Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 02:50, доклад
Мазхаб – это богословско-правовая школа в Исламе. В настоящее время получили распространение четыре мазхаба: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский.
С самого начала распространения Ислама мусульмане проявляли глубочайший интерес к общественным дискуссиям для выяснения того, как следует поступать в отношении неизвестных и сложных вопросов (гражданских, уголовных, финансовых, политических и др.), постоянно возникавших на новых территориях, с учётом соответствия этих действий принципам Ислама
Правовые школы в исламе
Мазхаб – это богословско-правовая школа
в Исламе. В настоящее время получили распространение
четыре мазхаба: ханафитский, маликитский,
шафиитский и ханбалитский.
С самого начала распространения Ислама
мусульмане проявляли глубочайший интерес
к общественным дискуссиям для выяснения
того, как следует поступать в отношении
неизвестных и сложных вопросов (гражданских,
уголовных, финансовых, политических и
др.), постоянно возникавших на новых территориях,
с учётом соответствия этих действий принципам
Ислама. Это привело к созданию целой системы
религиозных законов, основанных на Коране
и Сунне и комплекса юридических норм,
извлекаемых из законов Шариата.
Исходя из заключения, что Коран и Сунна
Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)
содержат ответы на любые вопросы, задачей
факихов (знатоков религиозных законов)
стало «извлечение» этих предписаний.
Для этого они использовали:
– согласованное мнение видных алимов
(иджма'), в том числе сахабов Пророка (мир
ему и благословение);
– суждение по аналогии с Кораном и Сунной
(кияс);
– отказ от решения по аналогии или его
корректировка в случае, если оно нецелесообразно
(истисхан, введён в обиход Абу Ханифой);
– вынесение решения на основе его полезности
для общества (истислах, разработан и применён
имамом Маликом).
Вспомогательным источником в ханафитской
школе является местное право ('урф, или
адаты). Элемент общего согласия, являющийся
обязательным условием Шариата, придал
этой системе гибкость и восприимчивость,
позволив ей работать и развиваться на
протяжении столетий, вплоть до сегодняшнего
дня, на огромной территории.
Читайте также: «Мой мазхаб – это достоверный
хадис»
Религиозно-законодательная система,
по своему предназначению, охватывала
все стороны жизни мусульманина. Первоначально
изучение религиозных законов получило
распространение в Медине, когда она являлась
столицей Халифата и все незнакомые проблемы,
с которыми сталкивались мусульмане на
новых территориях, решались здесь. Постепенно
ведущее место в этой области перешло
к городам Ирака: Куфе, Басре, затем Багдаду,
который стал крупнейшим центром просвещения
в различных направлениях науки и религии.
Именно здесь исламское правоведение
превратилось в самостоятельную систематическую
и серьёзную дисциплину.
Необходимость обращаться к юридическому
обоснованию тех или иных норм в Исламе
привела к появлению четырёх школ юриспруденции
– мазхабов (мазхаб – «путь»), основанных
крупнейшими богословами и названных,
впоследствии, их именами. Все они возникли
в первое столетие правления Аббасидов
и признаются в качестве авторитетных
и канонических, вплоть до сегодняшнего
дня. Вышеупомянутые положения разработки
религиозно-правовых норм являются общими
для всех четырёх мазхабов, хотя в каждой
из них существуют свои особенности; присущие
определённому мазхабу акценты и интерпретации
в каких-то вопросах делают их самостоятельными.
Эти четыре мазхаба следующие:
Мазхаб имама Абу Ханифы
Этот мазхаб основан имамом Абу Ханифой
(ум. 767) и его учениками – Абу Юсуфом (ум.
798) и Мухаммедом аш-Шайбани (ум. ок. 804).
Ханафитский мазхаб изначально следовал
путём логических и рациональных рассуждений
(асхаб ар-ра'й), опорными пунктами в IX-X
вв. которого становятся Хорасан и Средняя
Азия. Его придерживались ханы Золотой
Орды и Великие Моголы. В Османском султанате
этот мазхаб был провозглашён государственным.
На сегодняшний день последователи ханафитского
мазхаба составляют примерно половину
мусульманского населения Земли. Он распространён
в Турции, Афганистане, Пакистане, Индии,
Китае, Сирии, на Балканах, частично в Индонезии.
Большинство мусульман России и стран
СНГ (в Средней Азии и Казахстане, в Поволжье,
на Урале, в Сибири, в Крыму, на Северном
Кавказе – за исключением чеченцев, ингушей
и дагестанцев; частично в Азербайджане)
также придерживаются мазхаба имам Абу
Ханифы.
