Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования курсовой работы является правое государство.
Цель работы состоит в том, чтобы правильно и объективно раскрыть тему курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
• дать понятие правовому государству;
• соотнести гражданское общество и правовое государство;
• раскрыть проблему формирования правового государства в России.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………... 3
Глава 1. Понятие правового государства ……………………………… 5
1.1. Понятие и принципы правового государства …………………. 5
1.2. Развитие идеи правового государства в России ………………. 8
1.3. Условия формирования правового государства ……………… 11
Глава 2. Соотношение гражданского общества и правового государства……………………………………………………………………. 16
Глава 3. Проблемы формирования правового государства в России ... 20
Заключение ………………

Файлы: 1 файл

Kursovaja_rabota.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, правовое государство и  гражданское общество неразрывно связаны  друг с другом, составляют две части единого общественного организма. В идеале развитое гражданское общество создает условия для свободных, демократических межличностных отношений, для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей общественных индивидов. Степень независимости институтов гражданского общества (различных объединений, ассоциаций, партий, движений, средств массовой информации, семьи, церкви и др.) от государства, демократичности общественно-политической системы оказывает решающее влияние на характер и распределение власти в обществе. В таком обществе власть не может быть сконцентрирована в одних руках, а разграничивается на полицентричной основе. Разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной), разграничение между различными общественными субъектами экономических, социальных и политических функций, сфер деятельности становятся в демократической общественно-политической системе важнейшим жизненным принципом. В ней правовое положение общественного субъекта не тождественно его социально-экономической роли в гражданском обществе, что делает личность одновременно и частным лицом и гражданином государства.

     В целом гражданское общество как  область частной жизнедеятельности  сочетает в себе интересы и потребности  различных социальных и политических субъектов, что довольно часто приводит к конфликтам, противостоянию между ними, которые могут дополняться противоречиями между частными и государственными интересами. Снимать остроту противоречий между субъектами гражданского общества, создавать некую социальную гармонию призваны не только сами граждане, а главным образом государство, являющееся верховным арбитром. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать: в нём могут начаться дезинтеграционные процессы распада и острого противостояния разных социальных групп, общественных организаций. И, наоборот, без свободного, саморазвивающегося гражданского общества государство никогда не будет демократическим, станет одной из разновидностей авторитарных режимов.

     Обобщая различные представления по проблеме, можно было бы сформулировать несколько концептуальных положений о соотношении гражданского общества и государства.

     Первое. Понятие «гражданское общество»  и « правовое государство» характеризуют  различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (элементы) глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.

     Второе. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно  закономерный процесс, характеризующий  прогресс социально-экономической  и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни — с другой.

     Третье. Гражданское общество — первооснова  политической системы, им обусловливается  и определяется государство. В свою очередь, государство как институт — эта система учреждений и  норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества.

     В некоторых специфических исторических условиях, например, в рамках господства более развитых в политическом отношении  обществ над менее развитыми, возможен процесс формирования институтов гражданского общества под определяющим воздействием привнесенных в данную страну политических структур, но все же на существующей корпоративно-культурной основе.

     Четвертое. Гражданское общество не есть некая  совокупность автономных индивидов, законом  жизни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество — сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же — сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.

     Объективность противоречия между общими и особыми (индивидуальными, групповыми и др.) интересами определяет противоречия между государством и гражданским обществом.

     Пятое. Чем больше развито гражданское  общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем  больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.

     Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации — это общество с  развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями  между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством [8].

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Проблемы формирования правового государства  в России

     В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается правовым государством, для которого характерны политический плюрализм, разделение властей, признание высшей ценностью человека, его прав и свобод.

       Вместе с тем следует признать, что такое провозглашение констатирует  не реально сложившиеся отношения,  а лишь стремление к созданию  правового государства.

       Сложившиеся экономические и  социальные условия в нашей  стране, рост цен и инфляции, усиление бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате в значительной мере затрудняют и замедляют этот процесс.

       В сфере теории государства  и права произошла довольно  значительная смена политических  и идеологических ориентиров, однако  в практической жизни, касающейся равенства прав и свобод человека, принципа разделения властей, политического плюрализма и др., за последние годы не произошло каких-либо существенных изменений.

       Успешное решение формирования  правового государства невозможно  без создания реальных условий для данного процесса. К таким условиям относятся: достижение высокого уровня политического и правового сознания людей; создание единого, внутренне не противоречивого законодательства; ограничение вмешательства в сферу экономики; разработка продуманной национальной политики и эффективных средств ее реализации [7].

      1. Достижение высокого уровня  политического и правового сознания людей:

      - предпосылками создания правового государства в нашей стране являются:

      - выработка у широких слоев  населения навыков и потребности для сознательного участия их в управлении государством;

      - утверждение принципа плюрализма  мнений и суждений во всех  сферах жизни - общества и государства;

 

     - развитие системы самоуправления;

      - установление прочного правопорядка, законности и конституционности;

      - утверждение принципов реальной  демократии в сфере экономики,  культуры, науки и т.д.

