Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 23:50, контрольная работа
В ходе исторического развития происходило развитие и изменение структуры общества, что неизбежно влекло за собой усложнение отношений внутри него. Обычаи и традиции, которые длительное время определяли жизнь общества, оказались недостаточно эффективными в этих изменившихся условиях. Новая форма организации общества, которой стало государство, потребовала регламентации общественных отношений с помощью правовых норм, обеспеченных силой государственного принуждения. Эта потребность привела к возникновению качественно нового вида деятельности – правотворчества. С изменениями в общественных отношениях совершенствовались и правовые нормы, возрастала их роль в регулировании жизни общества, формировались представления о естественном и позитивном праве, их соотношении.
Введение..........................................................................................................3
1. Понятие правотворчества и его принципы..............................................5
2. Виды правотворческой деятельности в Российской Федерации...........9
3. Основные стадии правотворческого процесса.......................................13
3.1 Законодательный процесс......................................................................20
3.2 Подзаконные акты РФ: особенности правотворчества.......................23
Заключение....................................................................................................27
Список использованной литературы..........................................................29
Подготовленные проекты должны быть подвергнуты всесторонней правовой, финансовой, экологической и иной специализированной экспертизе. Такая экспертиза, будучи постоянной и обязательной, призвана способствовать повышению качества подготавливаемых нормативных решений, эффективности правотворческой работы.
Важнейшие законопроекты могут быть вынесены на всенародное обсуждение. В процессе всенародного обсуждения законопроект публикуется в центральных и местных газетах и журналах, рассматривается на заседаниях представительных органов различных звеньев, в трудовых коллективах предприятий и учреждений, в воинских частях, общественных объединениях, на собраниях граждан по месту жительства.
Всенародные обсуждения в нашей стране пока еще не превратились в эффективный инструмент учета общественного мнения в законодательной работе, повышения качества законопроектов и должны организовываться значительно шире.
После учета замечаний и предложений проект окончательно отрабатывается и редактируется. Как правило, это делает та рабочая комиссия, которая составляла первоначальный текст проекта.
Затем наступает новый этап правотворческой процедуры, когда работа над проектом вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом.
Возведение государственной воли в закон (деятельность правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта). Этот этап начинается с внесения проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа или организации, готовивших его. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган страны (правом законодательной инициативы) пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, обычно предусмотренные в Конституции.
Все официально внесенные законопроекты рассматриваются и принимаются после обсуждения соответствующими комитетами палат законодательного органа по профилю проекта, а также комитетом по законодательству.
Следующая стадия правотворческого процесса, осуществляемая коллегиальным правотворческим органом, - внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания. Затем следует обсуждение и официальное принятие проекта.
Эти
стадии применительно к деятельности
высшего представительного
Коллегиальные правотворческие органы (Правительство, государственные комитеты и др.) принимают нормативные акты простым большинством голосов. Президент государства, министры и другие органы единоличного руководства утверждают свои акты в персональном порядке.
Официальное оглашение принятого нормативного акта. Заключительной стадией правотворческого процесса является официальное опубликование принятого нормативного акта в особых, предусмотренных законом печатных органах (специально-официальные издания, газеты), а также его официальное оглашение в иной форме (по радио, телевидению, телеграфу, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы и организации).7
Таким
образом, обычно обнародуются законодательные
акты, нормативные решения Президента
и Правительства. Во многих странах
установлено правило, согласно которому
неопубликованный в официальном издании
акт (кроме актов, содержащих государственную
или военную тайну) не влечет правовых
последствий, т.е. лицо (орган) не несет
юридической ответственности за нарушение
его предписаний. Так, в соответствии с
ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации8
неопубликованные законы не применяются.
Любые нормативные правовые акты, затрагивающие
права, свободы и обязанности человека
и гражданина, не могут применяться, если
они не опубликованы официально для всеобщего
сведения.
3.1
Законодательный процесс
Право принятия законотворческого решения по судьбе законопроекта принадлежит законодательному органу. В Российской Федерации таковым является Государственная Дума. Именно этот орган осуществляет собственно «творчество права»: создает, изменяет или отменяет нормы права, там происходит интеллектуальная работа над текстом законопроекта. Поскольку правотворческая работа носит длительный характер (от нескольких месяцев до одного-двух и более лет), работа над законопроектом может быть разбита на несколько стадий, логично и последовательно сменяющих одна другую.
Первая стадия: внесение законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы и рассмотрение законопроекта в первом чтении. На этой стадии Совет Государственной Думы и соответствующий комитет Государственной Думы ведут работу по подготовке законопроекта к рассмотрению на заседании Государственной Думы. При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости.
По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок или отклонить законопроект.
Для принятия проекта федерального закона в первом чтении требуется не менее 226 голосов депутатов, для проекта федерального конституционного закона необходимо не менее 300 голосов депутатов.
