторону пересмотреть это решение. Буш официально оставил президентскую должность 20 января 2009 года, когда новый, 44-й, президент США Обама был приведен к присяге во время инаугурации в Вашингтоне. В числе личных качеств президента Буша называли его способность к поиску компромисса, которую он демонстрировал еще во время губернаторства. Придерживаясь консервативных взглядов, Буш избегал крайностей. Недостаток знаний по ряду политических вопросов бывший президент умело компенсировал за счет личного обаяния, что сыграло решающую роль в его успехе на выборах 2000 и 2004 года. 

Мировой финансовый кризис (иногда называют «великая рецессия») — финансово-экономический кризис, проявившийся в сентябре — октябре 2008 года в форме очень сильного ухудшения основных экономических показателей в большинстве развитых стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия.

Предшественником финансового  кризиса 2008 года послужил ипотечный кризис в США, первые признаки которого проявились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов[1], а к весне 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов (subprime lending (англ.))[2]. Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надёжные заёмщики. Летом 2007 года кризис из ипотечного начал перерастать в финансовый и затрагивать не только США. Начались банкротства крупных банков, спасение банков со стороны национальных правительств. Особо выделяют банкротство Lehman Brothers 15 сентября 2008 года. Котировки на фондовых рынках резко снизились в течение 2008 года и в начале 2009 года. Для компаний существенно сократились возможности получения капиталов при размещении ценных бумаг. В2008 году кризис приобрёл мировой характер и начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.

Возникновение кризиса связывают  со следующими факторами:

  • общей цикличностью экономического развития;
  • дисбалансами международной торговли и движения капиталов.
  • перегревом кредитного рынка и особенно проявившегося его следствием ипотечного кризиса;
  • кредитной экспансией, развернутой в 1980-х — начале 2000-х годов.[7]
  • высокими ценами на сырьевые товары (в том числе на нефть);
  • перегревом фондового рынка

Ипотечный кризис США 2007 г.

Непосредственным предшественником общего финансового и банковского  кризиса в США был кризис высокорисковых ипотечных кредитов (subprime) в 2007 году, то есть ипотечного кредитования лиц с низкими доходами и плохой кредитной историей. Вследствие 20%-го падения цен на недвижимость американские владельцы жилья обеднели почти на 5 трлн долл.

Американский финансист Джордж Сорос в Die Welt от 14 октября 2008 года определил роль «ипотечного мыльного пузыря» как «лишь спускового механизма, который привёл к тому, что лопнул более крупный пузырь».

Впоследствии Финансовый кризис в США стал детонатором глобального кризиса. По мнению аналитиков, американские инвестиционные структуры, сталкивающиеся с проблемами на внутреннем рынке, начали сбрасывать свои зарубежные средства, что вызвало отток денежных средств с рынков новых развивающихся стран. В результате чего от кризиса, возникшего в США, начал страдать весь мир.

Американские официальные лица и часть экономистов пытаются возложить вину за пузырь на американском рынке недвижимости на другие страны. Так председатель Федеральной резервной системы США Бен Бернанке в январе 2009 года виновными считал огромные банковские вклады населения Китая и других стран. Через год аналогичная версия была высказана экономистом изМассачусетского технологического института Рикардо Кабальеро (англ. Ricardo J. Caballero): он считает, что питательной средой сбоя в финансовой системе США стали иностранные капиталовложения, в частности — из Китая и Саудовской Аравии. Китай закупал всё больше и больше долгосрочных облигаций Казначейства США, что привело к снижению их доходности. В результате американские банки бросили свои активы на ипотечный рынок.[24] В ответ на это, китайская газета «Жэньминь жибао» напоминает, что в США денежно-кредитная политика с низкой процентной ставкой проводится с 1990-х годов, а в то время у Китая и других новых развивающихся стран не было ни большого активного сальдо, ни огромной суммы сбережений. Поэтому ни Китай, ни какие-либо другие азиатские страны не виновны в активном использовании дешёвых потребительских кредитов населением США.

