Правонарушение понятие и признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 08:45, реферат

Краткое описание

Возможность нарушений норм права заложена в сути человеческой жизни и несовершенстве человека. Причиной многих правонарушений является стремление отдельных лиц удовлетворить свои потребности способом, противоречащим требованиям правовых норм. Среди условий, порождающих правонарушения, называют противоречия в экономических, политических, социальных и духовных отношениях, которые являются своего рода питательной средой для различного рода злоупотреблений, хищений, посягательств на жизнь и здоровье людей и т. д.

Файлы: 1 файл

Курсач - копия.docx

— 49.61 Кб (Скачать)

Дисциплинарные проступки связаны с нарушением норм трудового законодательства, например с неисполнением рабочим или служащим возложенных на него трудовых обязанностей, нарушением трудовой дисциплины (прогул, опоздание на работу, невыполнение распоряжений представителей администрации организации). Дисциплинарные проступки, как правило, нарушают внутренний распорядок организации, учебную, служебную и иные виды дисциплины. Санкции за совершение дисциплинарных проступков устанавливаются Трудовым кодексом РФ, правилами внутреннего трудового распорядка, ведомственными уставами, положениями, инструкциями и другими локальными актами. Процессуальные правонарушения обусловлены нарушением установленной законом юридической процедуры при рассмотрении различного характера споров в суде, при осуществлении конституционного правосудия, регламентации уголовно-процессуальной процедуры, производства в арбитраже, административного судопроизводства. Процессуальные вопросы в действующем законодательстве во многом не урегулированы, процессуальные кодексы по многим отраслям права не приняты или не соответствуют новым кодексам. Вместе с тем процессуальным вопросам уделяется важное внимание как юридической наукой, так и практикой, поскольку от соблюдения процессуальных норм во многом зависят законность и обоснованность принимаемых юридических решений. К процессуальным правонарушениям можно отнести неявку в суд свидетеля, подсудимого, эксперта, нарушение сроков рассмотрения жалоб граждан в административных органах, несоблюдение порядка подачи иска в суд и др. Санкции за такого рода правонарушения разнообразны: от штрафа до признания принятого в результате нарушения процедуры акта недействительным. Международные правонарушения характеризуются противоправностью деяния, причинением ущерба защищаемым международным правом интересам других государств или всему международному сообществу. Что касается вины, то хотя она в международных документах прямо не указывается, однако считается, что государство при любых обстоятельствах проявляет свою волю. Следовательно, при международном правонарушении проявление воли носит неправомерный характер, т.е. предполагается наличие вины.Различают международные преступления и простые (ординарные) правонарушения. К международным преступлениям относятся международный терроризм, пиратство, работорговля, наркобизнес, геноцид и др. Их совершение вызывает вмешательство мирового сообщества в лице создаваемых международных трибуналов. Международные преступления не имеют сроков давности. Ординарные международно-противоправные деяния выражаются чаще всего в непринятии мер по пресечению противоправных действий в отношении дипломатических представителей, нарушении торговых обязательств и т.д. Они, как правило, не требуют реагирования всего мирового сообщества и разрешаются (регулируются) различными мерами внутригосударственного характера или взаимными примирительными процедурами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Причины правонарушений

Причины и условия совершения правонарушений - сложнейшая проблема, которая до конца не решена ни юридической наукой, ни другими общественными науками.

В юридической науке, в частности, дискутируется вопрос о социальных и биологических причинах правонарушений. Некоторые ученые отдают предпочтение социальным причинам, однако все чаще признается необходимость учета психофизических и биологических особенностей индивидов, влияющих на формирование правовых установок и поведение в целом. Однако было бы правильным при объяснении причин правонарушений исходить из единства социального и биологического начал в поведении человека, в том числе и в выборе варианта поведения. В последние годы возрастает правонарушаемость вообще, в том числе преступность, которая все больше носит организованный характер, с распределением ролей среди участников преступной группировки, со специализацией на конкретных видах преступлений, а подчас перерастает границы одного государства. Появились новые, не известные ранее преступления, например преднамеренное банкротство, коммерческий подкуп, лжепредпринимательство, похищение человека, заражение ВИЧ-инфекцией, в сфере компьютерной информации и др. Все это диктует необходимость тщательно изучать причины и условия как отдельных видов преступлений, так и правонарушений в целом, правильно определять политику государства по борьбе с ними. Следует различать причины и условия совершения правонарушений. Как указывается в юридической литературе, причина находится в прямой, закономерной связи со следствием, непосредственно вызывая его, а условие в сочетании с другими обстоятельствами способствует формированию следствия, усиливая или ослабляя действие причины, не вызывая с необходимостью данное следствие. В литературе среди условий, вызывающих причины совершения правонарушений, обычно называют:

