Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2015 в 22:58, реферат

Краткое описание

Правовое государство — это государство, деятельность которого подчинена фундаментальным принципам и нормам права[1]. Подчинённость деятельности органов власти судебным решениям и законам является признаком конституционных режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе и органами или лицами, обладающими реальной властью, определяется в странах общего права как «верховенство права». В юриспруденции Российской Федерации (далее РФ) этот принцип называется «законностью».

Файлы: 1 файл

Статья Миннехановой Диляры (1).doc

— 59.00 Кб (Скачать)

УДК 341

Миннеханова Д.Р.

студентка 1 курса факультета истории и юриспруденции

Елабужского института

Казанского (Приволжского) федерального университета

научный руководитель: Жадан В.Н., к.ю.н.,

доцент кафедры уголовного процесса

и судебной деятельности ЕИ К(П)ФУ

г. Елабуга, Российская Федерация

 

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

 

Правовое государство —  это государство, деятельность которого подчинена фундаментальным принципам и нормам права[1]. Подчинённость деятельности органов власти судебным решениям и законам является признаком конституционных режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе и органами или лицами, обладающими реальной  властью, определяется в странах общего права как «верховенство права». В юриспруденции Российской Федерации (далее РФ) этот принцип называется «законностью». Необходимо учесть, что термин «верховенство закона» также существует в российском праве. Под ним понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения. Верховенство закона – важнейший компонент правового государства[2].

Идея правового государства, является полной противоположностью деспотизма, полицейского произвола, диктатуры. Эта идея преследует ряд целей:

1)Ограничение и направление процесса осуществления власти. Не является целью правового государства стремление принизить важность  руководителей. Целью является установление стандартов легитимности методов руководства.

2)Формирование чувства правомерных ожиданий и определённости в отношении поведения субъектов права.

3)Охрана устоявшихся общественных представлений о  свободе и равенстве, справедливости и морали, а также защита  прав и достоинства граждан согласно этим представлениям[3].

В правовом государстве обязательно наличие следующих институтов:

1)Назначение наказаний за правонарушения согласно чётко определённым и опубликованным нормам и процедурам.

2)Равенство перед законом всех граждан, получающих защиту в рамках закона. В свою очередь нарушители правопорядка подлежат наказанию, независимо от их социального, политического, или экономического положения.

3)Существование беспристрастных, независимых, эффективных, беспристрастных и доступных судов,  и правоохранительных органов.

Важную роль играет согласие правящих классов в отношении принципов разрешения конфликтов и базовых культурных ценностей, а также норм политического поведения.

Идеал правового государства не привязан к какому-либо национальному опыту. Среди наиболее значимых принципов можно выделить верховенство закона, равноправие, выполнимость требований права, защиту гражданских свобод. Однако для реализации данного идеала, следует учесть, что каждая страна имела ряд своих особенностей, в силу уникальной истории и сложившихся традиций. Институты правового государства напрямую зависят задач, которые поставило перед собой общество. На сегодня успешными оказались модели правового порядка, в которых:

    • судебная ветвь власти является отделенной от законодательной и исполнительной ветви власти;
    • судебные решения основаны на разумных толкованиях законов;
    • наличие гарантий справедливого судебного разбирательства.

Верховенство закона означает, что закон обладает высшей юридической силой. В соответствии с этим все другие правовые акты должны ему соответствовать. Можно сделать вывод, что никакой орган власти или должностное лицо не могут совершать действия за пределами рамок, которые были установлены законом. Правовые нормы меняются и издаются, в соответствии с узаконенными процедурами.

Одной из приоритетных задач государства является обеспечение безопасности граждан. Только государство должно быть источником законодательного применения силы. Необходимо чтобы правовые процессы были доступными и прочными, тогда можно говорить об эффективной деятельности правоохранительных органов.

Законы относятся ко всем без исключений, в соответствии с принципом равноправия, в том числе к тем, кто создает законы. Правосудие в правовом государстве не должно принимать во внимание обеспеченность, власть, происхождение, или общественное положение лиц. Юрисдикция судов, выносящих постановления по делам обычных граждан, должна распространяться на всех граждан[4].

