Правонарушения и юридическая ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:54, реферат

Краткое описание

Правонарушение представляет собой действия, противоречащие нормам права.
Противоправность правонарушения выражается в том, что гражданин, иное
лицо нарушает какую-либо действующую норму права, действует вопреки ее
предписаниям и тем самым противопоставляет свою собственную волю воле
государства, вступает с ним в конфликт.

Оглавление

Правонарушения.
Понятие правонарушения;
Структура (состав) правонарушения;
Виды правонарушений.
Юридическая ответственность.
Понятие юридической ответственности;
Принципы юридической ответственности;
Виды юридической ответственности.

Файлы: 1 файл

Реферат1.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

Составы проступков закрепляются в гражданском, административном,

финансовом, трудовом, земельном, экологическом праве  и других отраслях

права. Проступки подразделяется на три вида – административные,

дисциплинарные  и гражданско-правовые. В основе деления лежат виды

общественных  отношений, нарушаемые соответствующими проступками, а также

способы применения за них санкций. Так, административные проступки,

которыми причиняется  значительный ущерб гражданам, иным лицам, являются

одновременно  и гражданскими деликтами. При этом споры, связанные с его

возмещением, рассматриваются  в порядке гражданского судопроизводства,

тогда как ответственность  за совершение административных проступков

применяется в  административном порядке. 

Административный  проступок – это противоправное виновное деяние,

посягающее на государственный или общественный порядок, собственность,

права и свободы  граждан, установленный порядок управления, за которое

действующее законодательство предусматривает административную

ответственность. Примерами административных проступков являются

нарушения правил дорожного движения, мелкое хулиганство, ввод в

эксплуатацию  производственных объектов без устройств, предотвращающих

вредное воздействие  на окружающую природную среду, нарушение  или

невыполнение  правил пожарной безопасности и др. 

Характерная особенность  административных проступков заключается  в том,

что правонарушитель  не состоит в трудовых или служебных отношениях с

органами или  должностными лицами, которые принимают  решение о применении

к нему санкций. Административные проступки рассматриваются  специально

созданными органами – административными комиссиями при органах местного

самоуправления, судами, органами государственного пожарного надзора,

органами железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта,

таможенными органами и др. Там, где правонарушитель  привлекается к

ответственности должностными лицами, связанными с  ним трудовыми,

образовательными, служебными отношениями, имеет место  не

административный, а дисциплинарный проступок. 

Субъектами административных проступков могут быть граждане и  должностные

лица. Последние  подлежат административной ответственности  за

административные проступки, связанные с несоблюдением установленных

правил в сфере  охраны порядка управления, государственного и

общественного порядка, природы, здоровья и других правил, обеспечение

выполнения которых  входит в их служебные обязанности. В настоящее время

административную ответственность могут нести и юридические лица –

предприятия, организации, учреждения – за допущенные ими  нарушения

законодательства  об охране окружающей природной среды. 

Дисциплинарный  проступок представляет собой нарушение  трудовой воинской,

учебной или  иной дисциплины. Субъектом дисциплинарного  проступка может

быть только лицо, которое в силу своего положения  обязано соблюдать

правила, устанавливающие  тот или иной режим деятельности.  

Совершение дисциплинарного  проступка влечет за собой применение

дисциплинарного взыскания руководителем соответствующего предприятия,

организации, учреждения. В случаях, когда дисциплинарный проступок

совершает руководитель предприятия, организации учреждения, вопрос о его

привлечении к  дисциплинарной ответственности решает вышестоящее

должностное лицо или орган, которому подчинено данное предприятие,

организация, учреждение. 

Специфика гражданских  правонарушений состоит в том, что  их составы не

перечисляются в гражданском законодательстве. И в этом нет

необходимости. Правонарушениями в гражданском праве признаются любые

виновные противоправные деяния, наносящие вред имуществу  других лиц либо

их личным неимущественным  благам: чести и достоинству человека, его

деловой репутации, авторским, изобретательским и иным правам. 

Ведущим принципом  гражданского права является требование полностью

возместить убытки, причиненные гражданским правонарушением. Поэтому в

зависимости от оснований, влекущих обязанность возместить причиненный

вред, выделяют правонарушения, связанные с неисполнением гражданских

договоров, и  правонарушения, вытекающие из причинения вреда другим

лицам. 