а) низкий уровень материальной жизни населения;

б) низкий уровень общей культуры и правовой культуры в частности;

в) несовершенство законодательства;

г) неэффективную работу правоохранительных органов;

д) несовпадение интересов и целей, закрепленных в норме права и преследуемых лицом-

правонарушителем;

е) деформации в образе жизни отдельных категорий людей, например алкоголизм и наркомания, распространенные в молодежной среде, и т.д. В различные периоды возникают и другие причины и условия, вызывающие правонарушения, поэтому для их пресечения нужны разнообразные меры экономического, правового и организационного характера. Помимо указанного выделяют поводы совершения правонарушения, которые представляют собой отрицательные обстоятельства ситуативного характера, возникающие в определенных ситуациях и выступающие толчком, побудительным фактором для действия причины. Это могут быть обида, ревность, психотравмирующая ситуация, чувство глубокого унижения достоинства и др. В последнее время ученые пришли к выводу об объективной неизбежности правонарушений, утопичности задачи полной ликвидации преступности и правонарушений в целом. Речь может идти о снижении уровня правонарушаемости до определенных пределов, когда она не будет представлять угрозу безопасности общества. Здесь большое место отводится профилактической, воспитательной работе, правовому просвещению и правовой информированности общества.

В  зависимости  от  характера  правонарушений  и  санкций  за  его  совершение  правонарушения делятся на преступления и проступки. Преступлением  признается  виновно  совершенное  общественно  опасное  деяние,  запрещенное под  угрозой  наказания  уголовным  кодексом  и  законами,  вносящими  в  него  дополнения  и  изменения. Испокон  веков  целью  уголовного  правосудия  признается  охрана  общества  в  целом.  Поэтому  любое деяние, подлежащее уголовному суду, считается общественно опасным. За  преступления  применяются  наказания  -  наиболее  строгие  меры  государственного принуждения,  существенно  ограничивающие  правовой  статус  лица,  признанного  виновным  в совершении  преступления  (лишение  или  ограничение  свободы,  длительные  сроки  исправительных работ  или  лишение  каких-либо  специальных  прав,  крупные  штрафы  и  др.).  Уголовное  наказание применяется  не  только  за  совершение  преступления,  но  и  за  покушение,  приготовление,  соучастие (организацию, подстрекательство, пособничество, исполнение преступления), за укрывательство особо тяжких  преступлений.  Давность  привлечения  к  уголовной  ответственности  в  зависимости  от  тяжести преступления  может  достигать  пятнадцати  лет  (к  лицам,  совершившим  преступления  против  мира  и безопасности человечества, сроки давности не применяются). Признать  виновным  в  совершении  преступления  и  назначить  наказание  может  только  суд  в установленной  для  того  процессуальной  форме  (уголовно-процессуальный  кодекс).  Отбывание наказания  регулируется  специальным  (уголовно-исполнительным)  законодательством.  После  отбытия наказания  у  лица,  осужденного  за  преступление,  длительное  время  (в  зависимости  от  тяжести преступления  и,  соответственно,  отбытого  наказания)  сохраняется  судимость  -  особое  правовое состояние, являющееся отягчающим обстоятельством при повторном преступлении, отражающееся на моральном и правовом статусе лица, считающегося судимым. Проступками  называются  виновные  противоправные  деяния,  не  являющиеся  общественно опасными,  влекущие  применение  не  наказаний,  а  взысканий.  Проступки  различаются  по  видам отношений, которые они затрагивают, и по видам взысканий, которые за них применяются. Административным  правонарушением  (проступком)  по  действующему  законодательству признается  посягающее  на  государственный  или  общественный  порядок,  государственную  или общественную  собственность,  права  и  свободы  граждан,  на  установленный  порядок  управления противоправное,  виновное  (умышленное  или  неосторожное)  действие  или  бездействие,  за  которое законодательством  предусмотрена  административная  ответственность.  