Президент Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:17, реферат

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение вопроса полномочий президента во Франции, соотношение его полномочий с полномочиями парламента.

Файлы: 1 файл

президент франции.docx

— 31.38 Кб (Скачать)

Введение.

XX век внес колоссальные  изменения в жизнь народов.  Среди крупных индустриальных стран, есть страна, где в политической и экономической сферах произошли очень значительные изменения, – это Франция. Изменилось ее политическое устройство, резко изменилось геополитическое положение: из метрополии гигантской колониальной империи Франция превратилась в одного из активных деятелей западноевропейской интеграции, вошла в военно-политический альянс с другими странами Запада, в том числе с Германией, прежде своим основным соперником.

В настоящее время Французская  республика входит в число наиболее экономически и политически развитых стран мира. Она является демократической республикой, во главе которой стоит президент. Конституция Франции 1958 года установила, что Франция - неделимая, светская, демократическая и социальная республика (Статья 1 Конституции).

Целью нашей работы является рассмотрение вопроса полномочий президента во Франции, обратив внимание, на соотношение  его полномочии с полномочиями парламента.

При работе в первую очередь  были использованы учебники по истории  конституционного права зарубежных стран под редакцией В.Е.Чиркина и

А.В. Малько. Большое  внимание уделено тексту Конституции Французской  республики, что позволило нам  не быть голословными, а снабдить текст  выдержками из текста,  также использована дополнительные работы, например, работа Круглова М.А. «Президент Французской  республики».

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Президентские выборы и официальное вступление в должность.

Президент Франции с 1962 г. избирается прямыми выборами. Они производятся не позднее, чем за 20 и не раньше, чем за 35 дней до истечения полномочий Президента, состоящего в должности (Ст. 7 Конституции)1.

Для выдвижения кандидатуры  требуется 500 подписей, но не рядовых избирателей, а лиц, занимающих определенные должности: членов парламента, советов департаментов, совета Парижа, территориальных собраний, мэров. Причем эти подписи под заявлением о выдвижении кандидатуры должны представлять, по меньшей мере, 30 департаментов и заморских территорий из приблизительно 100. С 2012 года Французский Конституционный совет признал соответствующим конституции положение закона о выборах президента Франции, согласно которому имена народных избранников, поддержавших выдвижение того или иного кандидата, становятся известны публике.

Кандидат в президенты вносит денежный залог, который возвращается в том случае, если он наберет  не менее 5 % голосов. Требования к кандидату  не являют-ся жесткими. Они зафиксированы  в Избирательном кодексе: необходимо быть французом или француженкой, пользующимися пассивным избирательным правом в парламент (с 23 лет), не требуется рождение во Франции. С 1988 г. от кандидатов требуется декларация об их имущественном положении, которая публи-куется в случае победы на выборах. Представляется информация о финансировании их избирательной кампании.

Избрание осуществляется по мажоритарной системе абсолютного большинства.

Если большинство голосов не получено в первом туре голосования, то проходит второй тур, назначаемый обычно на второе воскресенье. В нем могут участвовать только два кандидата, которые соберут наибольшее число голосов в первом туре или которые следуют после кандидатов, набравших наибольшее количество голосов и снявших свои кандидатуры.

Срок полномочий Президента - 5 лет. В мае 2008 года по предложению главы государства комиссия по реформированию институтов власти включила запись об ограничении продолжительности президентских полномочий в число конституционных поправок. В новой редакции Закона поправка выглядит следующим образом: «Никто не может избираться на пост Президента более двух раз подряд».

После выборов проходит официально вступление президента в должность  – инаугурация.

 Инаугурация проходит по тщательно выверенному ритуалу: покидающий пост Президента встречает преемника на ступенях резиденции главы государства. Затем они на полчаса уединяются в кабинете Президента, где новому французскому лидеру передаются основные досье, а также коды от ядерного оружия. После этого новый Президент провожает ставшего обычным гражданином предшественника, который покинет Елисейский дворец.