Читайте также: Пятничный намаз по мазхабу
имама Абу Ханифы…
Мазхаб имама Малика
Этот мазхаб основан имамом Маликом ибн
Анасом (ум. 795). Маликитская школа создавалась
как рационалистическая (асхаб ар-ра'й).
Здесь применялись принципы «независимого
суждения ради общественной пользы» (истислах),
суждения по аналогии (кияс), предпочтительного
решения (истисхан). Точка зрения последователей
маликитского мазхаба: «Всё, что приводит
к запретному, должно быть запрещено, а
то, что приводит к дозволенному – разрешено
(зара'и)». Сегодня мазхаба имам Малика
придерживаются мусульмане Северной и
Тропической Африки вплоть до Судана и
Египта.
Мазхаб имама аш-Шафии
Этот мазхаб назван по имени своего основателя
имама Мухаммада аш-Шафии (ум. 820). Шафиитский
мазхаб уделяет особое внимание религиозным
знаниям и комментариям сподвижников
Пророка (мир ему и благословение) и факихов
из числа мединцев, хотя и не в такой сильной
степени, как у маликитов. Последователи
данного мазхаба признают принцип «суждения
ради общественной пользы». Нормы обычая
('урф) могут служить подспорьем для решений,
но на меньшем уровне, чем у последователей
ханафитского мазхаба. Сложные логические
рассуждения отвергаются. В целом, мазхаб
имама аш-Шафии как бы занял нишу между
сторонниками асхабу ар-ра'й и асхабу аль-хадис.
Благодаря своей упрощённости, шафиитский
мазхаб распространён весьма широко в
Египте и Восточной Африке, в Малайзии
и Индонезии, в Сирии, Ливане, Палестине,
Иордании, на Бахрейне, в Восточной Индии,
частично в Пакистане, Турции, Ираке и
Йемене. Последователями этого мазхаба
являются и российские мусульмане:чеченцы,
ингуши, дагестанцы (кроме ногайцев).
Подробнее о мазхабе имама аш-Шафии…
Мазхаб имама Ахмада
Этот мазхаб основан имамом Ахмадом ибн
Ханбалом (ум. 855). Ханбалиты, как и все их
предшественники, признавали в качестве
основного источника права Коран. Вторым
по значимости источником считалась Сунна
Пророка (мир ему и благословение). Имам
Ахмад следовал принципу марфу‘, т.е. признавались
лишь сведения, восходившие к самому Пророку
(мир ему и благословение). Имам Ахмад,
как и все имамы, учитывал единодушное
мнение (иджма‘) сахаба и отводил ему третье
место в системе источников мусульманского
права. Некогда распространённый в Ираке,
Хорасане, Сирии и Хиджазе, сейчас ханбалитский
мазхаб действует только в Саудовской
Аравии и странах Персидского залива.
Подробнее о мазхабе имама Ахмада…
Следует особо отметить то обстоятельство,
что мазхабы возникали и развивались не
как изолированные друг от друга группировки,
а как сообщества, взаимосвязанные и дополняющие
друг друга, взаимопроникаемые и не имеющие
чётко установленных границ. Лучшим свидетельством
этого служит тот факт, что все богословы
– основатели и крупные деятели мазхабов,
являлись учениками друг друга (аш-Шайбани
- ученик Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Малика,
был учителем аш-Шафии; аш-Шафии, который
учился также и у Малика, был учителем
Ахмада ибн Ханбала; Абу Юсуф также был
учителем Ибн Ханбала). На это нам указывает
их отношение друг другу. Например, после
нескольких лет, проведённых в Мекке, имам
аш-Шафии отправился в Медину, где стал
учеником великого Малика ибн Анаса, основателя
маликитского мазхаба. За 9 дней имам аш-Шафии
выучил его книгу «Муватта». Позже имам
аш-Шафии скажет о себе: «Что бы я ни услышал,
я никогда это не забывал».
Когда имам Малик увидел его память, знание
и остроумие, он воскликнул: «О, Абу Абдуллах,
бойся Всевышнего и избегай грехов! Поистине
тебя ждут великие дела. Аллах поместил
в твоём сердце свет, так не гаси же его
ослушанием Творца!»
Знаменитый учёный Абу Бакр аль Байхаки
назвал аш-Шафии учителем, имевшим наибольшее
значение для имама Ахмада. Имам Ахмад
был особенно привязан к имаму аш-Шафии,
что хорошо видно из рассказов в его книгах.
Имам Шафии также глубоко уважал имама
Ахмада за искренность его намерений и
выдающуюся учёность. Аш-Шафии, несмотря
на то, что он был видным учёным своего
времени, обращался к имаму Ахмаду каждый
раз, когда испытывал трудности в отношении
хадисов. Имам Шафии назвал имама Ахмада
«обладающим глубочайшими познаниями
в делах хадисов».
все статьи