К  административным правонарушениям  относятся  проступки  в  области  охраны  труда  и здоровья,  окружающей  среды, памятников истории и культуры, нарушения ветеринарно-санитарных правил, правил, действующих на транспорте, нарушения общественного порядка и др. За совершение административных правонарушений могут применяться предупреждение, штраф, лишение  специального  права  (права  управления  транспортными  средствами,  права  охоты), исправительные  работы  (до  двух  месяцев),  административный  арест  (до  15  суток)  и  др. Административное  взыскание  может  быть  наложено  не  позднее  двух  месяцев  со  дня  совершения правонарушения. Административные взыскания, а также органы, уполномоченные рассматривать дела об  административных  правонарушениях,  производство  по  делам  о  них,  а  также  порядок  исполнения постановлений о наложении административных взысканий определены Кодексом об административных правонарушениях. Дисциплинарным  проступком  называется  нарушение  трудовой,  служебной,  учебной,  воинской дисциплины.  Кодексом  законов  о  труде  предусмотрены  такие  дисциплинарные  взыскания,  как замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность на определенный срок, увольнение. Уставами о дисциплине предусмотрены еще некоторые виды  взысканий,  соответствующие  специфике  воинской  службы,  работы  в  гражданской  авиации,  на железнодорожном  транспорте  и  др.  Дисциплинарная  ответственность  судей,  прокуроров  и  некоторых других  категорий  должностных  лиц  регулируется  специальными  положениями.  Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка; взыскание не может быть  наложено  позднее  шести  месяцев  со  дня  совершения  проступка.  Давность  дисциплинарного взыскания (как и административного) - один год. Гражданские  правонарушения  (деликты)  -  причинение  неправомерными  действиями  вреда личности  или  имуществу  гражданина,  а  также  причинение  вреда  организации,  заключение противозаконной  сделки,  неисполнение  договорных  обязательств,  нарушение  права  собственности, авторских или изобретательских прав и других гражданских прав. Гражданские правонарушения влекут применение таких санкций, как возмещение вреда, принудительное восстановление нарушенного права или исполнение невыполненной обязанности, а также других правовосстановительных санкций. Материальная  ответственность  рабочих  и  служащих  за  ущерб,  причиненный  предприятию (учреждению, организации), в большинстве случаев (в зависимости от объекта, способа причинения и других  обстоятельств)  ограничена  частью  оклада  или  средней  заработной  платы  (1/3,  2/3,  один среднемесячный заработок). Особым видом правонарушений является создание противоправного состояния - самовольное вселение  или  строительство,  удержание  чужой  вещи,  заключение  противозаконной  сделки,  издание незаконного акта, нарушающего права граждан или возлагающего на них не предусмотренные законом обязанности,  и  т.п.  Эти  и  аналогичные  правонарушения  влекут  применение  правовосстановительных санкций. Как отмечено (см. гл. XXII), по способам охраны правопорядка санкции делятся на два основных вида: правовосстановительные и штрафные, карательные. Правовосстановительными  санкциями  являются  возмещение  имущественного  вреда,  ущерба (гражданско-правовая  ответственность,  материальная  ответственность  рабочих  и  служащих),  отмена противоречащих  закону  актов  и  сделок,  а  также  непосредственное  принуждение,  применяемое государственным  аппаратом  для  реализации  невыполненных  обязанностей  и  пресечения противоправных  состояний  (выселение,  изъятие,  принудительное  исполнение  и  др.).  Эти  санкции абсолютно  определенны,  причем  законодательством  не  ограничено  число  правовосстановительных санкций, применяемых для устранения последствий правонарушения, поскольку предел их реализации - восстановление  нарушенных  прав,  исполнение  невыполненных  обязанностей,  ликвидация противоправного состояния. Штрафные,  карательные  санкции  применяются  за  проступки  (дисциплинарные  или административные взыскания) или за преступления (уголовные наказания). Эти санкции, рассчитанные на  применение  с  учетом  обстоятельств  дела  и  личности  правонарушителя,  носят  относительно определенный характер, определяя либо альтернативу подлежащих применению принудительных мер, либо  их  пределы.  Применение  штрафных,  карательных  санкций порождает,  как  отмечено,  состояние наказанности (судимость, наличи дисциплинарного или административного взыскания).

