Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:13, курсовая работа
Каждое новое поколение попадает в систему объективно сложившихся связей и отношений, с которыми оно не может не считаться и которые являются объективными границами человеческой деятельности и поступков отдельных индивидов. Эти связи с течением времени изменяются либо эволюционным, либо революционным путем. Появляются новые общественные отношения. Свободная деятельность человека осуществляется на более высоком уровне, раздвигаются рамки возможного в человеческих поступках, но одновременно с этим возникают многочисленные ограничения.
I. Введение 3
II. Основная часть 4
1. Понятие и признаки правоотношения 4
2. Структура правоотношения 6
3. Субъекты правоотношений 7
4. Правосубъектность физических лиц 8
5. Правосубъектность юридических лиц 11
6. Объекты правоотношений 15
7. Виды правоотношений 16
8. Юридический факт 19
9. Презумпции 22
10. Правоотношения, возникающие при выполнении обязанностей органами внутренних дел и их сотрудниками 24
11. Актуальность темы общерегулятивных правоотношений 26
III. Выводы 36
Список литературы 39
I. Введение
Нередко для возникновения
Фактические составы | |
простые |
сложные |
— включают факты, относящиеся к одной и той же отрасли законодательства. Например, для заключения брака необходима совокупность фактов: взаимное согласие лиц, вступающих в брак; достижение ими брачного возраста; отсутствие у каждого из них арегистрированного в органах загса брака; отсутствие между ними родственных отношений, дееспособность лиц, вступающих в брак. Все эти факты предусмотрены одной отраслью законодательства — брачно-семейным законодательством. |
— включают факты, относящиеся к различным отраслям законодательства. Напр., пенсионное правоотношение может возникнуть только при наличии трех фактов: достижения установленного законом возраста, наличия трудового стажа, решения органа социального обеспечения о начислении пенсии. Здесь достижение установленного законом возраста и наличие необходимого трудового стажа предусмотрены нормами трудового законодательства, решение органа социального обеспечения — это сфера административного законодательства. |
Фактический состав не следует смешивать с событиями — сложными юридическими фактами.
В правовой действительности имеется
феномен, который, не будучи юридическим
фактом, может порождать
Виды презумпций по факту правового закрепления:
фактические (общежитейские) |
законные |
— правдоподобное знание о развитии природы, общества, мышления; могут использоваться субъектами судебной, следственной деятельности без обращения к доказательствам. |
— определенное логическое средство, используемое в судебном процессе вследствие того, что оно предусмотрено законом или вытекает из его смысла. |
В законе не выражены и юридического значения не имеют. |
В законе выражены и имеют юридическое значение. |
Мы ведем речь о законных презумпциях.
Презумпция (лат. — предположение) — закрепленное в законе предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, которые имеют юридическое значение.
Презумпции — важный и достаточно гибкий инструмент регулирования правоотношений, благодаря которому исчезают сомнения в существовании определенного юридического факта, поскольку в них:
— отражаются исходные, принципиальные начала права;
— заложен механизм реализации этих начал.
Законные презумпции бывают двух видов:
• не опровержимые презумпции — не нуждаются в доказывании, т.к. не подлежат сомнению;
• опровержимые презумпции — могут быть опровергнуты в результате установления иного в отношении этих фактов. Виды презумпций по субординации в правовом регулировании и их черты:
материально-правовые |
процессуально-правовые |
— содержат правоположения о наличии (отсутствии) определенного юридического факта при существовании других фактов, которые могут иметь отношение к другому субъекту данного правоотношения или неопределенному кругу лиц; |
— исключают необходимость доказательств для вынесения решения или указывают субъекта, на которого возлагается бремя доказывания во время разбирательства юридического дела, чем устанавливается порядок применения норм процессуального права; |
— служат предпосылкой для существования процессуальной презумпции; |
— имеют предпосылкой материально-правовую презумпцию; |
— вступают в действие только при доказанности условий их применения; |
— всегда вытекают из правовой нормы и распределяют бремя доказывания строго определенно, а не предположительно; |
— всегда могут быть опровергнуты путем доказательств об отсутствии фактов, при наличии которых они применяются. |
— не могут быть опровергнуты, если материально-правовая презумпция является неопровержимой. |
Следует учесть, что в большинстве правовых норм материальные и процессуальные виды презумпций тесно переплетаются.
Каждая отрасль права имеет немалый «набор» презумпций. Например, в Гражданском кодексе Украины закреплена такая презумпция, как презумпция вины. Вина признается обязательным условием для применения мер гражданско-правовой ответственности за нарушение договорных обязательств иди в случае причинения вреда. Правда, из презумпции вины есть исключения. И все же общим правилом в странах континентальной Европы является следующее: непременной предпосылкой договорной ответственности является вина должника.
Другим примером презумпции может быть закрепленная в Гражданском кодексе Российской Федерации презумпция разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений (ч.З ст.10 ГК РФ). Это означает, что: 1) сделки юридического лица, выходящие за пределы его правоспособности, признаются недействительными; 2) участник гражданского правоотношения признается добросовестным, а доказывать его недобросовестность должен тот, кто с такими действиями связывает определенные юридические последствия.
Чтобы не требовалось расширительного толкования презумпций — ни судебного, ни доктринального, они должны закрепляться в законах и формулироваться четко.
Правоотношения органов
Правоотношения органов
• внешние;
• внутренние.
Внешние правоотношения — отношения между органами внутренних дел и гражданами, организациями, предприятиями, учреждениями, возникающие в ходе обеспечения общественного порядка и безопасности личности, общества, государства.
Внутренние правоотношения — отношения внутри системы органов внутренних дел между: а) службами и подразделениями различных уровней; б) между ними и вышестоящими должностными лицами; в) по линии «начальник — подчиненный» в службе, подразделении.
