Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:49, курсовая работа
Общество - это сложный организм, целая система разнообразных отношений, нуждающихся в упорядочивании, регулировании. Для целей регулирования в обществе складывается система нормативных регуляторов: обычаи, нормы морали, религиозные нормы и нормы права.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие права и морали……………………………………………………….5
1.1. Понятие права………………………………………………………………...5
1.2. Понятие морали………………………………………………………………8
2. Соотношение права и морали………………………………………………..12
2.1. Общие черты и различия между правом и моралью……………………..12
2.2. Проблемы соотношения права и морали………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемых источников……………………………………………..30
Введение
Неоспоримо и обратное влияние на нравственность. Право вмешивается в борьбу мотивов, определяющих нравственное поведение и действует как психический фактор. Оно подавляет одни мотивы и укрепляет другие. Принуждая, страхом угрозы, к требуемому поведению, нормы права превращают данное поведение в привычное, а потому само по себе желательное. Мотивы антисоциального поведения, сдержанные правовою угрозою и потому не осуществляемые во вне, постепенно ослабевают, отпадают, а вместе с тем исчезает опасное с нравственной стороны поведение. "Регулируйте чувства человека и его действия, и вы неизбежно повлияете на его действия и его чувства. Заставьте человека отрешиться от ненависти к его брату, и он, наверно, не решится его убить; если же вы убедите его не убивать брата, вы неизбежно ослабите до некоторой степени силу его ненависти".
Право, конечно, способно поддержать требования нравственности, недостаточно обеспеченные неорганизованной санкцией. Но для этого оно само должно быть нравственно, т.е. властвующие, которые создают право, должны испытывать на себе нравственную санкцию. Чтобы право могло поддерживать нравственность, необходимо, чтобы нравственность определяла государственный строй, потому что право есть продукт государства.
Заключение
В процессе регулирования общественных отношений мораль и право также системно взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга.
К важнейшим ценностям общества наряду с жизнью и здоровьем людей относится мораль и общественная нравственность. Государство при помощи юридических средств предусматривает способы и меры их защиты. Например, в УК РФ содержится ряд статей, защищающих общественную нравственность.
Проблема моральности права является актуальной и для уголовного процесса.
Главной целью уголовного судопроизводства является установление объективной истины. При этом не только безнравственно, но и юридически наказуемо добывать показания с применением насилия в отношении обвиняемого и других участников процесса. Норма, регулирующая порядок допроса обвиняемого, требует совершенствования с точки зрения общечеловеческой морали.
Обеспечение свободы личности, в том числе и в уголовном процессе, связано со свободой вероисповедания. Возможность осуществления свободы вероисповедания можно расценивать как подтверждение реального гуманизма в юридической практике.
В Уголовно_процессуальном кодексе (УПК РФ) дается перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетеля. К этой категории лиц, с учетом определенных обстоятельств, отнесены: судьи, присяжные заседатели – об обстоятельствах обсуждения в совещательной комнате вопросов, возникших при вынесении судебного решения; защитники подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, а равно представители потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика – об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с выполнением своих обязанностей по уголовному делу; священнослужители – об обстоятельствах, известных ему из исповеди; лицо, которое и силу своего малолетнего возраста либо психического или физического нарушения развития неспособно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания; близкие родственники подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, если они дали согласие на допрос в качестве свидетеля по данному делу.
В одном из своих предпасхальных выступлений патриарх Московский и всея Руси Алексий II заметил: «Духовная жизнь – это ежедневное возделывание земли своего сердца»[7].
В современной России идет борьба за цивилизованный путь развития общества и государства. Находясь в смутном состоянии, общество обязано отдавать себе отчет в том, куда и к чему оно идет. Поэтому проблема моральности поведения наблюдается во всех сферах общественной жизни, в том числе и в политической. Например, с моральной точки зрения, нельзя назвать идеальным поведение ряда губернаторов, вначале добровольно ушедших в отставку, а затем принявших участие и победивших в новых выборах (А. Тулеев в Кемеровской области и К. Титов – в Самарской области).
Важным является вопрос о соотношении права и закона. В данном случае признается специфика права как особого, обладающего объективными свойствами социального явления, независимо от воли или произвола законодателя, власти, от переходящего эмпирического содержания текущего нормотворчества и правоприменения.
Ценность права можно рассматривать применительно к обществу, слоям и группам населения и, конечно, применительно к человеку и гражданину. При этом личностная ценность права должна быть приоритетна.
Список используемых источников
1. Конституция РФ
2. Уголовный кодекс РФ
3. Уголовно-процессуальный кодекс
4. Семейный кодекс РФ
5. Головистикова А.Н.. Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. - М.: Издательство Эксмо, 2005
6. Коркунов. Лекции по общей теория права, 4-е изд. 1897
7. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986
8. Матузов Н.И, Малько А.В. Теория государства и права: Учебник - М.: Юристъ, 2002
9. Мелехин А. В.Теория государства и права: учебник, М. : Маркет ДС, 2007
10. Петражитский. Теория права и государства, 2-е изд., I, 1909
11. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М.: Проспект,2001.
12. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт – М, 2001
13. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие в 2-х томах. М.: Издательство «Юридический колледж МГУ» 1995
14. Современная универсальная Российская энциклопедия, М., 2000.
15. Клин Б. Беседа со святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II («Духовная жизнь – это ежедневное возделывание земли своего сердца») // Известия. 2006.
16. Гайман В. Механизм обеспечения реализации закона в современных условиях. // Государство и право – 2004. - №3. – С.23-26.
17. Гайсин Т. Реализация закона в современных условиях. //Государство и право. – 2003. – №2. – С.56-57.
18. Григорьев А. Понятие законности и правопорядка // Российская юстиция. – 2003. – №10. – С.45-47.
19. Исаков В. Соотношение законности и правопорядка // Российская юстиция. – 2004. – №11. – С.12-15.
20. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право, 2003. - №3.
2
[1] Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М.: Проспект,2001. – с.100.
[2] Современная универсальная Российская энциклопедия, М., 2000.
[3]1 Современная универсальная Российская энциклопедия, М., 2000 .
[4]Коркунов. Лекции по общей теория права, 4-е изд. 1897
[5] Петражитский. Теория права и государства, 2-е изд., I, 1909.
[6] Там, где на одной стороне имеется право, на другой – нравственная психика выражается в авторитетном побуждении к спокойному перенесению подлежащих, хотя бы злостных и неосновательных воздействий к терпению, как таковому(Петражитский. Теория, т. I, ). Едва ли такая психика существует в действительности.
[7] Клин Б. Беседа со святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II («Духовная
жизнь – это ежедневное возделывание земли своего сердца») // Известия. 2006. 18 апр.