Правовое регулирование Болгарии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:36, реферат

Краткое описание

Действующая ныне конституция Республики Болгария принята Седьмым Великим Народным Собранием и вступила в силу 13 июля 1991 г., отменив, таким образом, болгарскую Конституцию 1971 года. Конституция 1991 г. представляет собой сравнительно небольшой по объему до­кумент, состоящий из преамбулы, десяти глав (169 статей) и переходных и заключительных положений, имеющий отдельную нумерацию (9 параграфов).

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………………..3
2. Характеристика действующей конституции Болгарии………………. …...4
3. Форма государства……………………………………………………………9
4. Правовой статус личности…………………………………………………..10
5. Законодательная власть……………………………………………………...16
6. Исполнительная власть………………………………………………………20
7.Судебная власть……………………………………………………………….21
8.Политические партии………………………………………………………....23
9.Местное самоуправление……………………………………………………..25
10.Заключение…………………………………………………………………...26
11.Список использованной литературы……………………………………….27

Файлы: 1 файл

болгария.docx

— 43.68 Кб (Скачать)
  • принимает, дополняет и изменяет законы;
  • принимает государственный бюджет и отчет о его исполнении, избирает Счетную палату, осуществляющую контроль за исполнением бюджета;
  • устанавливает налоги и определяет их размер;
  • назначает выборы Президента республики;
  • принимает решение о проведении национального референдума;
  • избирает и освобождает председателя Совета Министров и по его предложению Совет министров, производит изменения в правительстве по предложению его председателя, имеет право выразить недоверие правительству;
  • создает, преобразует и упраздняет министерства по предложению председателя Совета министров;
  • избирает и освобождает руководителей Болгарского народного банка и других учреждений, определенных законом;
  • дает согласие на заключение договоров о государственных займах;
  • ратифицирует и денонсирует определенные Конституцией международные договоры;
  • решает вопросы об объявлении войны и заключении мира;
  • разрешает направление и использование болгарских вооруженных сил за пределами страны, а также пребывание иностранных войск на территории страны или прохождение через нее;
  • объявляет военное или чрезвычайное положение на всей территории страны или на ее части по предложению президента или Совета министров;
  • объявляет амнистию;
  • учреждает ордена и медали;
  • устанавливает официальные праздники.

Правом  законодательной инициативы обладает каждый народный представитель и  Совет министров (ст. 87).Законодательный  процесс предполагает принятие законопроектов как правило в двух чтениях (ст.88) простым большинством голосов от присутствующих на заседании депутатов (ст. 81)Как было сказано выше, из своего состава Народное собрание избирает постоянные и временные комиссии. Постоянные комиссии оказывают помощь Народному собранию в его деятельности и осуществляют от его имени парламентский контроль. В соответствии с принятыми в 1995 г. Правилами организации и деятельности Народного собрания создаются следующие постоянные комиссии: по труду, социальным и демографическим проблемам; по здравоохранению; по делам молодежи, спорту и туризму; по парламентской этике; по энергетике и энергетическим ресурсам; по доходам, расходам и имуществу политических партий: по борьбе с коррупцией; по развитию горных, полугорных и пограничных районов; по бюджету и финансам; по организации и деятельности государственных органов; по местному самоуправлению, административно - территориальному устройству и региональной политике; по внешней политике; по национальной безопасности; по правам человека и вероисповеданиям; по земледелию и лесам; по образованию и науке; по культуре; по делам радио и телевещания и Болгарского телеграфного агентства; по охране окружающей среды  водам и экономическая комиссия. Состав колеблется от 13 (комиссия по парламентской этике и комиссия по доходам расходам и имуществу политических партий) до 31 (экономическая комиссия и комиссия по национальной безопасности) народного представителя. Временные комиссии создаются для изучения проблем и проведения расследований. Принятые акты Народного Собрания официально публикуются не позднее 15 дней со дня принятии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнительная  власть 

Высшим  органом исполнительной власти является Совет Министров, формируемый парламентом  страны. Избирается Народным Собранием по предложению премьер-министра, которому президент поручает составить кабинет. Совет Министров руководит внутренней и внешней политикой государства, осуществляя ее в соответствии с конституцией и законодательством страны. Действующий премьер-министр Болгарии – Симеон Сакскобургготский, занимающий этот пост с 24 июля 2001 г.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Судебная  власть 