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 5 Основные принципы законодательного определения правонарушений и санкции за их совершение

Понятия  права,  правонарушения  и  санкции  неразрывно  связаны  по  той  причине,  что  одна  из главных задач права - защита общества (или его господствующей либо наиболее влиятельной части) от вредных  или  опасных  деяний.  Право  потому  и  обеспечивается (охраняется)  государственным принуждением, что его существование обусловлено наличием в обществе противоречивых интересов, конфликтов,  столкновений,  для  предупреждения  и  пресечения  которых  необходимо  применение принудительных  мер.  Поэтому  любая  правовая  система  содержит  определения  правонарушений  и санкций за их совершение. Применение  мер  государственного  принуждения  за  те  или  иные  деяния  всегда  привлекало повышенное  внимание  общества,  социальных  групп,  классов,  потому  что  оно  остро  затрагивает интересы людей и их объединений. Пристальное внимание к этой проблеме обусловливается также и возможностью ошибок, произвола или попустительства государственных органов или должностных лиц, применяющих принуждение. В обыденном правосознании право нередко ассоциируется прежде всего с принуждением  и  наказанием,  поэтому  при  массовых  опросах  населения  об  основных  действующих законах чаще всего называется уголовный кодекс, хотя жизнь подавляющего большинства опрошенных граждан никак не связана ни с преступлениями, ни с наказаниями. В  процессе  становления  гражданского  общества,  основанного  на  правовом  равенстве  людей, сложились  принципиальные  положения  теории  права  и  практики  законотворчества  относительно определения  составов  правонарушений  и  санкций  за  их  совершение.  Некоторые  из  этих принципиальных  положений  закреплены  в  международных  документах,  признаны  и  воплощены  в законодательстве Российской Федерации. Основные  принципы  законодательного  определения  запретов и  санкций  за  их  нарушение формировались в процессе развития и обсуждения уголовного права, определяющего наиболее строгие меры государственного принуждения. Эти принципы относятся не только к уголовному праву, но и  ко всему  вообще  законодательству,  определяющему  составы  правонарушений  и  санкции  за  их совершение. Общепризнанным  принципом  наказания  за  преступление  является  принцип  законности,  или правовой обоснованности, выраженный известной формулой: nullum crimen, nulla poena, sine lege (лат. - без закона нет ни преступления, ни наказания). Это означает, что правонарушением признается лишь деяние,  которое  до  его  совершения  было  запрещено  законом,  вступившим  в  силу  и  доведенным  до всеобщего сведения. Важным принципом определения составов правонарушений и санкций является соразмерность преступления  (проступка)  и  наказания  (взыскания).  Этот  принцип  сложился  в  противовес  практике устрашающих жестоких наказаний за все вообще правонарушения, свойственной Средневековью. Международными  пактами  запрещены  наказания  жестокие,  бесчеловечные,  унижающие достоинство,  присущее  человеческой  личности.  В  странах,  которые  не  отменили  смертной  казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления.Наказания и взыскания не должны противоречить системе социальных ценностей, принятых в данном обществе. Кроме того, они должны быть согласованы с наказаниями (взысканиями) за другие правонарушения. Если, скажем, грабеж или разбой караются так же или даже строже, чем убийство, - человеческая  жизнь  приравнивается  к  имущественной  ценности,  причем  стимулируется  убийство потерпевшего  с  целью  избавиться  от  свидетеля.  В  целом  принцип  соразмерности  означает необходимость  дифференциации  и  согласованности  наказаний  и  взысканий  за  разные  по  степени опасности и вредности правонарушения. Правовой наукой и практикой разработан ряд принципиальных положений, определяющих общее направление развития законодательства о правонарушениях и санкциях за их совершение. Запрещать  можно  только  деяния,  которые  могут  быть  доказаны  средствами  юридического процесса  и  пресечены  с  помощью  мер  государственного  принуждения. В  противном  случае  запреты будут безнаказанно нарушаться, что приведет к падению авторитета закона и государства. Запретов  не  должно  быть  слишком  много;  в  общественном  сознании  существует  некий  порог восприятия  правовых  норм,  запретов  и  санкций  за  их  нарушение.  Чрезмерное  множество  запретов приведет  к  тому,  что  среди  запретов,  без  которых  можно  было  обойтись,  затеряются  действительно необходимые запреты. Кроме того, когда запретов слишком много - практически невозможно покарать каждое их нарушение и потому складывается представление, что их можно безнаказанно нарушать. Нельзя каждый запрет сопровождать очень строгой санкцией. Если одинаково строго караются разные по степени вредности и опасности правонарушения, у преступника нет стимула воздерживаться от деяний более опасных. К тому же непомерно строгие наказания могут вызывать сочувствие общества к наказанному, породить широкое недоверие к справедливости законодателя, а также чрезмерно частое смягчение наказаний судами при решении конкретных дел, что отрицательно сказывается на авторитете закона. Но и недостаточно строгие санкции неэффективны: если за уклонение от уплаты налогов или за причинение  в  результате  промышленной  деятельности  вреда  природе  установлены  относительно невысокие штрафы, недостаточен стимул для прекращения противоправного поведения. В настоящее время серьезной проблемой ряда обществ, в том числе и российского, является декриминализация  и  депенализация,  под  которыми  понимаются  общее  сокращение  количества