Органы внутренних дел могут вступать и в нетипичные для них правоотношения. Они возникают между несоподчиненными органами и имеют, как правило, договорной характер.
Нетипичные правоотношения органов внутренних дел, возникающие в результате договора:
— договоры на охрану объектов подразделениями вневедомственной охраны МВД;
— договоры на сопровождение;
— договоры на организацию охраны общественного порядка на коммерческой основе при проведении массовых мероприятий;
— договоры, связанные с реализацией права осужденных на свободу вероисповедания в местах исполнения наказания в виде лишения свободы и др.
Виды правоотношений в деятельности органов внутренних дел по отраслям права:
— конституционно-правовые;
— административно-правовые;
— административно-
— уголовно-правовые;
— уголовно-процессуальные;
— уголовно-исполнительные;
— гражданско-правовые;
— гражданско-процессуальные и др.
Виды правоотношений в деятельности органов внутренних дел по функциям права:
охранительные — основные; регулятивные.
Субъекты правоотношений системы органов МВД:
• органы внутренних дел в целом;
• органы милиции как составная часть органов внутренних дел;
• другие структурные подразделения органов внутренних дел;
• отдельные должностные лица органов внутренних дел.
Компетенция органов внутренних дел включает:
1. Полномочия (правообязанности):
а) обеспечение личной безопасности граждан;
б) упреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
в) раскрытие преступлений;
г) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.
2. Предмет ведения — главное направление деятельности, т.е. основное функциональное назначение (например, у милиции это — охрана общественного порядка).
3. Ответственность за результаты своей работы. Деятельность органов внутренних дел определяется законами и иными нормативно-правовыми актами.
Объекты правоотношений системы органов МВД — деятельность (поведение) участников правоотношений:
1) административно-правовых
2) уголовно-процессуальных
3) гражданско-правовых отношений,
Юридические факты могут быть классифицированы в зависимости от правоотношений, в которые вступает сотрудник ОВД.
Общие правоотношения ОВД и их сотрудников возникают, изменяются и прекращаются на основе их компетенции, которая определена нормативно-правовыми актами (организация охраны общественного порядка, охрана безопасности, борьба с преступностью, организация работы личного состава и др.).
Юридическими фактами в
(1) заявления, сообщения, жалобы
граждан, организаций в связи
с готовящимися и совершенными
правонарушениями, которые органы
внутренних дел и их
Выше была представлена классическая, научно устоявшаяся теория правоотношений, разработанная в своих основах еще римскими юристами и с тех пор не претерпевшая сколько-нибудь существенных изменений. Она базируется главным образом на гражданско-правовых, имущественных, договорных отношениях с четко выраженными сторонами и жесткими взаимными обязательствами.
В свое время Энгельс отмечал, что вся континентальная Западная Европа взяла за эталон «всемирное право общества товаропроизводителей, т.е. римское право, с его непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отношений товаровладельцев»4. Это отношения типа должник — кредитор, продавец — покупатель, заказчик — подрядчик, истец — ответчик и т.д.
Они возникают по поводу конкретных фактов, случаев, споров, притязаний, почему и называются конкретными. Их задача— обслуживать повседневные нужды, запросы, интересы людей: гражданский оборот, рынок, быт. труд, семью, производство. Подобные правоотношения непрерывно возникают, прекращаются, изменяются, вновь возникают. Некоторые из них скоротечны (купил, продал, обменял, заключил сделку, воспользовался той или иной услугой, видом транспорта). Они наглядны, очевидны, строго индивидуализированы, хорошо всем известны по собственному опыту. Это, так сказать, «проза жизни» (С.С. Алексеев).
Естественно, что наибольший вклад в развитие учения о правоотношениях внесла цивилистическая наука. В этом ее несомненная заслуга. На ее выводах и положениях в значительной мере основывается и общая теория государства и права. Однако, когда последняя начинает с этими готовыми мерками вторгаться в иные социальные сферы и анализировать механизм правового опосредования общественных отношений более общего и более высокого уровня, у нее возникают «узкие места», затруднения.
Отработанный за тысячелетия четкий и безотказный юридический инструментарии, успешно применяемый в своей области, не всегда без всяких оговорок может быть использован в другой. Отсюда потребность как-то дополнить этот механизм, расширить, унифицировать, сделать более гибким — с тем чтобы с его помощью можно было упорядочивать, регулировать и другие отношения. Какие же?
Например, отношения типа государство — государство, государство — гражданин, федерация — субъект федерации, президент — парламент, депутат — избиратель. Сюда же можно отнести все формы взаимодействия различных структур, институтов и ветвей власти, реализацию ими своих функций, статусов, полномочий, работу системы сдержек и противовесов. Или, скажем, отношения, связанные с соблюдением членами общества законов, правопорядка, уголовных, административных и иных запретов, конституционных норм, прав человека.
Все эти отношения выступают как правовые, поскольку регулируются правом, возникают на основе соответствующих юридических установлений. Но это особые, необычные правоотношения, к ним не подходит или не совсем подходит модель гражданско-правовой взаимосвязи субъектов («должен — отдай», «исполни в срок», «плати неустойку»). У них своя специфика. И подобные правовые отношения требуют такого же пристального внимания и осмысления, как и традиционные, если не большего. Ведь они недостаточно изучены.
Так возникла идея общих, или общерегулятивных, правоотношений. Она была выдвинута потребностями жизни, практики. Наука лишь обобщила то, что существовало и существует в реальности. Трудно поэтому согласиться с мнениями, что якобы данная конструкция не работает.
Информация о работе Правовые отношения: понятия, признаки, виды