Судебная  власть в Болгарии является независимой  ветвью власти, призванной защищать права  и законные интересы граждан, юридических  лиц и государства. Основы судебной системы определены в Конституции  и детализированы в Законе о судебной системе 1994 г. (суд, прокуратура, органы следствия). В систему судебных органов  входят: Верховный кассационный суд, Верховный административный суд, апелляционные, окружные, военные и районные суды. Законом могут создаваться и  специальные суды, которые не входят в систему судов общей юрисдикции (например, Внешнеторговый арбитражный  суд Торгово-промышленной палаты Болгарии, Государственный арбитражный суд). Верховный кассационный суд осуществляет верховный судебный надзор за точным и единообразным применением  законов всеми судами; Верховный  административный суд - надзор за точным и единообразным применением  законов в административном правоприменении. Председатели Верховного кассационного, Верховного административного судов  и главный прокурор назначаются  на должность и освобождаются  от нее Президентом Республики по предложению Высшего судебного  совета сроком на 7 лет без права  повторного избрания. Президент не может отказать в назначении или  освобождении от должности, если предложение  направлено повторно. Судьи, прокуроры  и следователи становятся несменяемыми после 3 лет пребывания в должности. Они освобождаются от должности  только в случае ухода на пенсию, подачи заявления об отставке, вступления в силу приговора, которым назначено  наказание в виде лишения свободы  за умышленное преступление, а также  при длительной, более 1 года, фактической  невозможности исполнять свои обязанности. Большинство дел по первой инстанции  рассматриваются коллегией из профессионального  судьи и 2 народных заседателей, дела по особо тяжким преступлениям - коллегией  из 3 профессиональных судей и 4 заседателей. В вышестоящих инстанциях дела рассматриваются коллегией из 3 профессиональных судей. Прокуратура соответствует структуре судебных органов. Главный прокурор осуществляет надзор за законностью и методическое руководство деятельностью всех прокуроров. Согласно Конституции (ст.127) прокуратура следит за соблюдением законности, а именно: 1) привлекает к ответственности лиц, которые совершили преступления, и поддерживает обвинение по уголовным делам общего характера; 2) осуществляет надзор за исполнением уголовно-правовых и других принудительных мер; 3) предпринимает действия по отмене не соответствующих закону актов; 4) в предусмотренных законом случаях участвует в гражданских и административных делах. В целом прокуроры в Болгарии продолжают выполнять ту роль, которую они играли до 1989 г.  Оказание юридической помощи гражданам и юридическим лицам возложено на адвокатуру, которую Конституция (ст.134) определяет как "свободную, независимую и самоуправляющуюся". Ее организация и деятельность определяются Законом об адвокатуре 1991 г. (ред. 1996 г.). Специализированным органом конституционного контроля в Болгарии является Конституционный суд учрежденный в 1991 г. Его статус регулирует глава 8 Конституции и Закон о Конституционном суде 1991 г. В решении от 16 декабря 1993 г. Конституционный суд указал, что он не является судебным органом и стоит вне трех ветвей власти. Конституционный суд состоит из 12 судей, 1/3 которых избирается Народным собранием, 1/3 назначается Президентом и 1/3 избирается на общем собрании судей Верховного кассационного и Верховного административного судов. Мандат судей Конституционный суд длится 9 лет. Состав Суда обновляется каждые 3 года всеми формирующими его инстанциями. 
 
 

Политические  партии 

Вплоть  до ноября 1989 фактически единственной политической партией в стране была Болгарская коммунистическая партия (БКП), преобразованная из созданной в 1891 социал-демократической партии. Она была единственной в Европе партией  такого типа, находившейся в непримиримой оппозиции к правительству своей  страны во время Первой мировой войны. Впоследствии она – один из членов-основателей 3-го Интернационала. В 1946 БКП стала  правящей партией, когда набрала  большинство голосов в Великом  народном собрании (ВНС). На протяжении 43 лет господства она допускала  существование Болгарского земледельческого народного союза (БЗНС) – послушного реликта некогда массовой крестьянской партии. В конце 1989 он насчитывал 130 тыс. членов. Все другие политические партии были объявлены вне закона или распущены. БКП сохранила  также широкую массовую организацию  Отечественный фронт. Число членов БКП в 1945 увеличилось в 10 раз по сравнению с 1944 и достигло 250 тыс. человек. В январе 1990 она состояла из 31150 первичных организаций и  насчитывала 983,9 тыс. членов. БКП также  имела молодежный резерв – Димитровский коммунистический союз молодежи (до 1958 – Димитровский союз народной молодежи); им автоматически были охвачены почти  все молодые люди старше 14 лет. Дети в возрасте 9–14 лет являлись членами  коммунистической пионерской организации. К концу 1980-х годов номенклатура испытала глубокий кризис легитимности вследствие экономического спада, политического  и культурного упадка и в связи  с проблемами этнических меньшинств. Чтобы предотвратить революционные  выступления и удержаться у власти, группа «реформаторов» из правящей элиты  партии 10 ноября 1989 устранила Живкова  с поста генерального секретаря  ЦК БКП и председателя Государственного совета. На 14-м съезде (30 января – 1 февраля 1990) БКП приняла новый устав, предусматривающий  отказ от демократического централизма, а также «Манифест за демократический социализм». Основные его положения: десталинизация, отказ от монополии на власть, разнообразие форм собственности, преимущественно рыночная экономика и радикальная демократизация общества. По новому уставу, ЦК БКП был заменен Высшим партийным советом, который возглавляли председатель и секретариат. 3 апреля 1990 произошло переименование БКП в Болгарскую социалистическую партию (БСП). Оппозиционные силы возглавил основанный в декабре 1989 Союз демократических сил (СДС), объединивший ок. 20 партий, движений и клубов,  оппозиционных БКП. Наиболее популярным внутри СДС был стихийно возникший политический клуб «Экогласность», активисты которого в последний год правления режима Живкова сформировали наиболее сильную радикальную оппозицию. СДС не имел определенной политической платформы, его члены объединились главным образом на основе неприятия диктаторского правления БКП. БЗНС стремился продемонстрировать полное размежевание с БКП. Официальные профсоюзы, Отечественный фронт и Димитровский комсомол также объявили себя независимыми и изменили свои названия. Кроме СДС, в стране зарегистрировано ок. 150 партий, коалиций и движений. 
 