правовых  запретов,  отмена  наказуемости  некоторых  деяний,  а  также перевод  менее  опасных преступлений в разряд проступков. В ряде стран в процессе развития уголовного права оказалось, что уголовная ответственность установлена за очень большое количество составов правонарушений. Практика показала к тому же, что лишение свободы, как основная мера уголовного наказания, недостаточно эффективно для исправления и перевоспитания осужденных, поскольку среди отбывших это наказание высок рецидив. В то же время доказана  порой  большая  по  сравнению  с  наказанием  эффективность  применения  строгих административных взысканий за менее опасные преступления, особенно те, за которые суды и судьи стремятся не применять предусмотренные законом наказания, считая их чрезмерно суровыми. В таких случаях  высокий  штраф,  лишение  специальных  прав  и  другие  административные  взыскания оказываются более действенными мерами, чем условное осуждение. Серьезной  практической  проблемой,  особенно  для  нашей  страны,  является  соотношение правовосстановительных и штрафных, карательных санкций. В гражданском обществе в случаях, когда правонарушением  причинен  урон  правам  гражданина  или  организации,  первоочередной  задачей является  восстановление  нарушенных  прав,  возмещение  вреда  за  счет  правонарушителя.  В  тех обществах,  где  все  огосударствлено,  даже  сфера  обслуживания,  главное  значение  придается уголовным, административным, дисциплинарным санкциям; поэтому в случаях, когда права гражданина нарушались  противоправными  действиями  работников  государственных организаций,  он  получал  не возмещение вреда и убытков, а сообщение о том, что на виновных наложены дисциплинарные и иные взыскания. Формирование гражданского общества повышает значение имущественной ответственности и  других  правовосстановительных  санкций,  применение  которых  непосредственно  служит восстановлению нарушенных прав, поддержанию правопорядка. Наиболее  важной  задачей  борьбы  с  правонарушениями является  их  предупреждение. Правонарушения нельзя искоренить, борясь только непосредственно с ними, но существенно уменьшить их  количество  можно  и  должно.  Достаточно  очевидно,  что  число  вредных  и  опасных  для  общества деяний  заметно  возросло  бы,  если  бы  они  не  были  запрещены  или  за  них  были  бы  установлены неэффективные  санкции,  либо,  наконец,  если  бы  правовые  запреты  можно  было  нарушать безнаказанно.  По  своему  содержанию  меры,  предусмотренные  санкциями,  должны  иметь  целью исправление  и  перевоспитание  правонарушителей,  предупреждение  совершения  новых правонарушений  ими  (так  называемая  частная  превенция)  и  иными  лицами  (общая  превенция).  Эта цель  осуществляется  в  процессе  применения  и  реализации  санкций,  т.е.  в  отношениях  юридической ответственности за правонарушения

Информация о работе Правонарушение понятие и признаки