 

Оценки продолжительности кризиса.

В 2008 и 2009 годах большинство политиков и экономистов прогнозировало скорое завершение кризиса. Однако были и такие, кто говорил о долговременном характере кризиса. В частности, российский экономист Михаил Хазиноценивал продолжительность кризиса в 5-8 лет.[30]

В 2009 году прогнозы национальных правительств относительно последствий кризиса  для собственных экономик в большинстве  случаев были более оптимистичны, чем об экономиках других стран и мира в целом, и чаще всего назывались конец 2009 или начало 2010 года.[31]

В 2011—2012 годах всё больше и больше экономистов стали говорить о продолжительном характере кризиса. Особенно подчёркивается, что кризис далёк от завершения и он продолжает развиваться.[32]

Предположения российских специалистов о том, когда кризис завершится, сильно разнятся: от нескольких месяцев (Дворкович), до нескольких десятилетий (Кудрин, Ершов). Аналогично разнообразные, хотя и не столь радикальные, прогнозы дают и зарубежные авторы. Причины разброса в том, что государственные деятели, с одной стороны, опасаются негативных настроений и даже паники среди участников рынка, в том числе потребителей, и стараются успокоить людей оптимистичными прогнозами и уверениями, что «Всё под контролем». С другой стороны — приходится оправдываться за принятие непопулярных мер, что легче делать на фоне пессимистических прогнозов. Кроме того, многие политологи и СМИ хотят просто поднять рейтинг публикаций хлёсткими апокалиптическими предсказаниями.

Кризис в мировом автопроме

Ипотечный кризис в США (2007) спровоцировал в сентябре 2008 года кризис ликвидности мировых банков: банки прекратили выдачу кредитов, в частности кредитов на покупку автомобилей. Как следствие, объёмы продаж автогигантов начали сокращаться. Три автогиганта Opel, Daimler и Ford сообщили в октябре о сокращении объёмов производства в Германии[33]. Из сферы недвижимости кризис перекинулся на реальную экономику, началась рецессия, спад производства.

Спред LIBOR-OIS (показывающий разницу между ставкой LIBOR и фьючерсом на официальную ставку Центробанка — свидетельство доступности денег на межбанковском рынке) в конце сентября 2008 года превысил для долларовых кредитов 200 базисных пунктов, а в начале октября — 250.

Внешняя политика 
Было решено сделать акцент на четырех направлениях американской политики продвижения демократии и рыночной экономики: 1) укреплять сообщество стран с рыночной экономикой; 2) поощрять и укреплять новые демократии и общества с рыночной экономикой там, где для этого есть возможности; 3) бороться с агрессией и способствовать либерализации недемократических стран; 4) оказывать поддержку развитию демократии и рыночной экономики в регионах, вызывающих наибольшую тревогу.[12] В июле 1994 г., по настоянию президента Клинтона, концепция была оформлена в новый документ СНБ «Стратегия национальной безопасности вовлеченности и расширения». Основным положением документа было утверждение о том, что граница между внутренней и внешней политикой стирается, укрепление национальной экономики необходимо для поддержания военной мощи, проведения внешней политики и поддержания мирового влияния США, активная международная деятельность обеспечивает расширение торговли и новые рабочие места для американцев. В ходе формирования глобальной стратегии США были поставлены вопросы создания нового мирового порядка, в котором США должны сохранить статус основного системообразующего центра и в котором будут максимально нейтрализованы угрозы его безопасности и позиции гегемона. Именно поэтому важнейшими действиями США стали расширение НАТО и представление этой организации, где они занимали позицию неоспоримого лидера и хотели ее сохранить, в качестве основной коллективной регулирующей силы в формирующемся порядке; закрепление силовой модели урегулирования конфликтов опять же при американском лидерстве; отход от существовавших договоров в сфере безопасности, которые  отражали положение, существовавшее в годы холодной войны (СНВ, ПРО).


Информация о работе Президентство Клинтона и Буша