      2. Создание единого, внутренне  не противоречивого законодательства.

       В настоящее время многие законы  еще не приведены в соответствие  с Конституцией. Время от времени возникает конкуренция федеральных законов и местных законодательных актов. Все это отрицательно сказывается на состоянии законности, экономики, приводит к межнациональным конфликтам, имущественным и территориальным спорам.

       Кроме того, в настоящее время  закон, будучи формально основным, главенствующим юридическим актом,  на деле фактически растворяется  в многочисленных подзаконных,  а точнее - ведомственных нормативных актах. Разумеется, возникающие общественные отношения настолько сложны и многогранны, что для их регулирования недостаточно одного, пусть даже самого авторитетного закона. Они требуют системы взаимосвязанных, детализирующих закон актов. Существование их неизбежно и обусловлено самой природой и характером регулируемых ими общественных отношений. Необходимо только, чтобы подзаконные акты не доминировали в общей системе нормативно-правовых актов и не искажали сути и содержания самих законов.

      3. Ограничение вмешательства государства в сферу экономики.

       Развитие частного предпринимательства  в России не должно сковываться государством. Прямое вмешательство государства в экономику посягает на экономическую свободу, служит тормозом ее развития, а значит, и создания социальных условий для формирования правового государства. Однако у нас еще сильны традиции государственного регулирования экономикой, до сих пор производятся дотационные вложения в нерентабельные предприятия, сдерживается процедура банкротства. Опасные призывы к возврату жесткого государственного контроля над экономикой возродились с новой силой после кризиса 17 августа 1998 г., который явился как раз следствием половинчатости экономических реформ. Для успешного формирования правового государства воздействие на экономику должно сводиться только к налоговому и кредитно-финансовому регулированию, к юридическому обеспечению неприкосновенности частной собственности.

      4. Разработка продуманной национальной  политики и эффективных средств  ее реализации.

       В условиях федеративного устройства государство призвано обеспечить сохранение исторически сложившегося единства народов, территориальной целостности страны. С межнациональными отношениями связаны вопросы суверенитета, способа организации и деятельности федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов федерации, обеспечения прав и свобод национальных сообществ. Однако сегодня в России в сфере межнациональных отношений существует много негативных явлений. Крайние формы национализма и сепаратизма, стремление безответственных националистических сил толкнуть свои народы на путь самоизоляции и выхода из состава федерации порождают почву для межнациональных конфликтов и их разрушительных последствий, Примером может служить Чечня, где националистический режим, манипулируя лозунгами "независимости", "самоопределения" обрек свой народ на страдания. Далеко не продуманной и не правовой была в данном случае и политика федеральных государственных органов, которая привела к бесславной и кровопролитной войне. Подобная ситуация немыслима в правовом государстве.

       Поэтому особое значение в  России приобретает правовое  воздействие государства на межнациональные  отношения путем сбалансированного  распределения полномочий между  федеральными и национальными  органами власти, выработки действенных согласительных процедур. Государство должно разработать и осуществить комплекс мер по выравниванию уровня развития народов, обеспечить их фактическое равенство.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Современные юристы считают, что с началом перестройки были предпосылки создания правового государства. В подтверждение данного тезиса можно сослаться на такие факты, как проведение демократических выборов во второй половине 80-х годов, расширение политических прав и свобод граждан, установление многопартийности и др. Но сейчас, если взять, например, гарантированность прав и свобод, она ослабла, особенно в том, что касается социально-экономических прав. Это отражается на многократном падении уровня жизни населения. Законности и конституционности в нашей жизни практически нет.

     Правовое  государство – часть правового  общества. В нашем обществе пока не существует не только привычки к  справедливому, на основе закона и с  помощью правосудия, разрешению социальных противоречий, но и даже устойчивой практики, которая такую привычку могла бы сформировать. А ведь, по существу, правовое государство и есть механизм разрешения социальных противоречий.

     Правовую  культуру следует формировать, в  первую очередь, у работников правоохранительных органов. Например, обязанность органов прокуратуры действовать только по закону и этого же требовать от всех, во многом зависит от уровня правовой культуры, правосознания каждого их представителя. Высококультурный в юридическом отношении работник прокуратуры никогда не оставит без должной реакции любое отступление от правопредписаний, кем бы оно ни допускалось, ни в коем случае не поддастся шантажу, подкупу и не позволит себе злоупотребление властью, превышение служебных полномочий либо халатное отношение к ним. 

     Надо  воспитывать глубокое уважение к  Конституции и закону, формировать  высокую правовую культуру и правосознание. Без этого невозможно создать  цивилизованное общество, построить  правовое государство.

Информация о работе Правовое государство