В Зале торжеств начнется церемония  инаугурации нового Президента. Председатель Конституционного совета оглашает результаты выборов и официально объявляет  нового Президента республики.

Новый Президент принимает  цепь Великого магистра Ордена Почётного  легиона и произносит первую речь в качестве главы государства. Затем  он произведет смотр республиканской  гвардии и выслушает «Марсельезу». Пушки, установленные в комплексе  Дома Инвалидов, отмечают инаугурацию 21 торжественным залпом.

В открытой автомашине с  конным эскортом новоизбранный Президент  проезжает по Елисейским полям к  Триумфальной арке, где зажигает вечный огонь и возлагает венок к  могиле Неизвестного солдата. Последнее  время также закрепилась традиция возложения венков к памятникам Жоржу Клемансо и генералу Де Голлю.

Конституция Французской  республики предусматривает досрочное прекращение полномочий Президента в результате смерти, добровольной отставки, возникновения препятствий к исполнению обязанностей или обвинения в государственной измене. Последнее предъявляется обеими палатами парламента, выносящими идентичные решения двумя третями голосов. Затем дело передается в специальный суд — Высокую палату правосудия; наличие препятствий (которое не разъясняется, а только констатируется) к осуществлению президентом обязанностей определяется абсолютным большинством членов Конституционного совета по запросу правительства. В этом случае Конституция устанавливает порядок временного замещения президента в силу невозможности исполнения им своих обязанностей с назначением президентских выборов, если президент выбыл досрочно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Полномочия Президента.

Президент республики занимает главное место в системе органов государства. Даже разделы конституции, посвященные высшим органам государства, начинаются не с законодательной власти, а с Президента.

В общих чертах полномочия президента определены в ст. 5 Конституции  «Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров»2.

 

2.1. Полномочия  Президента  во внешних делах.

Главной фигурой и органом  в области внешних сношений Франции  является Президент Республики. Его  функции излагаются в разд. 2 и 6 Конституции.

Президент Франции аккредитирует  послов и чрезвычайных посланников  при иностранных державах; иностранные  послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нем (Ст. 14 Конституции)3.

 Президент ведет переговоры  о заключении международных договоров и ратифицирует их (Ч.1 Ст. 52 Конституции). Его информируют обо всех переговорах, о заключении соглашений, не требующих ратификации (Ч. 2 Ст. 52 Конституции)4.

 В тоже время статья 53 Конституции говорит о том, что для ратификации или одобрении мирных договоров, торговых договоров, договоров или соглашений, относящихся к международной организации, договоров, обременяющих финансы государства, изменяющих законодательные положения, относящихся к статусу лиц, либо к уступке, обмену или присоединению территорий, необходимо указание, прописанное в законе (для решения территориальных вопросов согласие заинтересованного населения)5.

Президент должен гарантировать национальную независимость, территориальную целостность страны и соблюдение соглашений Сообщества и международных договоров (ст. 5) и  быть главой вооруженных сил страны (ст. 15). Являясь главнокомандующим вооруженными силами, он председательствует в высших военных советах, назначает на военные должности. Хотя право объявления войны принадлежит парламенту, именно президент самостоятельно принимает решение об использовании ядерного оружия.

 

2.2. Полномочия Президента во внутренних делах.