 
 
 
 
 

Местное самоуправление 

В новой  конституции указано, что Болгария является единым государством с местным  самоуправлением. В ней не допускаются  автономные территориальные образования. Система административно-территориального деления Болгарии состоит из двух уровней: высшего (9 областей, включая  город Софию) и низшего (в 1995 – 255 общин). Община является основной административно-территориальной  единицей, в которой осуществляется местное самоуправление. Орган местного самоуправления в общине – общинный совет. Органом исполнительной власти в общине является кмет (мэр). Область  – административно-территориальная  единица, в которой проводится региональная политика, государственное управление на местах и обеспечивается соответствие государственных и местных интересов. Управление областью осуществляется областным  руководителем при содействии областной  администрации. Областной руководитель, назначаемый Советом министров, обеспечивает проведение государственной  политики, отвечает за соблюдение законности и общественного порядка, в его  компетенцию входит также административный контроль. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

По форме государственного устройства Болгария классифицируется как парламентская республика. Отличительной чертой этого государства является запрет на образование автономных территорий. Кроме того, конституция этой страны запрещает образование политических партий на этнической, расовой или религиозной основе, а также партий, чьей целью является насильственный захват государственной власти. Кроме того, согласно конституции, ни одна партия или идеология не может получить статус государственной. Таким образом, можно констатировать, что характерными особенностями болгарского государственного устройства является жесткое следование доктрине государственного единства и в то же время ориентация на принципы политического плюрализма. Глава болгарского государства – президент, избираемый прямым всенародным голосованием на пятилетний срок. В настоящий момент президентом Болгарии является Георгий Пырванов, избранный 18 ноября 2001 г. Высшим органом исполнительной власти является Совет Министров, формируемый парламентом страны. Действующий премьер-министр Болгарии – Симеон Сакскобургготский, занимающий этот пост с 24 июля 2001 г. Высший законодательный орган страны представлен однопалатным Народным Собранием. Парламент Болгарии состоит из 240 депутатов, избираемых раз в 4 года. Высший судебный орган страны – верховный суд. Судебная ветвь власти полностью независима от остальных государственных структур. В ходе судебного разбирательства, представители суда руководствуются исключительно буквой закона. 
 
 

Список  использованной литературы 

1. Игнатенко  Г.В. Новая конституция Болгарии// Правоведение, 1992, № 1.

       2. Ильинский И.П. Основные тенденции  конституционного развития стран  Восточной Европы// Государство и  право, 1992, № 6.

       3. Иностранное конституционное право:  Учебник / Под ред. Маклакова  В.В. - М.: Юристъ , 1997.

       4. Коларова Р. Скромное обаяние  судей. / Конституционное право: восточноевропейское  обозрение. 1993, №2.

       5. Конституционное право зарубежных  стран. - М.: Норма : ИНФРА-М, 2000.

       6. Конституция Республики Болгария. Перев. Г.В. Игнатенко// Правоведение, 1992, № 1.

       7. Лаки К. Сводная таблица президентских  полномочий в странах Восточной  Европы// Конституционное право:  восточноевропейское обозрение, 1993, № 4 - 1994, № 1.

       8. Медушевский А.А. Кельзеновская  модель конституционного правосудия  и изменение конституций в  странах Восточной Европы. / Конституционное  правосудие в посткоммунистических  странах: Сб. докл. Отв. ред. Шаблинский  И.Г. - М.: Центр конституционных исследований  МОНФ, 1999.

       9. Неновски Н., Жабинска М. Конституционный  Суд в Болгарии// Государство и  право, 1993, № 9 .


Информация о работе Правовое регулирование Болгарии