Право и мораль

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:49, курсовая работа

Краткое описание

Общество - это сложный организм, целая система разнообразных отношений, нуждающихся в упорядочивании, регулировании. Для целей регулирования в обществе складывается система нормативных регуляторов: обычаи, нормы морали, религиозные нормы и нормы права.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие права и морали……………………………………………………….5
1.1. Понятие права………………………………………………………………...5
1.2. Понятие морали………………………………………………………………8
2. Соотношение права и морали………………………………………………..12
2.1. Общие черты и различия между правом и моралью……………………..12
2.2. Проблемы соотношения права и морали………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемых источников……………………………………………..30


Введение

Файлы: 1 файл

курсач по тгп.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

Неоспоримо и обратное влияние на нравственность. Право вмешивается в борьбу мотивов, определяющих нравственное пове­дение и действует как психический фактор. Оно подавляет одни мотивы и укрепляет другие. Принуждая, страхом угрозы, к требуе­мому поведению, нормы права превращают данное поведение в привычное, а потому само по себе желательное. Мотивы антисоци­ального поведения, сдержанные правовою угрозою и потому не осуществляемые во вне, постепенно ослабевают, отпадают, а вместе с тем исчезает опасное с нравственной стороны поведение. "Регули­руйте чувства человека и его действия, и вы неизбежно повлияете на его действия и его чувства. Заставьте человека отрешиться от ненависти к его брату, и он, наверно, не решится его убить; если же вы убедите его не убивать брата, вы неизбежно ослабите до неко­торой степени силу его ненависти".

Право, конечно, способно поддержать требования нравствен­ности, недостаточно обеспеченные неорганизованной санкцией. Но для этого оно само должно быть нравственно, т.е. властвующие, которые создают право, должны испытывать на себе нравственную санкцию. Чтобы право могло поддерживать нравственность, необ­ходимо, чтобы нравственность определяла государственный строй, потому что право есть продукт государства.


Заключение

 

В процессе регулирования общественных отношений мораль и право также системно взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга.

К важнейшим ценностям общества наряду с жизнью и здоровьем людей относится мораль и общественная нравственность. Государство при помощи юридических средств предусматривает способы и меры их защиты. Например, в УК РФ содержится ряд статей, защищающих общественную нравственность.

Проблема моральности права является актуальной и для уголовного процесса.

Главной целью уголовного судопроизводства является установление объективной истины. При этом не только безнравственно, но и юридически наказуемо добывать показания с применением насилия в отношении обвиняемого и других участников процесса. Норма, регулирующая порядок допроса обвиняемого, требует совершенствования с точки зрения общечеловеческой морали.

Обеспечение свободы личности, в том числе и в уголовном процессе, связано со свободой вероисповедания. Возможность осуществления свободы вероисповедания можно расценивать как подтверждение реального гуманизма в юридической практике.

В Уголовно_процессуальном кодексе (УПК РФ) дается перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетеля. К этой категории лиц, с учетом определенных обстоятельств, отнесены: судьи, присяжные заседатели – об обстоятельствах обсуждения в совещательной комнате вопросов, возникших при вынесении судебного решения; защитники подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, а равно представители потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика – об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с выполнением своих обязанностей по уголовному делу; священнослужители – об обстоятельствах, известных ему из исповеди; лицо, которое и силу своего малолетнего возраста либо психического или физического нарушения развития неспособно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания; близкие родственники подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, если они дали согласие на допрос в качестве свидетеля по данному делу.

В одном из своих предпасхальных выступлений патриарх Московский и всея Руси Алексий II заметил: «Духовная жизнь – это ежедневное возделывание земли своего сердца»[7].

В современной России идет борьба за цивилизованный путь развития общества и государства. Находясь в смутном состоянии, общество обязано отдавать себе отчет в том, куда и к чему оно идет. Поэтому проблема моральности поведения наблюдается во всех сферах общественной жизни, в том числе и в политической. Например, с моральной точки зрения, нельзя назвать идеальным поведение ряда губернаторов, вначале добровольно ушедших в отставку, а затем принявших участие и победивших в новых выборах (А. Тулеев в Кемеровской области и К. Титов – в Самарской области).

Важным является вопрос о соотношении права и закона. В данном случае признается специфика права как особого, обладающего объективными свойствами социального явления, независимо от воли или произвола законодателя, власти, от переходящего эмпирического содержания текущего нормотворчества и правоприменения.

Ценность права можно рассматривать применительно к обществу, слоям и группам населения и, конечно, применительно к человеку и гражданину. При этом личностная ценность права должна быть приоритетна.


Список используемых источников

 

1.           Конституция РФ

2.           Уголовный кодекс РФ

3.           Уголовно-процессуальный кодекс

4.           Семейный кодекс РФ

5.           Головистикова А.Н.. Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. - М.: Издательство Эксмо, 2005

6. Коркунов. Лекции по общей теория права, 4-е изд. 1897

7. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986

8. Матузов Н.И, Малько А.В. Теория государства и права: Учебник - М.: Юристъ, 2002

9. Мелехин А. В.Теория государства и права: учебник, М. : Маркет ДС, 2007

10. Петражитский. Теория права и государства, 2-е изд., I, 1909

11. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М.: Проспект,2001.

12. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт – М, 2001

13. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие в 2-х томах. М.: Издательство «Юридический колледж МГУ» 1995

14. Современная универсальная Российская энциклопедия, М., 2000.

15. Клин Б. Беседа со святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II («Духовная жизнь – это ежедневное возделывание земли своего сердца») // Известия. 2006.

16.               Гайман В. Механизм обеспечения реализации закона в современных условиях. // Государство и право – 2004. - №3. – С.23-26.

17.               Гайсин Т. Реализация закона в современных условиях. //Государство и право. – 2003. – №2. – С.56-57.

18.               Григорьев А. Понятие законности и правопорядка // Российская юстиция. – 2003. – №10. – С.45-47.

19.              Исаков В. Соотношение законности и правопорядка // Российская юстиция. – 2004. – №11. – С.12-15.

20.              Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право, 2003. - №3.

 

2

 



[1] Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М.: Проспект,2001. – с.100.

[2] Современная универсальная Российская энциклопедия, М., 2000.

[3]1 Современная универсальная Российская энциклопедия, М., 2000 .

[4]Коркунов. Лекции по общей теория права, 4-е изд. 1897

[5] Петражитский. Теория права и государства, 2-е изд., I, 1909.

[6] Там,  где  на  одной стороне  имеется  право,  на  другой  –   нравственная психика выражается в авторитетном побуждении к спокойному перенесению подле­жащих, хотя бы злостных и неосновательных воздействий к терпению, как таковому(Петражитский. Теория, т. I, ). Едва ли такая психика существует в действительности.


 

[7] Клин Б. Беседа со святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II («Духовная

жизнь – это ежедневное возделывание земли своего сердца») // Известия. 2006. 18 апр.

 


Информация о работе Право и мораль