Законы должны формулировать условия своей применимости в общих чертах. Они не должны издаваться для решения конкретных задач. Однако иногда требование обобщённости сталкивается с трудностями. Примером может послужить то, что в социальных государствах существуют нормы, которые относятся к лицам чётко обозначенного социально-экономического статуса. Критики данных норм считают, что это правовая дискриминация.

В силу общественного неравенства, часть граждан имеют лучший доступ к ресурсам для защиты своих прав и интересов, соответственно они имеют лучшие шансы на выигрыш судебного дела.

Необходимо наличие таких законов, чтобы граждане могли им следовать. Они должны не просто существовать, но и быть доступными для ознакомления и содержать понятные требования. Создание неопубликованных законов, частая изменчивость законодательства и внутренняя противоречивость делают его неисполнимым на системном уровне, тем самым оставляя возможность избирательного применения. Необходимо, чтобы законы точно и непротиворечиво формулировали критерии наказуемости. Это позволит свести к нулю произвол в их применении.

Помимо вышесказанного, законы не должны входить в противоречие с устоявшимися общественными представлениями о справедливости. В конституционных демократиях существует ряд институтов, в том числе, свобода массовой информации, состязательные и периодические выборы, парламенты.

Независимость суда от законодательной и исполнительной ветвей власти играет значительную роль в правовом государстве. Если судебная власть смыкается с законодательной властью, свобода подсудимого может стать предметом произвольного регулирования. Если суд зависит от исполнительной власти, то он не может защитить подсудимого от нелегитимного применения силы.

Правосудие обеспечивается за счёт полного набора заранее известных процедур и правил принятия решений системой права, процесс применения которых отличается справедливостью, последовательностью и прозрачностью. Правосудие является непредсказуемым, в случае если коррупция позволяет нарушителям избежать наказания или лишить владельцев их законной собственности.

Согласно профессору Нью-Йоркского университета Джереми Уолдрону, уголовные наказания должны назначаться при обеспечении следующих условий[5]:

    • рассмотрение дела в суде, который выносит решение беспристрастно на основании фактов, законов и изложенных в связи с ними аргументов;
    • компетентные и независимые от других ветвей государственной власти судьи;
    • сбор улик согласно установленным процедурам;
    • право присутствовать на всех существенных стадиях процесса;
    • право подготовиться к защите и на помощь адвоката;
    • право лично оспорить свидетельства в пользу обвинения;
    • право предоставить доказательства и аргументы в свою пользу;
    • право знать мотивацию суда, послужившую основанием для вынесения приговора;
    • некоторые возможности апелляции в высшую судебную инстанцию.

 

В заключение необходимо отметить, что существует проект (World Justice Project), который публикует ежегодный индекс по странам мира[6], включающий 8 показателей:

1)отсутствие коррупции;

2)ограничение власти государства;

3)порядок и безопасность;

4)фундаментальные права;

5)открытость правительства;

6)правоприменение;

7)гражданское правосудие

8)уголовное правосудие.

В 2012 году страны Скандинавии, Нидерланды и Новая Зеландия заняли верхние позиции в рейтинге почти по всем показателям (по сумме баллов Швеция набрала 7,12 из 8 возможных). Позиция России зависит от показателя[7] и варьируется между 65-м и 92-м местом в общем списке из 97 стран.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Червонюк В. И. Правовое государство // Конституционное право России: энциклопедический словарь. М.: Юрид. лит., 2002 - 432 с.
  2. Хропанюк В. Н. Теория государства и права / Под ред. В. Г. Стрекозова. 3-е изд. М.: Омега-Л, 2008. Гл. IV. Правовое государство и его основные характеристики - 384 с. 
  3. Дворкин Р. Либерализм // Современный либерализм. М.: Прогресс — Традиция, 1998. С. 44-75.
  4. Дайси А. В. Основы государственного права Англии. Введение в изучение английской конституции. 2-е изд. СПб.: Тип. тов-ва И. Д. Сытина, 1907 – 136 с.
  5. Уолдрон Дж. Теоретические основания либерализма // Современный либерализм. — М.: Прогресс — Традиция, 1998. — С.108-137. 
  6. Индекс по странам мира – [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://worldjusticeproject.org/rule-of-law-index/ (дата обращения: 08.06.2015).
  7. Индекс России – [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://worldjusticeproject.org/rule-of-law-index/ (дата обращения: 08.06.2015).

© Миннеханова Д.Р., 2015

 


Информация о работе Правовое государство