  1. Президент Франции назначает Премьер-министра и прекращает его служебные полномочия после вручения им заявления об отставке Правительства.
  2. По предложению Премьер-министра Президент назначает других членов Правительства и прекращает исполнение ими их служебных обязанностей (Ст. 8 Конституции)6.
  3. Президент председательствует в Совете министров.
  4. Он подписывает указы и декреты, обсужденные в Совете министров.
  5. Президент обнародует законы в течении пятнадцати дней, которые следуют за передачей Правительству окончательно принятого закона. Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона. Причем, в этом новом обсуждении ему не может быть отказано (Ст. 10 Конституции)7.
  6. Ст. 11 Конституции предоставляет Президенту право по предложению Правительства во время парламентской сессии или по совместному предложению обеих палат Парламента передавать на референдум любой законопроект, касающийся организации государственной власти, содержащий одобрения какого-либо соглашения о Сообществе или имеющий целью разрешить ратификацию какого-либо договора, который, не противореча Конституции, отразился бы на функционировании установлений.
  7. Президент производит назначения на гражданские и военные государственные должности. В тоже время государственные советники, послы и чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, генералы, ректоры университетов, директоров центральных ведомств и ряд других важных должностных лиц назначаются в Совете министров. Практически Президент назначает всех высших чиновников с согласия или по предложению Правительства.
  8. Акты, издаваемые Президентом в осуществлении полномочий, вытекающих из статей 14, 15, 52 требуют контрасигнатуры (Ст. 19 Конституции).
  9. Чрезвычайно важное значение имеет право Президента вводить в действие стратегические ядерные силы. Это право предоставлено Президенту не Конституцией, а обычным декретом правительства.
  10. Ст. 16 предоставляет право Президенту Франции вводить чрезвычайное положение «Когда установления Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются обстоятельствами»8.
  11. При этом Президент проводит официальные консультации с Премьер-министром, председателями палат Парламента, Конституционным Советом. О принятом решении Президент информирует страну своим посланием. Ограничением власти Президента здесь является прямой запрет Конституции роспуска в этот период Национального собрания.
  12. Президент осуществляет право помилования (Статья 17 Конституции).

 

2.3.Отношения Президента с Парламентом.

 

  Президент Франции может после консультации с Премьер-министром и председателями палат Парламента распустить Национальное собрание9. При этом Конституция оговаривает право роспуска только тремя условиями: - роспуск не допускается во время чрезвычайного положения;

- в течении года после предыдущего роспуска;

- не может осуществляться председателем Сената или Правительством, когда они исполняют обязанности Президента.

Президент Франции сносится с обеими палатами Парламента посредством  посланий, которые зачитываются, но не обсуждаются. Президент вправе собрать  для этих целей Парламент в  перерыве между сессиями (Статья 18 Конституции).

 

 

 

 

2.4. Ответственность Президента.

  Президент Франции не несет ответственности за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, кроме случаев государственной измены10. Обвинение ему может быть предъявлено только обеими палатами Парламента, которые должны принять идентичное решение абсолютным большинством своих членов при открытом голосовании. Судить Президента в этом случае будет Высокий суд правосудия.

На практике президент  расширяет свою власть, и без того очень большую, в частности за счет правительства. В осуществлении полномочий президенту помогает его собственный аппарат — несколько сот личных сотрудников. Все они назначаются президентом. Он использует также огромный аппарат правительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

На основании проведенной  работы можно сделать вывод о  том, что Президент Франции – является  центральной фигурой в органах государственной власти французской республики. Он обладает реальной властью, способен активно воздействовать на внешнюю и внутреннюю политику страны. Данные ему Конституцией права и возможности, позволяют в необходимый момент взять на себя практически единоличную власть. Но все же следует отметить, что Президент не обладает всей полнотой власти. В правовом государстве главенствующую силу имеет закон. Для не юристов термин "президентский режим" может означать, что у главы государства в руках вся власть. На самом деле это не так. Это система, в которой власть разделена между парламентом и президентом. Речь идет о том, чтобы он получил возможность выступать с различными инициативами и тем самым помогать деятельности исполнительных органов, находящихся под контролем парламента, а значит, и избирателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Конституционное право зарубежных стран/ Под ред. Малько А.В. М., 2004.
  2. Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997.
  3. Крутоголов М.А. Президент Французской Республики. М., 1999.
  4. Круглоголов М.А. Конституционный Совет Франции. М., 2003.
  5. Французская Республика. Конституция и законодательные акты. М., 2004.
  6. Чиркин В.Е.Конституционное право зарубежных стран. М.,1997.

 

 

1 Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С.665.

2 Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С.665.

3 Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С.666.

4 Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С.670.

5 Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С.670.

6 Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С.665.

7 Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С.666.

8 Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С.667.

9 Ст. 12. Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С.666.

10  Ст.68. Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997.

 


Информация о работе Президент Франции