Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 13:06, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть правовое государство с позиции проблем теории.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие конкретные задачи:
- рассматриваются предпосылки формирования правового государства;
- дается понятие, выделяются признаки правового государства;
- характеризуются принципы правового государства;
- анализируется незыблемость конституционных прав и свобод граждан в правовом государстве.
Введение
1. Предпосылки формирования правового государства
2. Принцип функционирования правового государства
2.1. Понятие и признаки правового государства
2.2 Принципы правового государства
3. Незыблемость конституционных прав и свобод граждан в правовом государстве
Заключение
Список литературы
4. Как способ ограничения политической власти выступает верховенство закона и его господство в общественной жизни.
Верховенство легитимного закона в обществе - важнейший принцип правового государства. Слово верховенство в данном контексте означает, что все юридически значимые действия людей, предприятий, организаций, должностных лиц сверяются с требованиями законов: требование законов превыше всего! В правовом государстве господствуют не лица, а общие правила или правовые нормы: преодолевается страх перед начальником, чиновником, которые правы не всегда, а только тогда, когда повелевают, приказывают сообразно законам.
Чтобы разобраться в проблеме верховенства легитимного закона, необходимо вникнуть в суть самих законов. В частности, какие требования предъявляются в правовом государстве к законам? Ведь не любое государство, в котором законы принимаются и точно исполняются, отвечает требованиям правового государства. Вообще в мире нет государства, в котором не принимались бы законы и не устанавливались правовые требования, однако, далеко не все отвечают стандартам правового государства. Для того чтобы правильно понять сущность такого государства, необходимо учитывать, что бывают разные законы. Одни разрабатываются кабинетным способом, принимаются и навязываются обществу. Это происходит, когда государство отрывается от народа, становится над ним и через свои законы диктует условия гражданам. Другие законы выражают волю народа, соответствуют конституции правового государства и являются продолжением заложенных в ней идей и принципов. Такие законы называются легитимными, правовыми. Против этого названия принципиальных возражений нет. Однако, по нашему мнению, законы правового государства все же следует называть легитимными, а не правовыми, потому что легитимный закон это и есть правовой, то есть справедливый закон. Легитимность установить легче, чем принадлежность к правовому закону: она определяется соответствием закона конституции государства, выражением в нем воли и интересов государствообразующего народа. Последнее проверяется не только прямым участием народа в обсуждении и принятии закона путем обнародования и всенародного голосования, но и легитимностью законодательной власти. В реальной жизни только проверкой соответствия принятого закона требованиям конституции и правомочности органа, который принял закон, можно определить легитимность закона, принять меры к отмене его силы или, напротив, к оставлению в силе. Если соответствующий орган (конституционный суд или другой орган контроля легитимности закона) будет устанавливать, правовой ли закон или неправовой, то недалеко и до вольностей самого органа контроля.
Проблема правового закона имеет определенное значение при разработке основного и других законов. Здесь понятие «правовой» означает правильный, справедливый, народный, поскольку русское слово «право» исходит от слова «правое». Законодатель, действительно, должен принимать правовые законы. Но в отношении принятых и действующих законов больше подходит понятие «легитимность», поскольку оно позволяет оценить их с позиции конституционности и правомочности органа, принявшего закон. Другими словами, если традиционно наши законы были рассчитаны в своей реализации на давление сверху, то законы правового государства - на инициативу снизу, на самих людей. Именно они в первую очередь заинтересованы в строгом исполнении законов.
В правовом государстве законы служат основным инструментом управления общественными делами. Именно через законы устанавливается власть права. Сказанное положение имеет два аспекта. Первый: законы и только законы должны регулировать подавляющее число отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Ни подзаконные акты, ни тем более инструкции, положения, разработанные и утвержденные в кабинетах министерств и ведомств, не должны ни количественно, ни качественно преобладать над законами, которых должно быть столько, сколько необходимо для упорядочения и сглаживания общественной жизни. Второй: в правовом государстве только законы могут служить естественным убежищем людей от угнетения и несправедливости; не должны возникать вопросы типа кому верить? Кто нас рассудит? Эти вопросы должны адресоваться закону и разрешаться им, и важнейшей задачей всех юрисдикционных органов является деятельность строго в рамках законов.
В правовом государстве все надежды людей должны быть оправданы законами. Его законы должны гарантировать предсказуемость жизни.
Большое значение уделяется обнародованию законов. В цивилизованном мире уже давно установилось правило: нельзя требовать исполнения неизвестного закона. Любой закон должен быть доступным всем гражданам. Нельзя строить бизнес на деле обнародования и размножения законов; ими население обеспечивается государством, самой законодательной властью. Юридическая помощь населению направлена не на обеспечение законами, а на разъяснение и их правильного применения.
