Понятие, структура и виды норм права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос «Нормы права» является одним из основополагающих и интересных в области теоретических познаний государства и права и поэтому автор решил рассмотреть его в своей курсовой работе. Затрагиваемые в работе проблемы в известной мере традиционны и сравнительно изучены в российском правоведении, так как теория правовой нормы, отличается аргументированностью и стабильностью ее основных положений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие, признаки и виды норм права
1.1. Понятие и основные признаки правовых норм….…………………………6
1.2. Классификация норм права……………….………………………………..15
2. Структура нормы права и характеристика составляющих элементов
2.1. Структура нормы права……………………….……………………………20
2.2. Понятие и виды элементов норм права……………………………………24
Заключение…………………………………………………….…………………29
Список литературы………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 58.79 Кб (Скачать)

Простой или абсолютно-определенной санкцией является та, где размер неблагоприятных последствий точно указан. Например, ст. 13.3 Кодекс об Административных Правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) «Изготовление и использование радиопередающих устройств без разрешения, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от двадцати до семидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств или без таковой»11.

Сложной или относительно-определенной санкцией является та, где границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до минимального. Например, п.1. ст.161 УК РФ «Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, - наказывается исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет».

Альтернативная санкция - это санкция где названы и перечислены несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное для решаемого случая. Например, ст. 125 УК РФ «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, - наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платой или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев».

Санкции по своему характеру подразделяются на меры защиты нарушенных прав, меры ответственности и меры предупредительного воздействия.

Меры защиты - направлены на восстановление нарушенных прав (возмещение причиненного вреда, восстановление на работе, в прежней должности).

Меры ответственности - носят карательный или штрафной характер (лишение свободы, лишение прав на определенную деятельность, денежный штраф).

Меры предупредительного воздействия - направлены на пресечение правонарушения или обеспечение предполагаемого решения (привод свидетеля, уклоняющегося от явки в суд, арест на имущество в обеспечение ущерба, задержание подозреваемого).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализируя право как общественный институт, можно сделать вывод, что это не отдельная, монолитная и самодостаточная система. Право - это обобщенное понятие, формула, обозначающая ни что иное, как четко структурированную систему юридических норм, и созданную для верного определения соотношения этой системы с прочими социальными явлениями. Юридические нормы обеспечивают гарантированное исполнение жизненно необходимых правил, без которых функционирование общества и государства было бы невозможным. Именно такие правила являются тем минимумом, который призван сохранять стабильность политической и правовой системы каждого государства. Поскольку такая база уже создана, остальные сферы общественных отношений могут находиться в пределах компетенции прочих социальных норм.

Норма права - это основополагающая структура в системе социальных норм, гарант ее эффективного функционирования. Правовые нормы создают условия взаимодействия существующих и новых составных частей системы всех социальных норм, создают для них правовую базу, не допуская тем самым чрезмерного усиления одной группы норм (а также государственных органов) за счет остальных, обеспечивая стабильное движение общества по демократическому пути развития.

Нормы права представляют собой правила поведения людей в обществе, рассчитаны на многократность применения, действуя непрерывно во времени и в отношении персонально неопределенного круга субъектов, а также являются результатом сознательно-волевой деятельности людей.

Норма права всегда «упакована» в словесную оболочку, грамматические формы, утверждения, суждения, определения, понятия и т. д. И выделить ее из различных словесных форм, четко сформулировать - большая научная и прикладная задача. Именно такую задачу и решает структура нормы права её строение из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. И норма права может активно воздействовать на общественные отношения, быть их государственным регулятором только при единстве и логической взаимосвязи всех ее структурных элементов.

Норма права, по существу, является большим дискуссионным вопросом юридической науки. Но, несмотря на многообразие мнений, и точек зрения, все исследования данной проблемы приводят, в конечном счете, к вопросу о значении юридической науки, которое состоит в глубоком исследовании сложных и многообразных процессов развития государственности и жизни общества, в котором мы живем.

Развитие норм права наблюдается и в их внешнем выражении. Чем дальше общество шагает в своем развитии, тем сложнее становятся нормативные акты. Появляются отрасли права, которые в свою очередь делятся на институты права. Они также имеют свою структуру: разделы, главы, статьи, параграфы, пункты. Чем больше изучается и развивается право, тем объемнее и точнее становятся правовые акты. Правотворческие органы также имеют свою иерархию, в зависимости от юридической силы издаваемых правовых актов и по сфере их действия.

 

Существующая классификация норм права помогает профессионально точно и грамотно осуществлять правовое регулирование, изучать и в необходимых случаях обоснованно критиковать законодательство, т.е. ценность каждой теоретической классификации выражается в ее практическом значении, возможности более точно применить ту или иную норму на практике. Ведь каждый из нас желает, чтобы право стало средством обеспечения общего блага и справедливости, а значит, каждый из нас должен проявлять бдительность и нетерпимость к воздействию на правовую систему индивидуального, группового и классового эгоизма, причем негативными примерами такого рода весьма богата история государства и права.

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 года
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации.  Часть вторая от 26.01.1996 г., №14-ФЗ
  3. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 г., №195-ФЗ
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г., №63-ФЗ

Учебники и учебные пособия:

  1. Востриков П.П. Теория государства и права. Уч. пос. Н. Новгород, 2003 г.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Новый юрист, 2004 г.
  3. Клименко А.В.,  Румынина В.В. Теория государства и права. – М.: Мастерство, 2007 г.
  4. Лазарев В.В., Липень С.В. «Теория государства и права. 2-е издание». Москва. 2000 г.
  5. Масюкевич О.П. Теория государства и права. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002 г.
  6. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М.6: Ось-89,2000 г.
  7. Сухарев А.Я. . «Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации». Москва. 2004 г.
  8. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. \ Под ред. З.М. Черниловского. – М.:ЮЛ.
  9. Хрюпанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Интерстиль, 2001 г.

 

 

 

1 Спиридонов Л. И. Теория государства и права - М., 2000.

2 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. \ Под ред. З.М. Черниловского. – М.:ЮЛ.

3 Клименко А.В. Теория государства и права. – М.: Мастерство, 2007. – С. 150

4 Венгеров А.Б. Теория государства и прва. – М.: Новый юрист, 2004. – С. 434

5 «Российская газета» №237 от 25.12.1993 г.

6 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.:Интерстиль, 2001. – С. 227

7 «Собрание законодательства РФ» от 05.12.1994 г., №32, ст. 3301, «Российская газета» №238-239 от 08.12.1994 г.

8 «Собрание законодательства РФ» от 17.06.1996 г., ст.2954, «Российская газета» №113 от 18.06.1996 г., №114 от 19.06.1996 г., №115 от 20.06.1996 г., №118 от 25.06.1996 г.

9 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.:Интерстиль, 2001. – С. 231

10 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.:Интерстиль, 2001. – С. 234

11 «Российская газета» №256 от 31.12.2001 г.,  «Парламентская газета « №2-5 от 05.01.2002 г., «Собрание законодательства РФ» от 07.01.2002 г., №1 (ч.1), ст.1


Информация о работе Понятие, структура и виды норм права