Вторая стадия: доработка и рассмотрение законопроекта во втором чтении. Цель этой стадии — проанализировать содержание законопроекта с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия. В рамках этой стадии происходит обсуждение поступивших от субъектов права законодательной инициативы, указанных в ст. 104 Конституции РФ, поправок к тексту законопроекта, проводится голосование по принятию этих поправок, а также по принятию доработанного законопроекта во втором чтении. Отклонение законопроекта в процессе второго чтения влечет отказ от последующего рассмотрения законопроекта.
В ряде зарубежных стран установлены сроки прохождения законопроекта до момента его принятия. Так, в Великобритании для частных законопроектов установлены сроки между стадиями — четыре дня (между первым и вторым чтением), три дня — между стадией доклада и третьим чтением. В России пока не установлено четкой регламентации сроков рассмотрения законопроекта, что создает возможность для определенных политических сил затруднить прохождение законопроекта.
Третья стадия: рассмотрение законопроекта в третьем чтении. На этом этапе происходит окончательное согласование текста законопроекта: устраняются возможные внутренние противоречия, устанавливается правильная взаимосвязь статей с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.
При рассмотрении законопроекта на заседании Государственной Думы в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных глав, статей.
Если законопроект не принят Государственной Думой в третьем чтении, он дальнейшему рассмотрению не подлежит. При положительном исходе голосования одобренный закон направляется на рассмотрение Совета Федерации.
Четвертая стадия: рассмотрение закона Советом Федерации. На эту процедуру высшей палате Федерального Собрания отводится 14 дней. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.
Закон считается одобренным, если за него проголосовало не менее 89 членов Совета Федерации (для федерального конституционного закона требуется не менее 118 голосов «за»). Если Совет Федерации не рассмотрел закон в установленный срок, то он считается одобренным и направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Исключение составляют федеральные конституционные законы, которые приобретают статус закона исключительно после одобрения (а не принятия, как в случае с федеральными законами) Государственной Думой и одобрения Советом Федерации.
Кроме того, обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 106 Конституции РФ.9
Пятая стадия: рассмотрение федеральных законов Президентом РФ. В соответствии со ст. 107 Конституции РФ принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется для подписания и обнародования Президенту РФ, который обязан в течение 14 дней подписать федеральный закон и обнародовать его. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ.
Шестая
стадия: обнародование и вступление
закона в силу. Тексты законов РФ подлежат
официальному опубликованию в «Собрании
законодательства Российской Федерации»,
«Российской газете» и «Парламентской
газете» в течение семи дней после подписания
их Президентом РФ. Вступают в силу законы,
как правило, по истечении 10 дней после
дня их официального опубликования. В
результате закон начинает действовать
на всей территории России и применяется
к общественным отношениям, возникающим
после введения его в действие.
3.2
Подзаконные акты РФ:
особенности правотворчества
Правовое регулирование в Российской Федерации только законами не исчерпывается. Наряду с ними соответствующие отношения регулируются подзаконными актами — актами Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти. Рассмотрим их более подробно.
Нормативные правовые акты Президента РФ. Президент РФ — глава государства. В соответствии с этим издаваемые им нормативные правовые акты (указы) занимают следующее после законов место в иерархии нормативных правовых актов федерального законодательства. Юридическая сила указов такова, что они, как и законы, обязательны для исполнения на всей территории РФ, в качестве предмета регулирования имеют основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Конституции РФ и законам России на основании заключения Конституционного Суда РФ указ Президента РФ может быть отменен. По сравнению с законами указы имеют преимущество: относительно быструю процедуру их принятия. Кроме того, перечень субъектов подготовки проекта указа законодательно не установлен. Поэтому, учитывая предмет регулирования, многие проекты указов подготавливаются Правительством РФ или соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Нормативные правовые акты Правительства РФ. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть и, реализуя эту функцию, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений, а решения по текущим и оперативным вопросам — в форме распоряжений. Особенность актов Правительства РФ в том, что они могут быть приняты лишь в рамках его компетенции и на основании и во исполнение российских законов.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать предусмотренные положениями о них акты, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных российскими законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.
Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике это происходит не всегда.
Нормативные акты этой группы многочисленны и многообразны. К ним относятся приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д. Все эти акты издаются для реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни (промышленность, наука, культура, здравоохранение, безопасность и т.д.). Они обязательны для исполнения для всех подведомственных организаций, должностных лиц.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, после чего публикуются (не позднее 10 дней после регистрации). Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются. Регистрация в Министерстве юстиции РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения федерального органа исполнительной власти. Проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им дополнительные, не предусмотренные законодательством РФ обязанности.
Нормативные
акты федеральных органов
Нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ. Локальные нормативные акты. Органы государственной власти субъектов РФ, решая задачи в соответствии со своей компетенцией, принимают решения, облекая их в правовую форму.11 Издаваемые нормативные правовые акты распространяются лишь на территорию соответствующих регионов. Согласно законодательству решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления данного нормативного акта в силу.