Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:50, реферат
Целью исследования является изучение прав и свобод личности в правовом государстве.
Исходя из цели исследования, можно выделить и ряд взаимосвязанных задач:
– рассмотреть взаимодействие общества, личности и государства;
– описать ответственность государства перед личностью;
– изучить права человека и гражданина, выделить правовые способы защиты личности;
– признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
– самозащиты права;
– присуждения к исполнению обязанности в натуре;
– возмещения убытков;
– взыскания неустойки;
– компенсации морального вреда;
– прекращения или изменения правоотношения;
– неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
– иными способами, предусмотренными законом.4
Содержание каждого из указанных способов
защиты и порядок его применения конкретизируются
в нормах общей части
гражданского законодательства, в нормах,
относящихся к институтам сделок, права
собственности, обязательственного права.
Порядок и пределы
применения конкретного способа
защиты
гражданского права зависят от содержания
защищаемого субъективного права и характера
его нарушения.
Этому правилу не противоречит то обстоятельство, что в гражданском праве нередки случаи, когда одновременно применяются несколько различных способов защиты гражданских прав.
Каждый способ защиты гражданского права может применяться в определенном процессуальном или процедурном порядке. Этот порядок именуется формой защиты гражданского права. В науке гражданского права различают юрисдикционную и неюрисдикционную форму защиты прав. Юрисдикционная форма защиты – это защита гражданских прав государственными или уполномоченными государством органами. Юрисдикционная форма защиты означает возможность защиты гражданских прав в судебном или административном порядке.
Судебная форма защиты гражданских прав наиболее полно соответствует принципу равенства участников гражданских правоотношений. В п. 1 ст. 11 ГК говорится, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.5
Защита гражданских
прав в административном порядке
путем обращения к вышестоящему органу
или должностному лицу нетипична для
гражданского права. Поэтому в п. 2 ст. 11
ГК указано, что защита гражданских прав
в административном порядке осуществляется
лишь в случаях, предусмотренных законом.
В качестве примера
законодательного разрешения защиты гражданского
права в административном порядке можно
привести правила о рассмотрении споров
об отказе выдачи патентов Апелляционной
палатой Патентного ведомства РФ. В отдельных
случаях закон предусматривает альтернативную
возможность защиты гражданского права,
как в административном, так и в судебном
порядке – по выбору управомоченного
лица. Так, дела по жалобам граждан на действия
государственных органов, общественных
организаций и должностных лиц, нарушающих
права и свободы граждан, дела по жалобам
на отказ в разрешении на выезд из Российской
Федерации за границу или на въезд из-за
границы можно по выбору управомоченного
лица возбуждать в
суде либо обращаться с ними к вышестоящему
в порядке подчиненности государственному
органу или должностному лицу. Законом
может быть предусмотрена ситуация, когда
защита гражданского права в административном
порядке является обязательным предварительным
условием для обращения в суд. В таком
порядке, например, рассматриваются споры,
связанные с отказом в предоставлении
либо с изъятием земельных участков. Следует
иметь в виду, что решение, принятое в
административном порядке, в любом случае
может быть обжаловано в суд.
Способы защиты личности, допускаемые законом,
отличаются друг от друга по юридическому
и материальному содержанию, формам и
основаниям применения. По этим признакам
способы защиты гражданских прав можно
классифицировать на следующие
виды:
– фактические действия управомоченных субъектов, носящие признаки самозащиты гражданских прав;
– меры оперативного воздействия на нарушителя гражданских прав;
– меры правоохранительного характера, применяемые к нарушителям гражданских прав компетентными государственными или иными органами.
Временами социальные мыслители преувеличивали роль личности, прежде всего государственных деятелей, полагая, что чуть ли не все решается выдающимися людьми. Короли, цари, политические вожди, полководцы якобы могут управлять и управляют всем ходом истории, как своего рода кукольным театром. Разумеется, роль личности велика в силу особого места и особой функции, которую она призвана выполнять. Соотношение личности и государства может быть весьма различным. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и обществом в целом, чьи интересы и призвано представлять государство. Огромное значение имеет и формирование «настоящего» гражданского общества, процесс которого еще не завершен не только в России, но и в других странах.
Государство и право являются способами самоорганизации человеческого общества. Поэтому исследование причин и путей возникновения и развития государства и права необходимо начать с изучения эволюции человека и становления человеческого общества.
Взаимодействие государства и личности в настоящее время наиболее оптимально осуществляется в гражданском обществе. Одной из целей российских реформ является как раз построение гражданского общества. За эпитетом «гражданское», несмотря на его условность, стоит обширное и богатое содержание. Смысл данного феномена многогранен и неоднозначен, толкуется учеными по-разному. Но не всякое общество, состоящее из граждан, является гражданским, подобно тому, как не любое государство, где действует право, можно назвать правовым.
Важнейшее значение в ходе развития личности в государстве имеет его социализация, то есть процессы объединения человеческих индивидов, приведшие к образованию на отдельных частях земного шара относительно устойчивых целостных человеческих общностей (обществ), пронизанных и скрепленных становящимися все более многообразными и сложными повторяющимися связями, нормами и правилами общежития, позволяющими обществу при их ненарушении, соблюдении более успешно, чем индивидам поодиночке, добиваться удовлетворения своих совпадающих нужд и потребностей, становящихся в силу этого совпадения общими.
Также стоит отметить, что любое государство, желая быть полноправным членом мирового сообщества, должно образовывать свое правовое регулирование с требованиями международных стандартов в области прав человека.
1 Конституция Российской Федерации: Научно – практический комментарий / Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. – М.: Юристъ, 1997. –716 с.
2 Конституция Российской Федерации: Научно – практический комментарий / Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. – М.: Юристъ, 1997. –716 с.
3 Маритен Жак Человек и государство / Жак Маритен. – М.: Идея-Пресс, 2000. – 196 с.
4 Права человека: Идеи, нормы, реальность / отв. ред. Р. А. Мюллерсон – М.: Юридическая литература, 2001. – 160 с.
5 Права человека: Идеи, нормы, реальность / отв. ред. Р. А. Мюллерсон – М.: Юридическая литература, 2001. – 160 с.