Думается, что нет необходимости подробно останавливаться на том, что законы должны быть понятны всему населению. Они не могут противоречить один другому, должны быть стабильными. Если их ежегодно менять, то интерес населения к ним, естественно, пропадет.
5. Взаимная ответственность государства и личности - это тоже способ ограничения политической власти. Еще И. Кант сформулировал данную идею: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.
В условиях правового государства личность и властвующий субъект (как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности.
Этот способ ограничения политической власти выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем власти и личностью как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях.
Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: а) ответственность правительства перед представительными органами; б) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.; в) импичмент и др. Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могли бы стать референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д. Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.
Названные способы и средства ограничения государственной власти могут рассматриваться в виде самостоятельных принципов, так или иначе развивающих и конкретизирующих второй основной принцип - последовательное связывание с помощью права государственной власти.
Кроме двух основных можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это - высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и т.п.
Итак, принципами правового государства являются:
наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения;
разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
федерализм;
верховенство закона;
взаимная ответственность государства и личности;
высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;
наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.
Правовому государству характерно признание незыблемости основных прав и свобод человека, их преимущества перед иными общественными и государственными установлениями.
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, - провозглашает Конституция РФ. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина и человека – обязанность государства» (ст.2). «Основные права и свободы человека не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ст.17).
Эти положения о принадлежности прав от рождения, о естественном характере прав человека впервые так определенно нашли отражение в российском праве. И это не просто факт некоторых новаций в нашем законодательстве. За этим стоит радикальный поворот общественно-политической мысли, приобщение современной России к ценностям, прошедшим проверку временем, историей. Это знаменует и полярное размежевание с догмами марксизма конца 19 века и с искусственными конструкциями марксистско-ленинской науки 20 века.
Либерально-демократическая концепция естественного права и равенства в прирожденных правах всех людей была несовместима с классовым подходом и идеологической чистотой "«вечно живого учения» и отвергалась в свое время советской правовой наукой и политической практикой коммунистического режима. «Пропаганда идей естественного права направлена против пролетарской революции и коммунизма. С помощью естественного права оправдываются всякие контрреволюционные движения и подрывная работа против Советского Союза и стран народной демократии»[9], - так в правовой литературе советских времен оценивалась эта концепция.
Когда речь идет о правах человека, то имеются в виду не вообще любые права. Люди имеют право смотреть на облака, или витать в них, надеть сегодня желтые ботинки или вообще ходить босиком.
То есть нужно различать морально-этические права, не закрепленные в нормах права, в законах и Права Человека как систему международных и национальных законодательных установлений. Нужно четко формулировать и точно употреблять правовые термины и понятия из области прав и свобод человека.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Покуда жив человек, он неразрывно связан со своими правами и свободами, они не должны быть никем и никаким образом отняты у него. В соответствии с международными стандартами перечисленные в Конституции РФ основные права и свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Вместе с тем, международное право и законодательная практика демократических государств, предусматривает определенные ограничения прав и свобод в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ряд прав и свобод ни при каких обстоятельствах, даже в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20,21,23 (часть1), 24, 28, 34 (часть1), 46-54 Конституции РФ- это право на жизнь, достоинство личности, свобода от пыток, право на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и другие.
Права человека носят всеобщий, универсальный характер. Всеобщность и универсальность прав и свобод человека имеет несколько измерений.
Во-первых, все люди без какой-либо дискриминации имеют основные права и свободы. Международные стандарты и законодательство демократических государств гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Во-вторых, все права и свободы универсальны с точки зрения их содержания. Право на жизнь, равенство всех перед законом, право свободного передвижения, право на гражданство, право на свободу убеждений и т.д. - это общие права и свободы всех людей вне зависимости от общественного строя, политического режима, формы государственного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой человек принадлежит.
В-третьих, всеобщность прав и свобод человека выражается и в территориальном аспекте. Везде, где бы ни находился человек, куда бы он не переместился, - в любом месте он обладает естественными основными правами и свободами, вне зависимости от того является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или какой-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.
В-четвертых, проблема прав человека - всеобщая проблема. Признание всеобщности и универсальности прав и свобод человека нашло свое выражение в документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1991 г.). Государства-участники подчеркнули, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ международного порядка.
На современном этапе общественного развития основные права и свободы человека определяются как объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых не может существовать сам человек.
Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина - главный признак правового государства. Россия признает нерушимость этих прав и свобод.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - новая реальность современной России, одна из тех сфер ее государственной и общественной жизни, которая привлекает и вызывает озабоченность не только внутри нашей страны, но и за рубежом[10].