В гражданском  праве вред понимается как любое  умаление личного или

имущественного  блага. Материальный вред связан с имущественными потерями

для потерпевшего (утратой или порчей вещи, несением дополнительных

денежных расходов, выполнением каких-либо дополнительных действий и

др.). Моральный  вред может и не влечь материальных утрат, как, например,

в случае распространения  каких-либо позорящих человека сведений,

унижающих его  честь и достоинство. Однако современное  гражданское

законодательство  Российской Федерации признает возможным  возмещать его в

денежной форме. Конечно, такое возмещение носит  практически чисто

символический характер и служит больше целям наказания правонарушителя,

нежели реального  возмещения морального вреда. 

Субъектами гражданских  правонарушений могут быть граждане и юридические

лица, действовавшие  виновно и противоправно. Однако, как уже говорилось

ранее, в гражданском  праве допускается ответственность и без вины

владельца источника  повышенной опасности. 

Юридическая ответственность 

1. Понятие юридической  ответственности 

Государство, государственные  органы не могут благодушно взирать  на все

случаи нарушения  установленной ими законности, попытки отдельных лиц

подменить общеобязательные нормы права своим «правом» и  удовлетворять

свои потребности  за счет нарушения прав и законных интересов других лиц.

В этих ситуациях  государство вынуждено принимать  адекватные меры с тем,

чтобы пресечь  совершаемые правонарушения, восстановить нарушенные права

и заставить  правонарушителя действовать в  рамках законности. Действенным

способом воздействия  государства на правонарушителя, призванным

обеспечить его  правомерное поведение, отказаться от попыток совершать

противоправные  деяния, выступает юридическая ответственность. 

Как самостоятельный  и необходимый элемент механизма  правового

регулирования юридическая ответственность характеризуется  тремя

специфическими  признаками: 

представляет  собой вид государственного принуждения,  

единственным  основанием применения ответственности  выступает

правонарушение;  

3) выражается  в применении негативных, отрицательных  мер к лицу,

совершившему  правонарушение. 

Юридическая ответственность  как вид государственного принуждения

характеризуется тем, что таким способом приводится в действие санкция

нарушенной нормы  права. Негативные последствия нарушения  нормы права не

возникают само собой, автоматически. Редко какой  правонарушитель

уподобляется  унтер-офицерской вдове, «которая сама себя высекла».

Перевод санкции  из сферы долженствования в сферу  практической

деятельности  осуществляется государственными органами путем применения к

правонарушителю одной из мер, предусмотренных санкцией нарушенной нормы.

Государство предписывает правонарушителю действовать определенным

образом и принуждает его исполнить предписанное реально. Воля и желание

правонарушителя в данном случае не имеют никакого значения. В случае

отказа правонарушителя  добровольно исполнить предписанное, требуемое

поведение будет обеспечено соответствующими государственными органами. 

Так, лицу, совершившему административное или гражданское  правонарушение,

дастся возможность  добровольно исполнить меру государственного

принуждения –  заплатить штраф, возместить ущерб  кредитору, исполнить

надлежащим образом  обязательства по договору. Однако, если такие

действия не будут совершены к определенному  сроку, то принудительные

меры будут  проведены судебным исполнителем, или  иным органом. Уголовное

наказание чаще всего осуществляется мерами государственного принуждения

с момента вынесения  приговора.  

Юридическая ответственность  является государственным принуждением,

однако, далеко не всякая принудительная мера государства  является

юридической ответственностью. В механизме правового регулирования

властно-организованная сила государства проявляется по самому широкому

кругу отношений  в целях подавления отрицательных  волевых устремлений

отдельных лиц, обеспечения потребностей общества, государства или

населения в  материальных благах при наличии экстремальных ситуаций и по

другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством. 

В числе мер  государственного принуждения, не связанных  с реализацией

юридической ответственности, можно назвать следующие:  

реквизицию имущества, изымаемого у собственников по решению

государственных органов в случаях стихийных  бедствий, аварий, эпидемий и

иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер; 

меры, проводимые в профилактических, предупредительных  целях (проверка

документов у  водителей транспортных средств, надзор за состоянием

противопожарной безопасности на предприятиях, в организациях и

учреждениях, санитарно-эпидемиологический, таможенный надзор,

ограничение движения транспортных средств и пешеходов  в связи с

проведением каких-либо массовых мероприятий); 

принудительные  меры применяемые в целях пресечения противоправных

Информация о работе Правонарушения и юридическая ответственность